Воробьиные этюды

                Воробьи – наши спутники и селятся там, где обосновались
                мы, люди...в этом платье скромности живёт безоблачность
                маленькой радости и блаженство доверия.
                Карл Кениг. «Брат зверь»

                И СТОЛ, И ДОМ

    Летняя ночь. Улица затихла, и вдруг раздалось отчаянное чириканье. Я бросилась к окну и обнаружила, что место, откуда раздаются крики – уличный светильник,возле которого суетился воробей. Он ловил насекомых, летящих на свет, и исчезал с ними куда-то под колпак лампы. Чириканье на мгновенье утихало, чтобы тут же возобновиться с большей силой. Вскоре, однако, оно прекратилось: очевидно, родителям удалось накормить прожорливого птенца.

    Осенью рабочие меняли лампы уличного освещения. Вместе с лампой они вытащили пучок травы. Это были остатки воробьиного гнезда.

                ГОЛОД НЕ ТЕТКА

    В очень холодный зимний день не летала ни одна птица. Воробьи попрятались по щелям и гнёздам, а голуби мохнатыми комками сидели на карнизах. Я бежала домой на перерыв, делая попутно покупки.

    Вдруг я почувствовала, что кто-то перелетает за мной с дерева на дерево. Остановившись, стала всматриваться. Старый, пушистый от холода воробей сел на самую нижнюю ветку надо мною и, как завороженный, куда-то смотрел. Проследив за его взглядом, я увидела… хлеб в моей руке.
    На брошенные крошки слетел не только он, но и явившиеся, как по волшебству, другие воробьи и голуби.

                АЙ ДА ВОРОБЬИХА!

    У соседей в углублении под рамой построила гнездо воробьиная чета. Каждый вечер, оглядевшись по сторонам, воробьи прятались туда и с такой же осторожностью вылетали утром.

    В один из зимних вечеров они долго прыгали по пожарной лестнице вместе с другими воробьями, а с наступлением темноты улетели куда-то под крышу.

    Утром я увидела, что соседское окно до половины засыпано снегом. Вдруг на него слетел воробей, лапки его сразу провалились, и он растерянно замер. Тут же его с сердитым криком прогнала воробьиха. Она бросилась на снег, распластав крылышки, и стала ими отгребать его. Делала она это с небольшими перерывами несколько раз. В результате в снегу образовалась канавка, и оба воробья благополучно попали в своё гнездо.

                ВСЕМ МИРОМ

    Была та пора лета, когда молодые воробьята вылетают из гнёзд и следуют за родителями.
Меня всегда потрясает эта картина: среди оживлённого тротуара и огромных человеческих ног присел воробьишка с широко открытым клювом, а ставший на цыпочки папа деловито суёт в эту бездну очередную еду.

    Часть молодых воробьёв становится лёгкой добычей кошек. Вот так прямо из кошачьей пасти и попал к нам птенец воробья. Кушать самостоятельно он не умел, да и летать после такого потрясения не мог. Мы посадили его в клетку, насыпали пшена и крошек, поставили поилочку с водой. Клетку поместили на открытое окно, где на карнизе, как всегда, были зерно и крошки.

    Вскоре раздалось громкое чириканье. Это вопил наш птенец, а сбоку, на прутьях клетки, сидела воробьиха и кормила его. Я подумала, что это его мать, но тут прилетела другая воробьиха. Она тоже сунула корм в раскрытый клюв, а потом, набрав пшена, полетела на ветку кормить своих птенцов.

    Так воробьи кормили воробьишку, пока он сам не научился есть, а затем вылетел из клетки.

                ХОТЬ МАЛ, ДА УДАЛ.

    Три голубя на карнизе дома никак не могли поделить хлебную корочку. А возле них суетился воробей. Он казался особенно маленьким рядом со взъерошенными от драки голубями. С отчаяньем голода, рискуя получить смертельный удар клювом по голове, воробей тщетно пытался протиснуться между голубями. Стремясь ухватить хлеб сверху, он  порхал, как бабочка, или зависал, как колибри над цветком. Иногда он цеплялся за наружный край карниза и оттуда тянулся к корочке, но всё было напрасно.

    Наконец один из голубей неудачно клюнул и сбросил хлеб. Воробей на лету подхватил его и тяжело полетел на дерево. А голуби оглядывались и искали корочку.

                ВОРОБЬИНЫЙ ТОЛЧОК.

    Совершенно необычную картину наблюдала я летом в Аркадии. В одном из самых людных мест, чуть в стороне от дороги земля была сплошь покрыта воробьями. Они беспрерывно перемещались внутри этой площадки и даже не очень интересовались брошенными им крошками. Это были молодые полевые воробьи с коричневыми шапочками и белыми щёчками, на которых выделялись чёрные пятнышки. Я осторожно поставила ногу, и воробьи не взлетели, а спокойно «обтекли» её. То же произошло, когда я поставила вторую ногу. Так я и стояла в центре воробьиного толчка, как Гулливер среди лилипутов. Удивление и особое чувство радостного общения с доверчивыми птицами наполнило меня.

                ЧТОБ И ДУХУ НЕ БЫЛО!

    Поднимаясь по лестнице к Оперному театру из переулка Чайковского, я заметила на небольшой сосенке какой-то предмет. Подойдя к дереву, увидела птицу больше горлицы, вертикально сидящую на ветке, прижавшись к стволу. Чтоб рассмотреть её в глубине кроны,
пришлось подойти к самой сосне. Ноги птицы, покрытые перьями, крепко обхватывали ветку. В тени трудно было определить окраску, заметны были только тёмные продольные полосы на брюшной стороне тела. Но вот птица повернула голову - и я увидела…лицо! Круглые большие жёлтые глаза были направлены вперёд, окружённые перьями, они образовали лицо, в центре которого был светлый крючковатый клюв.

    Вездесущие воробьи, наверное, в ожидании корма, прилетели и сели на ветку надо мною. Вдруг они с громким криком, не похожим на чириканье, взлетели и стали кружить над сосной. На их крик прилетели другие воробьи, число их росло, крик усиливался. Очевидно, они узнали своего врага - нашу самую маленькую сову, домового сычика, который охотится на них. Воробьиный крик настолько усилился, что сычик не выдержал, вылетел и спрятался на соседней сосне. Тут я заметила его бурую окраску со светлыми пятнышками. Воробьи с криком последовали за ним. Он перелетел на следующее дерево, но воробьи преследовали его. Спасаясь от них, сычик летел в парк на бульваре, преследуемый своим крикливым эскортом, пока не скрылся из глаз.

                КОМАНДА СПАСАТЕЛЕЙ.

                Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
                Мф.5. 7.

    После бурной летней грозы я шла по дороге от Малого Фонтана к Аркадии. Под деревьями что-то собирали женщина с мальчиком. Поравнявшись с ними, я увидела глубокую картонную коробку, в которой были…полуголые воробьиные птенцы. На мой удивлённый взгляд женщина сказала: «После каждой грозы мы собираем такой «урожай». А мальчик с гордостью добавил: «И ни один ещё у нас не пропал, все выросли и улетели!»

                СПАСИБО ВАМ, ВОРОБЫШКИ!

                Нет ни одного мгновения, которое могло бы выпасть из звеньев   кармы.
                К.Е.Антарова. Две жизни
    Когда я написала "Воробьиные этюды" и прочитала друзьям, они посоветовали  отнести их в газету. Этюды отпечатали в газете, а о гонораре мне даже мысль не приходила в голову. Но...
    Шла перестройка, зарплату задержали, а сбережений у нас не было. И настал день, когда моя тяжело больная мама попросила хлеба, а его не было! И решила я тогда пойти в газету за гонораром. Его хватило как раз на один хлеб! А на следующий день выдали зарплату.
    Так воробышки нас покормили.            
 
               


Рецензии
Прекрасные воробьиные зарисовки! С удовольствием прочла. Спасибо. Можно разместить И в рубрике "ДЛЯ ДЕТЕЙ".

Людмила Лунева   25.09.2010 23:35     Заявить о нарушении
Рада, что Вам понравилось. Постепенно постараюсь опубликовать все из книги "Кот - лев". Приглашаю. спасибо за посещение.Л. Н.

Людмила Новокрещенова   26.09.2010 20:49   Заявить о нарушении