Кладоискатели

K 09.01.2008
15 .12.07.г.                Кладоискатели
Витька - мой старый знакомый. Вместе ходили в секцию альпинизма. Он был небольшого росточка и довольно щуплый. Я выделял такую группу ребят, так как на их фоне уже не казался себе самым дохлым, и отводил себе место середнячка по физподготовке.
Занятия были с уклоном на выносливость, укрепление мышц рук и ног. В парке Аркадия проходили на руках сотни метров по заборам и гоняли круги вокруг Марупского озера. А самые опытные инструктора - Крейсберг и Чистяков выгоняли нас на железнодорожное полотно и вдоль него по направлению к Елгаве километров десять. Мы бежали, растянувшись в длинную цепочку, и было приятно чувствовать, что где -то впереди маячившая спина  заслуженного опытного  инструктора уже не удалялась, а расстояние хоть и не сокращалось, но было постоянным. Витьку я далеко оставлял позади. 
Затем я встретил его в интерклубе, где наряду с общественной работой, с иностранными моряками шли и языковые занятия. Кажется, он учил английский. Он был довольно странный. Говорить и общаться он совершенно не умел. Речь до жути косноязычная. Причем конец фразы он всегда заглатывал, словно пытался проговорить ее про себя и заканчивал ее многозначительной мимикой, дескать, сам понимаешь , чего тут объяснять. Но вот, чего не занимать ему было, так это любознательности. Он ходил на все видимые и не видимые курсы, лекции, выставки. Заводил массу нужных и не нужных знакомств. Это  позволяло ему чувствовать себя увереннее нас  - тихонь. Увлек и затащил меня на философские чтения, где университетские профессора философии и их любознательная студенческая молодежь вели умные философские дебаты. Вход свободный, и после нескольких таких занятий на нас уже поглядывали как на своих. Разговоры и темы сложные. Порой даже трудно держать нить разговора, но чувство сопричастности к такому высокому диспуту наполняло душу сладким удовлетворением.
  Витька зарегистрировал фирму и был ее единственным членом. Где, чего не хватало, там он появлялся. Возил эксклюзивный парфюм для сaлонов. Рыбакам поставлял резиновые костюмы от военных служб химической защиты. Магазины наполнял привозными шампунями. Но все же это были штучные заказы. Потом пошли поставки наших конфетных фабрик в Сибирь. Пришлось разгребать проблемы таможенного контроля, но и тут у него нашлись свои люди. Мне приходилось участвовать в его комбинациях и возить из Москвы конфеты "Чупа - чупс" и распространять в Латвии.
Потом выяснилось, что он уже написал сказку и занимается живописью и иконописью.  И уже чуть ли ни член писательской организации! Связался с мастерами янтарного дела. Стал распространителем их продукции. Все это дало возможность ездить за рубеж, выставлять и продавать янтарные изделия. Объездил всю Европу. В выставках участвовал как  член союза дизайнеров  России. Так новое время родило такого рода людей, занимающихся частным предпринимательством. Мы удивлялись такой человеческой простоте и возможнoстям так легко браться за совершенно новые направления в бизнесе.
 Накоплений никаких, но поездки оправдывал. Приходит как -то ко мне, возбужденный и штука какая- то под мышкой. Я, говорит, познакомился с людьми, делающие такие вот аппараты. С их помощью можно обнаружить в стене замурованный металл. Так, полазив по старым замкам или древним жилищам, можно много интересного найти. Во все времена люди зарывали драгоценности то в приусадебных садах, то муровали в стенах. Стоят сотни заброшенных старых домов, а то и древних развалин - вот где романтика!
     Поиски древних кладов - неплохое увлечение. Революционеры прятали оружие на чердаках, в расщелинах полуразвалившихся труб. Я уже представлял как найду где - то на чердаке завернутую в промасленную тряпку пистолет ТТ, может даже маузер или маленький изящный дамский пистолет. Оружие во все времена было любимой игрушкой для настоящих мужчин. Даже не пользуясь оружием, уже одно то, что оно у тебя есть, вселяло уверенность.
      Мы в поезде, Витька везет меня в пригород одного из небольших городков километров за сто от Риги. Он в библиотеках раскопал какую -то легенду о возможных сокровищах. Мы должны найти развалины старинного замка, где когда -то жили виновники возникшей легенды. Погода отличная. Место куда прибыли ничем не примечательное. На большой площади раскинулись несколько хуторов. Мы оба знаем местный язык на уровне моряков дальнего плавания, где на момент общения должна непременно присутствовать мимика и выразительные жесты. За давностью времени, жители не знают ни о каком замке, ни о легенде. Отступать поздно и мы по солнцепеку отправляемся к молодому лесочку, которого по нашему представлению в те далекие времена не должно было быть. Там -то мы и рассчитывали найти развалины древнего поселения.               
          Латвия страна озер, низин, топких мест. Болота встречаются повсеместно. Большие ирригационные работы позволили отвоевать у болот огромные площади, но почва и достаток влаги позволяют повсюду расти мелкому кустарнику . Местами он заполняет огромные лесополосы, пробираться через которые приходится с трудом. Не зная точных ориентиров, мы несколько часов безрезультатно  бродим по заросшему лесу. Искусанные комарами, липкие от пота под жарким солнцем и, потерявшиe всякий интерес к истории, мы возвращаемся.
            Но отдохнувший и подзаряженный Витька, уже вьется около меня и взахлеб рассказывает о замке в городе Бауске. Действительно, мы альпинистской секцией иногда ездили в Бауску на соревнование по скалолазанию. Команды приезжали со всех прибалтийских республик. Дело в том, что около Бауски река Лиелупе делает крутые изгибы, и в характерной сланцевой почве вымывает почву так, что образуются нависающие каменные своды над берегом, шириной до нескольких метров, по высоте до пяти метров. Скалолазам, чтобы взобраться наверх, надо иногда преодолевать несколько метров отрицательного угла. Таким образом, траверс на стене, затем отрицательный угол,  делают маршрут очень сложным и интересным для опытных скалолазов. А на верху, над берегом, на высоком косогоре высится старинная сторожевая башня с бойницами и к ней примыкают древние постройки. Самих строений больше нет. Растащили на стройматериалы местные жители. Остались полузасыпанные подвальные помещения. Тут-то мы и должны поработать.   
                Витька в наушниках, с собранным аппаратом ползает по подземным переходам. Должен, непременно где - нибудь в нижних этажах валяться старинные меч или сабля. Раньше каждый мужчина имел такое вооружение, а позднее носили и кремневые пистолеты.
             Ну, где же она, удача? В наушниках по-прежнему ничего не пикает. То ли слой песка большой, то ли место не совсем подходящее. Место красивое, отдохнуть самый раз. Сразу за башней располагается старое военное немецкое кладбище еще первой мировой. Тут звон пошел в наушниках со всех сторон, видимо, германские воины были захоронены при всех своих военных регалиях. Вот эти наградные кресты, возможно, и ловит наш локатор.
           Жаль, что удача не идет нам в руки. А вокруг яблоневые сады, всё цветет. Земля жирная. Так и просит, что бы вскормить чего-нибудь. Я где-то слышал, что Латвия поставляет в Европу, кажется во Францию, до четырех тонн виноградных улиток, но тут я впервые увидел такое их количество. Жирные, огромные. Шагу не ступить, чтобы не раздавить какую-нибудь.  Кажется, за час ведро насобирал бы. Но к этому деликатесу мы не очень привыкшие. Пусть наслаждаются другие на здоровье. Находки даются в руки не каждому.
        В нашей секции альпинистов есть такой Володька Райнс. Он по профессии водолаз, а по образованию историк. Так чего только он не находил под водой, и амуницию воинов, и старинные пушки, и даже останки старинных кораблей. Он даже музей находок организовал, а  кладов, наверное, нашел ни один десяток. Но увы, я плаваю плохо, да и боюсь воды, хотя понимаю, подводный мир необычен и прекрасен. Бесплодные поиски на периферии мне стали в тягость и Витька предложил тут же в Риге, обследовать несколько старых  высоких домов, как бы принадлежавших когда-то, вероятно, купеческому сословию. Нашли два - три дома около кинотеатра "Палладиум". Еще многие чердаки открыты или плохо закрываются, так что проникнуть на чердаки можно без труда. Старая техника, старая мебель, горы мусора. Полы засыпаны кусками шлака. Вот тут - то и можно раскопать замасленную тряпку с завернутым в нее вороненым пистолетом. Прибор пищит во всю. Мы в пыли, измазанные, роемся в половых щелях, но на дне вырытых ям оказываются железные скобы, а то и  просто забитые гвозди. Романтика  кладоискательства  поминутно тает. Нашли старую сапёрную лопату. Перерыли пол-чердака. Хватит. Это удел молодых, уж в нашем то возрасте даже стыдно искать сокровища таким-то образом. Наш романтический дуэт с Витькой распался. Потом он мне рассказывал, как последнюю попытку провел на пляже у моря. Прибор помещается в пакет и нести его надо у самой земли, a в ушах наушники, словно музыку слушаешь. Писк постоянный. Остановился, ногой ковырнул песок. Пробка от пива, следующий, следующий- одни пробки. Ни денег, ни мобильников, ни золотых цепочек. Да, об удаче мечтать не вредно, но она украшенa молодостью, когда есть терпение, азарт, и хотя бы какие -то факты, следы для поиска. Но все равно приятно ощутить в себе эти романтические помыслы. Попытаться ухватить фортуну за хвост, расшевелить себя мечтой хоть и наивной. Никто еще не сказал, что каждому положено счастье! Счастье надо заслужить!


Рецензии