Африканские зарисовки. ч. 1

   Опубликован в эл. журнале "Кругозор" №50, октябрь 2010г. (www.krugozormagazine.com)

                Владимир Васильченко


                Африканские зарисовки



      Подходит срок окончания моего очередного контракта. И чем ближе этот день, тем все чаще и чаще я ловлю себя на том, что не хочу покидать этот континент. Не хочу заканчивать дело, которому посвятил всю жизнь. Не хочу расставаться с теми, с кем успел сдружиться. Не хочу прекращать созерцать то, что вижу каждый день. И не хочу чувстовать себя по-другому.
      К тому дню будет уже шесть лет, как я приехал в Африку. Почти два года я провел в Замбии, но кое-кто из моих старых ташкентских приятелей, давно и прочно там обосновавшихся, устроил мне одну пакость, что сделало невыносимым мое дальнейшее пребывание в той стране. Для того, чтобы не возвращаться в Узбекистан, я переехал в Танзанию. Здесь, слава Богу, никаких «старых  приятелей» не оказалось, и я продолжаю свое существование слегка восточней и чуть ближе к экватору. Прямо на берегу Индийского океана.
      «Почему тебе так нравится Африка»? - задала мне как-то вопрос через интернет моя дочь. - «Что там может быть особенно привлекательного?». «Не знаю», – ответил я ей искренне, потому что никогда не задавался этим вопросом сам.
      А действительно, почему? Экваториальная жара. Отсталые полуграмотные люди с примитивным мышлением. Жуткая антисанитария. Опаснейшие инфекционные болезни, некоторые из которых смертельны. Обилие диких животных, пресмыкающихся и насекомых, результат встречи с которыми непредсказуем и зависит от их настроения и твоей защищенности. Что же может притягивать к себе так, как это чувствую я?
      Я не историк и не социолог. И я не антрополог, биолог или зоолог. Я обыкновенный врач – хирург. Я могу позволить себе не знать мельчайших подробностей жизни обитателей этого континента. Мне не интересны статистические выкладки на финансовые, социальные и индустриальные темы. Я могу лишь порассуждать о фактах, которым пришлось быть свидетелем, о том, что бросалось в глаза, что было предметом раздумий после встреч и бесед с коренными жителями или с теми, кто имеет неизмеримо больший опыт и проживания, и таких встреч.
      Все мы - до смерти дети. Наша любовь к Африке начинается с раннего детства. У любого нашего ребенка в арсенале игрушечного зоопарка есть и слонята, и обезьянки, и львята. Иногда – жирафы, крокодилы или черепахи. В наших детских садах это самые истрепанные игрушки. Вот и растут с этим дети, даже не подозревая еще, что существует целый континент с этим названием – Африка, второй по величине на земном шаре. У многих эта любовь с годами притупляется, иногда уходит совсем, но лишь у единиц она превращается в полное равнодушие. Ибо приходит время, когда пора погулять по зоопарку уже с детьми следующего поколения, и тогда волей-неволей приходят воспоминания. Возникает чувство, которое можно было бы назвать ностальгией по детству.
      Вот и во мне подсознательно сохранилось это чувство. Мне с детства была интересна Африка, но в своей жизни я мало думал о ней, никогда не вспоминал с тоской, и ностальгических чувств не испытывал. И я никогда не мечтал сюда попасть, потому что в мои молодые годы это было практически невозможным по очень многим причинам. Мне помогло увидеть Африку только то, что меня пригласили сюда работать.
      Я летел с тем же настроем: жара, болезни и прочее, о чем нам рассказывали средства массовой информации, и чем пугали эпидемиологи. Это были первые числа марта, начало осени в южном полушарии, хотя такого слова в их лексиконе нет. И первое, с чем я столкнулся, это – приятная свежесть после прошедшего дождя, и море отмытой изумрудной зелени с крупными яркими цветами. Тишина и переливчатое пение птиц. Именно так я представлял себе райские сады
      Сезон ливневых дождей в Замбии начинается в конце октября, и заканчивается  в  конце марта. Ливневые дожди не бывают затяжными. Когда после прошедшего дождя вновь появляется солнце, то становится душно из-за высокой влажности. Но в Замбии постоянный ветер порывами, поэтому духота не ощущается. А вот жары, в привычном нам смысле, не было там до самого сентября.  А в октябре уже опять сезон дождей. Мало того, мне вспоминаются некоторые июльские дни, когда по утрам шел пар изо рта, и приходилось носить теплый свитер. А в ЮАР в июле, хоть и очень редко, но бывает и снег, несмотря на то, что на севере страны, на границе с Ботсваной, расположена пустыня Калахари.
      В Танзании погода отличается от замбийской. Замбия – преимущественно равнинная страна. Танзания одним боком купается в Индийском океане, а на севере имеет в своем составе гору Килиманджаро, где жары не бывает никогда, и люди спят под теплыми одеялами. Горный ландшафт простирается оттуда чуть ли не на полстраны. Там же, на небольшой высоте, расположено озеро Виктория, которое по величине могло бы сойти и за море,  поэтому там тоже не печет. Еще одно такое же гористое место есть на юге страны. В те же месяцы, в июне – июле, люди там на жару не сетуют.
      Сезон дождей в Танзании начинается позже, в конце февраля и длится до июня. Это тоже ливневые дожди. Но здесь в сентябре – октябре есть еще и так называемый  сезон коротких дождей. А вот с конца октября и до самого февраля в прибрежной части Танзании действительно жара из-за очень высокой, почти 100%-ной влажности. Если нет ветра, белье после стирки не сохнет по 2 – 3 дня. Но если нет ветра, то нужно идти на берег океана. Там ветер есть всегда. И никогда не бывает комаров. Настоящая жара в Африке только вокруг Сахары и Калахари. Остальная ее территория содержит горы, реки с водопадами, озера и саванны, жизнь в которых поддерживается обильными дождями. 
      Животный мир Африки уникален. Повторюсь – я не зоолог и не биолог, поэтому мне не по силам разобраться во всем этом многотысячном разнообразии. Я расскажу только о самых известных.
      На днях, перебирая свои диски, я обнаружил один, который я по случаю давно купил здесь, но который так и не смотрел по непонятным причинам. Видимо, что-то отвлекло, а потом просто забыл. На нем среди художественных фильмов об Африке я обнаружил один, который поначалу ничем не привлек моего внимания. Я смотрел его скорее потому, что другого занятия у меня в тот момент не было. Но вскоре я обнаружил там откровенную нелепость, причем в нескольких экземплярах, после чего я и заинтересовался. Там рассказывалось об одном эпизоде из африканской жизни начала прошлого века. По сюжету фильма одному талантливому  американскому инженеру было поручено поехать в Кению, чтобы возглавить строительство железнодорожного моста через какой-то  глубокий и широкий овраг. Начав свою работу, он вскоре столкнулся с тем, что местное население, завербованное для строительных работ, третируют львы, еженощно утаскивая кого-то, кто позволил себе расслабиться и от кого по львиным понятиям вкусно пахло. Инженер убивает одного из львов, но это делает хищников злее, и они  становятся еще более агрессивными. В панике рабочие дружно садятся не платформы поезда  и покидают эти места. Остается только этот инженер и еще двое тех, кто оказался поустойчивей и посмелей. Трое с ружьями выходят на «тропу войны» с хищниками и, пройдя через множество опасных испытаний,  естественно побеждают. Счастливые рабочие возвращаются в сопровождении жены и новорожденного сына инженера. Happy end.
      Первое, что заставило меня приглядеться повнимательней, это то, что рабочие были одеты в арабское одеяние. Но арабы населяют только северо-африканские страны, где львы не водятся, потому что там Сахара. А через Кению проходит экватор. Арабов можно встретить в любой африканской стране, даже в ЮАР, но это единицы. В Кении много мусульман, но одежды они носят свои, национальные. А работают на различных строительствах почти без одежды.
      Следующим в фильме было то, что львы, все без исключения, были только мужскими особями. Это откровенная чушь. Львы – самцы  непременно передерутся между собой, но охотиться вместе никогда не станут. Да и вообще львы – довольно ленивые существа. Они неповоротливы, и будут охотиться, только если под руку кто-то подвернется. Царю зверей не к лицу бегать по саванне и пачкать «руки». Его задача – выполнять чисто мужские обязанности, чтобы поддерживать популяцию в своей семье. У каждого льва есть свой «гарем», и вот львицы-то и выполняют эту черную работу. Лев в это время сидит где-то в тенечке и наблюдает. Только тогда, когда жертва поймана и удушена, он поднимается, неторопливо идет к «столу» и, довольно грубо растолкав своих жен, присоединяется к трапезе. И не дай Бог кому-то из его «баб» покуситься на кусок, который он держит в зубах.
      Львы никогда не утаскивают куда-то свою жертву, они едят там, где ее «взяли». И львы не лазают по деревьям, как это было в фильме, они - не леопарды.  И еще львы – не ночные охотники.
      Фильм оставил у меня довольно неприятный осадок. Но не только своей ложью от неосведомленности. Таких фильмов существует немало. Он не понравился мне еще и тем, что в нем в ключевых ролях снялись такие замечательные актеры, как Майкл Дуглас и Вел Килмер (инженер). Обидно за них.
      Дикие звери живут на бескрайних африканских простоах и в джунглях, и стараются держаться подальше от людей. У них своя жизнь, свои заботы. Никакой опасности для человека они не представляют, до тех пор, пока человек сам не вторгнется в их территорию. Но человеку и не нужно без нужды проникать в обиталище диких животных. Если он вооружен, то сам уподобляется им. Человеку вообще давно пора понять, что лезть в чужой дом с оружием - это элементарный разбой. Оружие должно храниться дома для его защиты. И еще пора понять, что уничтожая живую природу, человек лишает себя будущего. А если он вторгается в дикий мир без оружия и надежной  защиты, то вернется или инвалидом, или светлой памятью. Второе бывает значительно чаще.
      В Африке существуют десятки национальных парков, где можно встретить множество самых экзотических зверей. Этот вид туризма в виде экскурсий на хорошо защищенных автомобилях организован очень надежно и безопасно. Главное – не оказаться в одиночестве и лицом к «лицу». Особенно на берегу реки. Крокодил умеет маскироваться настолько искусно, что разглядеть, что это имеено он, а не дрейфующий кусок бревна, можно лишь тогда, когда он уже в метре от тебя вылетает из воды с открытой пастью. Дальнейшее зависит только от того, насколько ты юрок. А если крокодилов нигде не видно, то плескаясь, можно наступить и на бегемота, который может часами отдыхать под водой. Он тебе этого не простит. Бегемоты – не хищники, нарушителей их покоя они любят топтать. Причем, на дне реки.
      Носороги делают то же самое, но на суше. Кроме того, они еще и вооружены колющим оружием. Если ты, устраиваясь на ночлег где-то в саванне, разожжешь костер, он придет обязательно, чтобы его затоптать. Огня они очень не любят.
      Преимущественно ночные охотники - это кабаны, гиены и дикие собаки. Это, конечно, не значит, что их не видно днем. Если подвернется случай, обязательно нападут.
      Леопарды живут и едят на деревьях. Вот они-то как раз, в отличие от всех остальных хищников, никогда не съедают свою добычу на месте убийства. Они затаскивают ее повыше на дерево, куда не сможет залезть ни одно другое кошачье. Достать их там сможет только жираф, но он – чистый вегетарианец, да и вообще они друг другом не интересуются.
      Изредка бывает, что крупные хищники нападают на жирафов, но даже по рассказам профессиональных наблюдателей саванн, не известно ни одного случая, чтобы такая охота кончилась победой налетчиков. Жирафам ничего не стоит раскидать этих «кошек» подальше от себя, а потом спокойно удалиться. Бегают жирафы только по каким-то своим нуждам, но не от хищников.
      Африканские слоны отличаются от своих индийских собратьев ростом и гигантскими ушами, которые по своей форме напоминают рисованное сердечко. У индийских слонов уши висят, как у спаниеля. И те и другие – самые неуязвимые на земле существа, которые могут  опасаться только человека с ружьем. Это очень мирные создания, но и они в гневе могут принести огромные неприятности и разрушения.
      Больших обезьян тоже не тянет по городам. Они водятся только в джунглях или по окраинам саванн, но к человеку они проявляют интерес, а поскольку это глухие места, то объектом их внимания становятся деревни. Они часто навещают их жителей. Но преследуют они только две цели. Первая - что-нибудь украсть, чтобы съесть. Вторая – в поисках секса. Причем с последней целью они могут напасть только в том случае, если женщина по неосторожности отойдет далеко от жилья. Сопротивляться бесполезно, потому что это делает диких животных, включая и человека, только злее. Вблизи деревни они с этой целью не нападают, они просят или предлагают. Причем, жестикулируя теми же самыми движениями, которые совершает и человек, когда у него нет возможности объяснить свою нужду словами.
      В столице Замбии - Лусаке я видел однажды сцену облавы людей на небольшую обезьяну, которую я даже толком не разглядел. Она бегала по зарослям на пустыре. Ей удалось улизнуть. А когда я спросил одного из участников облавы, для чего им это было нужно, он мне объяснил, что они вкусные, поэтому их едят. А в Дар-ес-салааме я видел мелких хвостатых обезьян, живущих прямо в городе, на одном из деревьев во дворе учреждения, которое по своему смыслу соответствует нашему детскому саду, но носит другое название. Они не хулиганили и держались от людей подальше. И люди отвечали им тем же. Просто наблюдали сами и показывали детям.
      Змеи в Африке ядовиты все. В разной степени. Самой опасной и ядовитой считается «черная мамба», как называют ее местные жители. Но в городах змей почти не бывает. А если и есть где-то на пустырях или в парках, то не очень ядовитые. В Лусаке, на той улице, где я жил, однажды кто-то кинул клич: «Змея!». На улицу высыпали десятки людей, которые дружно кинулись за ней гоняться. Она, бедная, наверное сама, прежде чем погибнуть, уже десять раз пожалела, что каким-то образом туда заползла. А в Даре как-то ночью змея укусила мою соседку, пробравшись к ней в дом. Соседка через день уже пошла на работу, а разговоров об этом инциденте хватило месяца на два.


Рецензии
Очень интересные, занимательно и легко написанные зарисовки об Африке. Влад, Вы не могли бы мне посоветовать, что почитать о Южной Африке, мне это нужно для колорита в новой вещи. Конкретно ЮАР, конец 19 века.
Спасибо.

Татьяна Осипцова   05.09.2011 09:42     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.