Чисто для тех, кто мёртв или способен умереть

Владимир Снегурченко



пьеса

:::ххххххххх:::
Чисто для тех, кто мёртв или способен умереть.
:::ххххххххх:::

Действующие лица

Я (первая).
ЧЕТВЁРТЫЙ.
ВТОРОЙ.
ТРЕТЬЯ.
ПЯТЫЙ.


:::ххххххххх:::

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

ТРЕТЬЯ:
(В темноте).
Услышь меня, услышь меня, прошу тебя, услышь.
Я одинок, я бесконечно одинок. Я прошу, услышь. Как больно, боже как больно.
Забери меня ночь осторожных огней. Я потерял свой трепет ко всему.
Только ты, только ты, ночь бесконечных огней погружаешь меня в невесомость.
Дальше я пойду сам, дальше, дальше..
В чём смысл моего существования?
Я брошу окурок в небо, я взорву петардой планету. Я не оставлю шанса!
Беги, тень подозрения пала на нас! Вперёд, тень подозрения пала на нас!
Обесточен! Я не обесточен! Я полон жизни!
За мной, ночь уже здесь, я уже здесь. Я уже рядом!
Предстань, как ты можешь, во всей красе, всевластная ночь, очертания моей души!
Будь всегда рядом, будь со мной, я полон сил и предчувствия, во мне миллиарды витрин очертания ночи моей души.
Очертания ночи моей души, предо мною возникли страхи и какая-то грусть.
Беременная мною ночь, красавица ночь.
Предо мною возникли страхи. Я бескрайних вершин сейчас…и всегда, но не здесь.
Я сегодня хотел уйти навсегда, будешь рядом проездом, спаси если можешь спаси если хочешь.
Пустой вагон.
Поколение временно спит, поколение дремлет. Путь тяжел и опасен. Ты выходишь, ты вся в краске. Постепенно теплеет вокруг. Постепенно я вижу бескрайность. Потерянный рай с заколдованной нитью.
Будь сегодня теплее, чем раньше.
Входит утро в хрустальных одеждах. И предстанет, дарующий смерть, ночной колыбелью. А может быть, сказкой на ночь.
Я буду жить, в черте города много миров параллельно сплетённых. Я останусь развязывать узел рыболовной лески. Больше нас ничего не колышет. Больше мы никому не должны. Улетает в подстрочную гладь. Если ты остаёшься невинной. Для меня больше нет пустоты. Я во сне, там иная реальность. Там смеются, здесь плачут. И снег. И метель. Возле озера, море фантазий, прибой. Очарованный мною нектар.
Крайней плоти торговец однажды меня посетил.
Озабоченный взгляд и его дивиденды, сметая вокруг всё живое, представились мне как сеанс больного ханжи.  Наблюдая за этим, я вывел теорию чистой монеты, городского преступника, дьявола низшего сорта.
Подо мною гудели его мотивы, пели, вешали ткань на лицо. Словом, душу запачкали дёгтем. Словно я без него никто, словно я без него так себе.
Очарованный этим понятием жизни, я брёл, постепенно теряя себя в его изумрудах, дарованных мне, безусловно, в словесных понятиях. Я был в восторге, признаюсь, чудесные речи лились из его красоты. Но молчанье нарушил мой гнев.
Почему, этот мерзкий торговец, этот дикий охотник за крайнею плотью будет рядом со мной в эти дни? Почему? Я никак не в восторге, я больше разбит, чем успешен.
Этот крайний торговец неслыханной плоти владелец, успешен и смел будто он Козерог а не птица. Я в восторге от этих делов. Я в восторге, я просто в восторге!
Привет, пожиратель мерцающей плоти,
я внук Козерога, я правнук его.
Я в большом предвкушении счастья.
Ты – владелец вершины заведомой смерти, пожиратель огня и предчувствия чуда. Я прошу, оставайся сегодня один, мне так легче вонзить в тебя рог козерога. Я прошу, оставайся сегодне один.
Ты подходишь, я вижу твоё очертание, я касаюсь тебя, я не сплю. Я забыл как с тобою бороться.
Превосходно, мы вновь на ровне.
Я тепер удаляюсь, но верь мне, я вернусь, чтоб с тобой поквитаться. Я вернусь, только высохнут реки и степь почернеет.
Ты один среди вечных снегов, ты один. Утали свою жажду росой, утали свою ярость виной.
Я зажмурил глаза и лукаво гляжу в твою роговицу. Ты убит будеш мною и рог козерога навеки пронзает тебя, это стрелы.
Таинственный друг. ТЫ УМЁН ИЛИ ХОЧЕШЬ КАЗАТЬСЯ таким?
Ты умён, это лучшее качество цели.
Не забудь, я вернусь этой ночью, вернусь и предстану в огромных одеждах земли.
Путь в крови, путь в крови а не в пыли. И у каждого свой нестерпимый сюжет. Я вернусь, только жди этой ночью, устанеш, но жди.  Распрощаемся снова и снова.

Где-то под землей, в голубине ближе к центру земли, там живут посиления света, колонии вечного света. Верь мне, я вырвала рог козерога. Я чудо, поверь мне, я вся. И такую как я больше нет. Этот рог я вонзаю в тебя. Я прекрасна как северный ветер. Принеси мне листы на которых я стану писать. Это ум, от него все печали. От того что нас меньше и меньше. От того что есть я и есть ты. Даже больше, есть мы и есть я.
Вонзая свой рог, я на веки тебя заклинаю:
стань как ты, перестань быть другим в этот вечер, прошу, перестань.

:::ххххххххх:::

ЧАСТЬ ВТОРАЯ
…Такая поебень…

ЧЕТВЁРТЫЙ:
Зрителям. Здравствуйте. Пауза. Здравствуйте. Пауза.  Здравствуйте. Пауза. 
ТРЕТЬЯ:
Вам чего?
ЧЕТВЁРТЫЙ:
Мне?
ТРЕТЬЯ:
Вам чего?
ЧЕТВЁРТЫЙ:
Здравствуйте!
ТРЕТЬЯ:
Вам чего, здравствуйте?
ЧЕТВЁРТЫЙ:
Мне вот чего, во-первых, здравствуйте, во-вторых, прощайте, я видеть вас больше не могу.

:::ххххххххх:::

ЧЕТВЁРТЫЙ:
а если я умру?!
Я:
не умрёшь, проверенно!
ЧЕТВЁРТЫЙ:
а если всё-таки не сработает, тогда что?!
Я:
тогда умрёшь!
ЧЕТВЁРТЫЙ:
вот видишь, я же говорю!
Я:
но оно же сработает! Ты что тупой, сто процентная гарантия?!
ЧЕТВЁРТЫЙ:
ну ладно!…
Я:
давай!
ЧЕТВЁРТЫЙ:
хорошо, хорошо!…
Я:
чего ты ждёшь?!
ЧЕТВЁРТЫЙ:
страшно!
Я:
тогда слазь!
ЧЕТВЁРТЫЙ:
нет, подожди, мы так не договаривались!
Я:
тогда прыгай, ****ь, как ты меня заебал!
ЧЕТВЁРТЫЙ:
ааааааааааааааааааааааа!!!!!!!!!!!!!!!!!
Я:
вот сука, мозги мне только засрал своим нытьем!

:::ххххххххх:::

Я:
мама, я умница?
ТРЕТЬЯ:
ты? Да, ****ь, ты умница.
Я:
мама, а почему  умница?
ТРЕТЬЯ:
умница и всё тут.
Я:
мама, так не бывает.
ТРЕТЬЯ:
как это не бывает, ты умница и ****ец.
Я:
мама, но должна быть причина, почему это я умница. Ну что я такого сделала, что я умница, чем заслужила?
ТРЕТЬЯ:
хм, хороший вопрос, ты прямо маму в тупик поставила. Я даже и не знаю, что тебе ответить.
Я:
значит я не умница, значит, нет, значит, нет!!?
ТРЕТЬЯ:
умница, ты охуенная умница, бля буду.
Я:
правда?
ТРЕТЬЯ:
ну конечно, клянусь нашей бабушкой.
Я:
бабушкой?
ТРЕТЬЯ:
бабушкой.
Я:
это ведь грех, мама, клясться своей мамой.
ТРЕТЬЯ:
*** брать в рот – это грех.
Я:
а это как, мама?
ТРЕТЬЯ:
всё, спать иди, затрахала ты меня! Быстро, я сказала!
Я:
понятно. Хорошо, иду.
Уходит. В детской. Лежит на кровати и хнычет.
Я:
значит я не умница, значит я не умница, значит, нет. Сука, ****а драная, а не мать…

:::ххххххххх:::

ТРЕТЬЯ:
кажется, ночь уже…
ЧЕТВЁРТЫЙ:
да, кажется ночь.
ТРЕТЬЯ:
я тоже так думаю…
ЧЕТВЁРТЫЙ:
вы тоже думаете что ночь?
ТРЕТЬЯ:
да, чёрт возьми, ночь, а мы тут с вами будто бы днём.
ЧЕТВЁРТЫЙ:
это правда.
ТРЕТЬЯ:
это что, правда?
ЧЕТВЁРТЫЙ:
правда, что днём.
ТРЕТЬЯ:
так ведь ночь на дворе.
ЧЕТВЁРТЫЙ:
я и говорю, будто бы днём.
ТРЕТЬЯ:
идите-ка лучше отсюда, а то сейчас такое начнётся.
ЧЕТВЁРТЫЙ:
а куда я пойду, мне некуда идти?
ТРЕТЬЯ:
я не знаю, в какое-нибудь другое место.
ЧЕТВЁРТЫЙ:
простите, а что сейчас будет?
ТРЕТЬЯ:
как что, вы разве не знаете?
ЧЕТВЁРТЫЙ:
нет.
ТРЕТЬЯ:
****ец всем.
ЧЕТВЁРТЫЙ:
ой!
ТРЕТЬЯ:
что?
ЧЕТВЁРТЫЙ:
как страшно.
ТРЕТЬЯ:
вот и идите поскорей.
ЧЕТВЁРТЫЙ:
но мне некуда идти.
ТРЕТЬЯ:
тогда всё.
ЧЕТВЁРТЫЙ:
что всё?
ТРЕТЬЯ:
сами знаете.
ЧЕТВЁРТЫЙ:
а, это.
ТРЕТЬЯ:
вот именно.
ЧЕТВЁРТЫЙ:
даже не знаю, что и делать.
ТРЕТЬЯ:
а ничего и не нужно делать, уже ничего и не сделаешь.
ЧЕТВЁРТЫЙ:
как это не сделаешь?
ТРЕТЬЯ:
а вот так вот, ничего. Вы можете что-то сделать, что-то изменить?
ЧЕТВЁРТЫЙ:
нет.
ТРЕТЬЯ:
вот и я думаю, что нет. Так что уходите поскорей.
ЧЕТВЁРТЫЙ:
но
ТРЕТЬЯ:
а хотя нет, стойте, уже поздно куда либо уходить, уже слишком поздно. Ночь на дворе, куда вы пойдёте?
ЧЕТВЁРТЫЙ:
я тоже так думаю.
ТРЕТЬЯ:
сидите здесь.
ЧЕТВЁРТЫЙ:
спасибо огромное.

:::ххххххххх:::

ЧЕТВЁРТЫЙ:
свееет.
ВТОРОЙ:
да.
ЧЕТВЁРТЫЙ:
свееет.
ВТОРОЙ:
это да.
ЧЕТВЁРТЫЙ:
зачем нам жить, а?
ВТОРОЙ:
ну, так свет же.
ЧЕТВЁРТЫЙ:
свееет.
ВТОРОЙ:
это да.
ЧЕТВЁРТЫЙ:
а какой он бог?
ВТОРОЙ:
не знаю.
ЧЕТВЁРТЫЙ:
ты его видел?
ВТОРОЙ:
нет. А ты?
ЧЕТВЁРТЫЙ:
о-го-го, чего я только не видел.
ВТОРОЙ:
что, ты видел его?
ЧЕТВЁРТЫЙ:
нет. Конечно же, нет.
ВТОРОЙ:
и так далее.
ЧЕТВЁРТЫЙ:
ты что, псих?
ВТОРОЙ:
я – антихрист.
ЧЕТВЁРТЫЙ:
я тоже.
ВТОРОЙ:
да, мы антихристы. Я –  первый, а ты –  второй.
ЧЕТВЁРТЫЙ:
что?!
ВТОРОЙ:
я говорю, мы антихристы, я первый, ты второй.
ЧЕТВЁРТЫЙ:
есть ещё пиво?
ВТОРОЙ:
есть.
ЧЕТВЁРТЫЙ:
дай бутылочку. И запомни, я первый, а ты второй.
ВТОРОЙ:
я знаю.
ЧЕТВЁРТЫЙ:
вот и не забывай.
ВТОРОЙ:
я помню.
ЧЕТВЁРТЫЙ:
я говорю, не забывай.
ВТОРОЙ:
не забуду.
ЧЕТВЁРТЫЙ:
бля будешь?
ВТОРОЙ:
буду.
ЧЕТВЁРТЫЙ:
ладно. Пиво!
ВТОРОЙ:
нет пива.
ЧЕТВЁРТЫЙ:
бля, задрачиваешь?
ВТОРОЙ:
я думал что есть, смотрю, нету.
ЧЕТВЁРТЫЙ:
*****, пива нихуя нет, это ведь ты мудак всё пиво выпил!
ВТОРОЙ:
мы вместе выпили.
ЧЕТВЁРТЫЙ:
я меньше выпил,  чем ты.
ВТОРОЙ:
ты вообще не пил. Ты пиво не пьешь, забыл?
ЧЕТВЁРТЫЙ:
как это не пью, ты что офигел?
ВТОРОЙ:
спор у нас с тобой был, ты проиграл и теперь сутки не должен пить пиво.
ЧЕТВЁРТЫЙ:
да, точно. А ты я смотрю, всё помнишь!
ВТОРОЙ:
не всё, но ты проспорил мне пять минут назад.
ЧЕТВЁРТЫЙ:
ладно. Это.. всё хотел тебе сказать, это… бля, сейчас… сука, как же это… я хотел сказать… а, короче, мы не антихристы.
ВТОРОЙ:
что, ты это серьезно?
ЧЕТВЁРТЫЙ:
мы а-на-рхи-сты.
ВТОРОЙ:
ну да, анархисты. Я не понял, то мы анархисты, то нет.
ЧЕТВЁРТЫЙ:
короче, мы не антихристы, мы анархисты, ты понял?
ВТОРОЙ:
ну да.
ЧЕТВЁРТЫЙ:
это абсолютно разные смыслы, так что не путай ни в коем случае. Анархизм – это мировоззрение, понял?
ВТОРОЙ:
анархизм это что значит?
ЧЕТВЁРТЫЙ:
короче, забудь, понял. Слушай сначала: анархисты – это мировоззрение, проще говоря. Такая жизненная позиция, понятно?
ВТОРОЙ:
позиция?
ЧЕТВЁРТЫЙ:
да. Короче, как же тебе объяснить? Позиция, значит… ну вот ты кто по жизни?
ВТОРОЙ:
я? Я антихр.. ой, я этот, ну, анархист, короче, ты понял.
ЧЕТВЁРТЫЙ:
вот! Ты анархист. А антихрист, это совсем другое. Ну ты понял? Ты не антихрист. Антихрист – Жека, а мы анархисты. Понятно?
ВТОРОЙ:
а, Жека, тот мудак? Он что антихрист? Тогда понятно, конечно же, я анархист, а тот мудак Жека… Подожди, я не совсем уверен, что он этот, как ты говорил…
ЧЕТВЁРТЫЙ:
точно, это он.
ВТОРОЙ:
ты уверен?
ЧЕТВЁРТЫЙ:
да.
ВТОРОЙ:
теперь понятно.
ЧЕТВЁРТЫЙ:
всё. Беги за пивом.
ВТОРОЙ:
бегу.
ЧЕТВЁРТЫЙ:
давай, одна нога здесь… быстро…
ВТОРОЙ:
какая нога?
ЧЕТВЁРТЫЙ:
давай, анархист, беги, бля, три бутылки мне, и себе возьмёшь на сдачу.

:::ххххххххх:::
(Вне сцены, как бы предыстория).
Одинокая девушка на платформе в метро.
Может быть, я не такая как все? Может быть, я не такая как они? Ты уезжаешь. Я смотрю на тебя. Выйди, выйди из вагона. Ты видишь, как я смотрю на тебя? Мы могли бы быть вместе. Подойди ко мне, подойди ко мне. Я всё сделаю дальше сама, ты просто подойди. Ты просто подойди…
:::ххххххххх:::

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

ЧЕТВЁРТЫЙ:
Было время когда я врал всем во круг, врал безбожно.
Но моя совесть, что она? Моя совесть не врала мне.
Она говорила: ври всем во круг, ври, иначе будешь съеден заживо.
Сохрани своё живое, своё самое живое. Ври, иначе они доберутся к твоему самому живому, доберутся, и найдут что с этим делать, укажут тебе место. То есть, где твоё место, тебе быстро определят.
Я был умницей, я врал.
– тебе плохо?
–  нет, всё отлично, всё прекрасно.
- ты болен?
- Да!  Что ты, совсем нет, всё нормально, живём, старик.

Потому что голоса, голоса, голоса.
- Это странно. Голоса? Очень странно? Может быть это мысли, вечные мысли, беспрерывный поток мыслей у тебя в голове?
- Нет, послушай, я говорю тебе, это голоса. Точнее, голос. Он говорит мне что делать, он говорит мне как жить, он говорит мне стоит с этим человеком иметь дело или нет.
Это кажется странным, но не парься. Я уже привык.
- послушай, а, ты пробовал поступать иначе, по-другому, по-своему, не так как они говорят тебе?
- Да! Тогда выходит дерьмо. Всё дерьмо. Голоса! Голос, ты понял? Он говорит мне какую книгу читать, он говорит мне куда идти, куда устраиваться на работу.
- Бред… А ЧТО ОНИ СЕЙЧАС ТЕБЕ ГОВОРЯТ?
- Послушай, а вот это самая страшная штука. Никому, ты понял, никому нельзя об этом говорить!
Ладно, забудь! Ты что поверил? Ты что, правда, поверил? (смеётся) Ну ты даёшь…  Голос говорит, что мы должны сейчас пойти на крышу… и… прыгнуть с неё!
- Та иди ты нахер!
- Та сам иди.

:::ххххххххх:::

ЧАСТЬ ЧЕТВЁРТАЯ

Я:
Следующая сцена представляет из себя нечто такое, что может возникнуть только в больном воображении. Вы заметили, я сказал, что только в больном воображении, но все меня прекрасно поняли?
Итак, действие пьесы переносится в лес. Темно, ветер и шорохи, и темно, вот так вот.
Я один, нас трое, нам страшно. Подходит четвёртый. Нас уже четверо. Четвёртый при смерти… Четвёртый умирает. Нам ещё больше страшно. Я один, нас  трое. Четвёртый ожил.
Но никто четвёртому не доверяет, он как-то подозрительно ожил.
Он дышит глубоко, очень глубоко вдыхает, а вот что бы он выдыхал, так вот, он не выдыхает.
Один сплошной вдох, и рубашка на спине у четвёртого колышется от ветра сильнее, чем у остальных.
Появляется пятый, он живее всех нас. Нас уже четверо. Я по-прежнему один.
ПЯТЫЙ:
Это вы?
ЧЕТВЁРТЫЙ:
Это мы.
ПЯТЫЙ:
сколько вас?
ЧЕТВЁРТЫЙ:
четверо.
ПЯТЫЙ:
зачем вы здесь?
ЧЕТВЁРТЫЙ:
нам уйти?
ПЯТЫЙ:
я вас не видел, это понятно.
ЧЕТВЁРТЫЙ:
да.

Я:
Пятый уходит. Нас четверо, я по-прежнему один.
Голос пятого в темное.
ГОЛОС 5-го. 
Проходите по одному.

ЧЕТВЁРТЫЙ:
(всем нам). Идите.
Я:
Я наверное останусь здесь.
Второй и третий уходят в сторону голоса.
ЧЕТВЁРТЫЙ:
Лучше тебе пойти.
Я:
Зачем?
ЧЕТВЁРТЫЙ:
будет лучше.
Я:
Ты там уже был?
ЧЕТВЁРТЫЙ:
да.
Я:
И что там?
ЧЕТВЁРТЫЙ:
тебе виднее.
Я:
Я вообще не в курсе и мне не виднее.
ЧЕТВЁРТЫЙ:
сходи, узнаешь.
Я:
Что это?
Второй и третий возвращаются, дышат также как и четвёртый.
Мне идти?
ЧЕТВЁРТЫЙ:
да.
Я:
А если я не пойду?
ЧЕТВЁРТЫЙ:
тебе же хуже.
Я:
Второй и третий подходят к нам. Я один, нас снова четверо.
ТРЕТЬЯ:
тебя ждут.
Я:
Я не иду.
ВТОРОЙ:
ты хочешь нас всех подставить?
Я:
Я не вы, поэтому я не иду.
ТРЕТЬЯ:
но из-за этого мы можем пострадать.
Я:
Я не вы. Я ухожу.
ЧЕТВЁРТЫЙ:
мы убьем тебя.
Пауза.
ТРЕТЬЯ:
это правда?
ЧЕТВЁРТЫЙ:
Да.
ВТОРОЙ:
да.
Пауза.
ТРЕТЬЯ:
Это правда.
Пауза.
Я:
Ладно. Кто вы такие?
ТРЕТЬЯ:
тебе пора идти.
Я:
Хорошо.
Я иду в темноту. Я захожу так далеко, меня уже не видно, совсем темно.

ПЯТЫЙ:
ты пришёл?
Я:
Да.
ПЯТЫЙ:
где ты?
Я:
Я здесь стою. Ничего не видно.
ПЯТЫЙ:
ты зря пришёл.
Я:
Я тоже так думаю.
ПЯТЫЙ:
я думаю обратное, но всё равно, ты зря пришёл. Ты знаешь кто я?
Я:
Да.
ПЯТЫЙ:
ответь.
Я:
Ты…
***************
Я:
Я очень маленький. Я бегаю в траве и меня не видно. Я не знаю кто он. Но я наврал что знаю. С каждым вздохом я росту. Я вырастаю на уровень прежнего своего роста.
*****************************
Иногда я встречаю второго и третьего, а иногда и четвёртого. Мы долго говорим о нём, о пятом. Потом расходимся, распрощавшись. Обещаем друг другу, что вскоре снова увидимся, встретимся и поболтаем о нём, о пятом.
****************
Долго ждать не приходится. Я одеваю женскую юбку, наношу макияж и выхожу на сцену.
Я:
Всем привет! Послушайте мою новую песню!

Вчера я снова умер.
Вчера я был в раю.
Сегодня всё иначе.
(все хором)
О чём я говорю?

Вчера я видел небо
Как скользкую змею.
Сегодня так не будет.
(все хором)
О чём я говорю?

Вчера запахло смертью,
И ветер жизнь мою
Унёс к истокам судеб.
(все хором)
О чём я говорю?

Растения и звёзды,
Целуясь на краю,
Простили мою шалость.
(все хором)
О чём я говорю?

И я, целуя землю,
Неистово сную.
Узнай меня по смеху.
(все хором)
О чём я говорю?

О чём, хочу при встрече
 Сказать, но не могу?
Доверься мне, диспетчер,
(все хором)
Останемся в долгу!
*******************************
Я:
Вязкое существо, на подобии тех троих, на подобии тех четверых, включая меня. Я строго оцениваю ситуацию, свои возможности. Я говорю себе, мой милый, ты устал? Отдохни. Вязкое существо, на подобии нас четверых, названное пятым. Это существо спряталось в нас. 5-тый живёт в нас, 5-тый живёт во мне. И по вечерам, особенно по вечерам, он появляется так внезапно. Сложно его не заметить, да и не нужно его не замечать. Утробное рычание, вот это и есть 5-тый, он же вязкое существо. Скажу больше, утробное рычание, но это больше походит на первобытный страх, на страх рождения.
Вот о чём поведал мне пятый в ту ночь в том лесу:
Я иду в темноту. Я захожу так далеко, меня уже не видно, совсем темно.
ПЯТЫЙ:
ты пришёл?
Я:
Да. (Второй, Третья и Четвёртый эхом вторят за Первой).
ПЯТЫЙ:
где ты?
Я:
Я здесь стою. Ничего не видно. (Второй, Третья и Четвёртый эхом вторят за Первой).
ПЯТЫЙ:
ты зря пришёл.
Я:
Я тоже так думаю. (Второй, Третья и Четвёртый эхом вторят за Первой).
ПЯТЫЙ:
я думаю обратное, но всё равно, ты зря пришёл. Ты знаешь кто я?
Я:
Да. (Второй, Третья и Четвёртый эхом вторят за Первой).
ПЯТЫЙ:
ответь.
Я:
Ты… Ты вязкое существо тропического дыхания. Если я нажму «Отмена», ты исчезнешь? (Второй, Третья и Четвёртый эхом вторят за Первой).
ПЯТЫЙ:
Нет.
Я:
Я думал обратное. (Второй, Третья и Четвёртый эхом вторят за Первой).
ПЯТЫЙ:
хорошо. Ты брошен и настигнут мною, возврата не будет, только вперёд. Запомни эту истину, возврата не будет. Если жаждешь возврата, обретёшь его, лишь в качестве падения. Только вперёд.
Я:
Я готов... (Второй, Третья и Четвёртый эхом вторят за Первой).
Я пошёл вперёд. Там была пропасть. Огромная пропасть, я летел вниз целый час, даже больше. Целых полтора часа… Темнота и полёт… Я благодарен 5-ому за этот полёт…
*********************
А это часть вечерней лекции 5-го, в тот момент, когда меня посещает припадок первобытного страха:
ПЯТЫЙ:
Большинство из людей умеют дышать также хорошо как дышит зверь.
(Первая, Второй, Третья и Четвёртый издают звуки понимания).
Всех людей оберегает их покровитель.
(Первая, Второй, Третья и Четвёртый издают звуки удивления).
Мне необходимо много силы и ещё малость.
(Первая, Второй, Третья и Четвёртый издают звуки трепета).
Я вчера всё знал, сегодня я вспоминаю.
(Первая, Второй, Третья и Четвёртый издают звуки восторга).
Память утеряна, но её возможно возвратить.
(Первая, Второй, Третья и Четвёртый издают звуки радости).
Память утеряна, но доспехи готовы к бою.
(Первая, Второй, Третья и Четвёртый издают звуки уверенности).
Но память утеряна...
(Первая, Второй, Третья и Четвёртый молчат).


ЧАСТЬ ПЯТАЯ

ЧЕТВЁРТЫЙ:
Жизнь представляет собой два снимка фотоаппарата. Два фотоснимка – мне 7лет, и мне 67 лет, а между ними, между ними –  вспышка.
Я спрашиваю себя – И всё?, отвечаю – Да, и всё.
– Вспышка. А разве нет?, – спрашиваю я себя.
Я уже не помню, с чего всё началось. Я принимал какие-то лекарства, долго болел, кажется всё той же простудой. Да, оттуда всё и пошло, точно, с этого и началось. Было головокружение, большая температура и головокружение, может быть даже обморок. Я лежал в постели в неком бреду, подымался в кровати и плевал, да, плевал прямо на постель, а потом не мог понять, как это я, абсолютно приличный человек, мог плевать прямо на постель, в которой я сплю и в которой я сейчас-таки лежу. Видимо, я совсем болен. Видимо да.
ТРЕТЬЯ:
Это и была моя первая встреча с бездной. Меня посетила галлюцинация или бред, и я назвал это бездной внутри меня. Как мне с ней дальше жить я тогда не понимал и не знал. Что делать я тоже не знал, пока не выздоровел. Болезнь ушла и ушла бездна, и я забыл о ней. Забыл, да, но ненадолго.
Первая моя мысль после этой встречи с непостижимым, – никому ничего не рассказывать, никому ничего, даже.. нет, совсем никому.
ВТОРОЙ:
Я захожу в автобус, в любой. А? Да, абсолютно в любой и еду, до конечной и обратно. Так проходит мой день. Прихожу домой, могу поесть, а могу и нет, чтобы никого не утруждать, ну об этом попозже, и ложусь спать, поздно прихожу. Поездки в автобусе, это чисто развлечение. Но ощущения непередаваемые, это что-то вроде транса, в конце всегда просветление в виде разочарования прожитым днём. Но потом, ты не поверишь, на следующий день или через день снова тебя тянет в этот автобус или троллейбус, что ещё лучше, - медленнее ездит. Понимаешь, помыкаешься туда-сюда, некуда идти, город большой, Москва, знаешь ли. А выставки эти, галереи, ну не сегодня, понимаешь.  И к троллейбусу, номер не помню, короче, который по кольцу все время.
Я удивляюсь людям, удивляюсь себе, в конце концов, лучше так, чем где-нибудь пить с дружбанами.
ПЯТЫЙ:
Это всё немного раньше было в моей жизни, сейчас я конечно уже совсем другой, ну почему-то вот вспомнил, нужно было вспомнить. Почему, почему.. дай соображу.. важно для меня это, вот, горжусь я этим что ли, ну, жизнью своей горжусь. Это смешно, я знаю, но иначе как-то не получается, если иначе, то будет не правда, а если неправда, то это означает – так себе.
Когда я сидел в тюрьме, а я там никогда не сидел, то там было всё иначе, в смысле совсем другие законы. Я их уважаю, но тюрьма, сам знаешь, есть тюрьма. А свобода, сам знаешь, есть свобода. А на половину можно? Можно, но я не пробовал, не умею. Попробуй, если хочешь, может получится, хотя не стоит, опасно, затягивает.
Я:
Вчера ещё у меня в голове были совсем другие мысли, а сегодня ты только глянь, пробило что ли? Да, вот вчера, это совсем другое. Вчера – это значит безопасно, ну у меня, по крайней мере. А сегодня, а завтра? Это уже, видишь, есть стрём какой-то, опасность что ли. Что-то не клеится ни сегодня, ни на завтра, как-то вяло, да? Да у тебя точно также, я уверен. Что, не так скажешь? Может и не так, тогда чего же ты молчишь, почему не пойдёшь и не пошлешь всех в зад? Почему, значит, со мной будто согласен, да, а сам сидишь и не рыпаешься? А ты сходи. Сходи, сходи, там тебя только и ждали. Что где? Сам не знаешь где? Знаешь же, а врёшь, что не знаешь. Не мне, себе врёшь, так тоже бывает.
ЧЕТВЁРТЫЙ:
Мой собеседник задумался. Когда он думает, мне кажется, что я сказал что-то важное, что-то значительное. Мы еще посидели так минут тридцать.
– Ладно, - сказал мой друг, - так тоже бывает.
Я сразу заметил по его глазам, что он что-то скрывает. Он что-то скрыл от меня, подумал я.
– А давай напьемся, – говорит Толик.
Я стал думать, как же это тактично отказаться, не проявить своё призрение на предложение.
– Давай, давай! Сам же знаешь, что я не пью, а предлагаешь.
– Знаю, потому и предложил.
Мы посмеялись, потом он загрустил. Казалось, что он огорчён таким раскладом, потом мне показалось, что он начинает меня винить в чём-то. А дальше понеслось всё как в кино. Но это было дальше. Ты же помнишь, вспышка и всё?
ВТОРОЙ:
Два дня я просидел один в комнате в коммуналке, которую я снимаю. Что-то даже ел, правда на кухню не выходил, подогрел кашу, которая осталась после прихода моего недавнего гостя, в микроволновке. Просидел два дня, стараясь ни о чём не думать. Помню только, что временами срывался на диалог с моим товарищем, Толиком, что-то доказывал ему, объяснял.
– Вот ты скажи, Анатолий, я прав или нет? Нет, ты мне по -  правде скажи, я прав?
Кажется, и всё что запомнилось. Нет, в основном всё, я даже не помню предмет разговора. Только то, что прав я или нет. А мысли, они кажутся неисчерпаемыми, нет, нет же ничего важного из всего этого, просто какие-то сплошные повторы, и одно и то же, одно и то же по кругу, типа, прав я или нет. Это продолжалось очень долго, пока я не набирался мужества и не прекратил, насильно, кстати, прекратил этот диалог. В это раз я два дня потратил на внутреннее молчание. Результат на лицо. Какой, ты спросишь? Но об этом попозже.
ПЯТЫЙ:
Секрет моего внутреннего молчания, иначе говоря, это упражнение такое, мне рассказали ещё в школе, в седьмом классе, учительница природоведения. Короче, суть заключалась в том, чтобы смотреть на свои вытянутые руки. Долго смотреть и ни о чём не думать, видеть только руки больше ничего не должно существовать. В этом заключалось упражнение. Она ещё рассказывала о неком экстазе, если правильно делать упражнение, даже демонстрировала, ну её через две минуты всю трясло, и это было правдоподобно. Взрослая женщина, перед целым классом, это впечатляет. Правда, перед этим она рассказала ещё одну историю, так, для разогрева. Короче, она была в коме, или как-то по-другому, вот. Для врачей она была уже безнадёжной. Рассказывает, что идёт по длинному светлому коридору, идёт и знает, что в конце там будет очень хорошо. По-моему, её даже кто-то звал впереди. Но она вспоминает о своём маленьком сыне, и эта мысль о сыне её возвращает. То есть, такой альтруистический поступок. Да?
ТРЕТЬЯ:
Это, правда произвело на меня сильное впечатление. Короче, я много лет делал это упражнение, где-то до 10 класса. Потом я понял, что руки здесь не причём, на месте рук может быть любой другой объект, на котором нужно концентрироваться. А потом через несколько лет я понял, что совсем ничего и не нужно, совсем ничего. Только ты и пустота, а потом, то, что и пустота не нужна, а потом, то, что и тебя не должно быть. Так я стал владеть тайной, о которой никто из моих друзей не знал, да что там друзья, для них я был хорошим товарищем, просто немного со странностями. Но мир, который открылся мне, всё больше и больше поглощал меня, и вспышка между кадрами фотоплёнки становились всё ярче и длиннее.
ЧЕТВЁРТЫЙ:
А сейчас, прошу прощение, сейчас небольшая пауза. Сейчас я подымаю руку и что? Вот вам и прикольчик! Я подымаю руку, и по моему сигналу загорается свет, на сцене становится светло, такой себе разноцветный дождик из цветных прожекторов и софит. Сейчас мы вспоминаем о том, что мы с вами находимся ни где-нибудь, и ни там где-то, а в самом что ни на есть театре.  Обратите внимание, сцена заполнилась ярко-оранжевым светом. Мы видим с вами театральные декорации. Как правило, в обычном таком, скажем, среднестатистическом театре декорации всегда обозначают место действе героев спектакля.
(Следует ваша импровизация, здесь можно текст заменить на  узнаваемые данной публикой образы, имеющие отношение к конкретному театру).
К примеру, если мы хотим создать образ, иллюзию улицы, то мы можем нарисовать шести полосную зебру, поставить скамейку, если это парк, и рядом урну. Вот так вот как у нас сейчас. Да? Что мы видим? Правильно: скамейка, зебра, урна. А, неплохо? Даже как-то поэтично звучит – скамейка, зебра, урна. Вы не против, если я ещё несколько раз повторю комбинацию этих слов? ……… Скамейка, зебра, урна… Скамейка, зебра, урна… Скамейка, зебра, урна… 
(Следующую фразу обязательно нужно сказать). Да, кто бы мог подумать………………………………..
А сейчас, как в театре и положено, актёры выходят на поклон, а зрители… зрители, по идеи, аплодируют.
(Дальше идёт импровизация поклона и аплодисментов. Только не нужно мешать всё в кучу, сделайте сперва поклон без аплодисментов, красивый такой поклон, потом отдельно аплодисменты, покажите зрителям, что бить нужно пальцами одной руки в середину ладони другой руки, так наиболее эффектно, им это понравится, вот увидите. И тогда, о, радость-то какая, соедините поклон и аплодисменты. Да здравствует ТЕАТР!).



Харьков, март 2010. rotkaer@mail.ru 


Рецензии