Ньютоново яблоко

               

               
               
      Закинув ногу за ногу, под деревом лежал Ньютон и смотрел в заоблачные высоты. Неожиданно, как снег на голову, сверху свалилось яблоко. Крупное. Мичуринское. Пепин шафранный. Ньютон нащупал шишку, определил по теории френологии её функциональное значение и окунулся в далёкое детство. Вспомнил, как он с друзьями Пифагором, Гейгером и Торричелли тырил яблоки в саду у пастора Шлага. Тот гонялся за ними с дрыном и кричал: «Изувечу! Натяну на вас пифагоровы штаны, покажу торричеллеву пустоту, поставлю на счётчик Гейгера», а они лишь смеялись над служителем культа и остроумно огрызались: «Физики шутят».
      Второе яблоко, покрупнее первого, сорвалось с дерева, ударило в ту же точку, будто кто-то специально рассчитал траекторию падения, и тут же в голову гения ударила мысль: «Вот и пришла пора созревания яблок».
      Ньютон глубоко задумался: «Яблоки падают с дерева на землю, сверху вниз, значит, действует закон всемирного тяготения. Это знает каждый дурак. А как собрать урожай без потерь – этого не знает никто. Можно, как в старые добрые советские времена, организовать фруктозаготовительный совхоз «Совок» или «Заветы Ильича». Вот только во что такая затея станет: оборудование закупай, технику, создавай контору с бухгалтерией, дирекцию, да и зарплату рабочим плати не ниже установленного минимума, иначе по судам затаскают. Во что тогда обойдётся яблочко? Дорого. Убыточным будет совхоз. А что по этому поводу думает Владимир Ильич?
      В трудные минуты Ньютон всегда советовался с Лениным. Вот и сейчас он вытащил из-под головы увесистый том, открыл нужную страницу и прочитал: «Мы пойдём другим путём».
      - Прозорливо, как всегда, - восхитился Ньютон, закрывая книгу и опять подкладывая её под голову. – Конечно же, надо идти другим путём. Только каким – вождь и учитель
недоговаривал, предоставляя, как Мюллер Штирлицу, детали додумывать самому.
      И в этом заключалась мудрость вождя: он никогда не навязывал своего мнения, никогда не сковывал инициативу учеников и последователей, разве что мог слегка подправить: «Не арестовать этого сукиного сына, а расстрелять». Всего одно слово, а какое ёмкое! Сколько в нём экспрессии, скрытого смысла и глубокого содержания!
      Третье упавшее на голову яблоко поставило всё на свои места, придало мыслям стройность и направленность. А на кой создавать совхоз? И вообще создавать что-либо? Когда есть прекрасный партийный лозунг: «Пролетарии всех стран соединяйтесь!» Вот они и соединяются, пролетарии из беднейших  стран,пересекают границы без всяких шенгенских
и нешенгенских виз, без таможенных досмотров и погранконтролей – гостарбайкеры, нелегалы, лимита. Благодать. Они не претендуют на бытовые условия, не качают права, не знают нецензурных слов: «нормированный рабочий день», «бюллетень», «отпускные», они довольствуются мизерной оплатой за свой каторжный труд и вкалывают по-чёрному. Это и есть неиссякаемый резерв производства,  это и есть «другой путь», подсказанный вождём мирового пролетариата.
      - Спасибо, Ильич, - поблагодарил Ньютон. – Будем собирать урожай по-ленински, на голом энтузиазме одних и безысходности других.
      Незаконно это, конечно, вздохнул Ньютон, не гуманно.  Многие принципиальные граждане вполне обоснованно испытывают к этой категории населения неприязнь, а некоторые даже ненависть, но, если рассуждать по-людски, по-человечески, то первым чувством к таким вот бедолагам перекати-поле должна быть, наверное, жалость. Люди они, люди! Не от хорошей жизни пустились в бега с насиженных мест, где родились, выросли, в места, где на них, чужаков, смотрят волком, от жён, детей, матерей, чтобы не дать им сдохнуть с голоду, и не бомжевать ведь едут, не милостыню просить, а гнуть хребет на тяжёлых работах, куда «своих» калачом не заманишь.
      Но и государство, каким бы мощным и благополучным ни было, можно понять. Потому что оно, государство, не резиновое, не безразмерное. А понять, как говорят французы, значит, простить. Складывается патовая ситуация, напоминающая известную индийскую притчу, когда двое спорщиков явились к везиру, чтобы тот разрешил их спор. Выслушав одного, мудрец сказал: «Ты прав», выслушав другого, повторил тоже самое.
       Так где же прячется истина? Принято считать, - посередине. Только где она, эта середина?
       И вот на сей каверзный вопрос Ньютон даже с помощью многотомных сочинений Ленина, Карла Маркса и Энгельса ответить никак не мог.


Рецензии