Разговор поэта А. Блока и певца В. Леонтьева

 Разговор поэта Александра Блока и певца Валерия Леонтьева
    
     Приближалась мистическая дата – 20.02.2002 года –  четыре двойки и четыре нуля. Почему люди склонны искать что-то в сочетании цифр, которые когда-то сами и придумали, чтобы облегчить свою жизнь. Сложно сказать.

     Я об этом думала меньше всего. Купила  билеты на концерт Валерия Леонтьева – он назывался – «Неизвестная планета» - и как ни странно – именно на 20.02.2002. Концерт заезжей мега-звезды должен был начаться в 19.30.  Звёздный гость задержался и появился перед зрителями в 20.02.

 Почему я начала этот хронометраж, не знаю. Но вдруг я услышала слова новой песни, припев меня поразил. Да, это, несомненно, были стихи Александра Блока, но очень искорёженные.
   В Интернете я нашла эту песню: - «Не бойся вспоминать меня» -  по адресу
Ты в комнате одна сидишь. Я знаю, ты теперь не спишь
Ты слышишь, ты дышишь, ты не дышишь
Я знаю, ты теперь в бреду. Я все равно к тебе войду
Мятежна, ты мятежна, друг мой нежный
--RF--
Не бойся вспоминать меня в осенний холод
Я сел на белого коня, я был так молод
Не бойся вспоминать меня
Я улетел туда, туда в янтарь закатный
Прости за то, что я не знал свой путь возвратный
Я сел на белого коня, я был так молод
Не бойся вспоминать меня в осенний холод

Зачем за дверью свет погас. Я твой давно забытый час
Не бойся, ты не бойся, ты мне откройся
Теперь ты мне не прекословь. Ты помнишь первую любовь
Что толку в нашем споре - лишь гаснут зори
***
  Привожу  стих  Александра Блока  «Ты в комнате один сидишь»

Ты в комнате один сидишь
Ты слышишь?
Я знаю: ты теперь не спишь…
Ты дышишь и не дышишь.

Зачем за дверью свет погас?
Не бойся!
Я твой давно забытый час,
Стучусь – откройся.

Я знаю, ты теперь в бреду,
Мятежный!
Я все равно к тебе войду,
Старинный друг и нежный…

Не бойся вспоминать меня:
Ты был так молод…
Ты сел на белого коня,
И щеки жег осенний холод!

Ты полетел туда, туда –
В янтарь закатный!
Немудрый, знал ли ты тогда
Свой нищий путь возвратный?

Теперь ты мудр: не прекословь –
Что толку в споре?
Ты помнишь первую любовь
И зори, зори, зори?

Зачем склонился ты лицом
Так низко?
Утешься: ветер за окном –
То трубы смерти близкой!

Открой, ответь на мой вопрос:
Твой день был ярок?
Я саван царственный принёс
Тебе в подарок!
***

«Анализ стихотворения А. А. Блока «Ты в комнате один сидишь». ( по материалам сайта )-
http://www.litra.ru/composition/get/coid
      «Возмездие» - один из циклов, который посвящен теме «страшного мира». Неслучайно в этот цикл вошло стихотворение «Ты в комнате один сидишь», написанное в марте тысяча девятьсот девятого года.
    В этом стихотворении Блок развивает тему «страшного мира», показывая читателю роковой круговорот жизни и ее безысходность.
    С первых строк автор вводит читателя в состояние одиночества и оцепенения:
    Ты в комнате один сидишь.
     Ты слышишь?
    Я знаю: ты теперь не спишь...
     Ты дышишь и не дышишь.
    Жизненный путь лирического героя подходит к концу (Зачем за дверью свет погас… Я твой давно забытый час), к нему приходит «старинный друг» - смерть. Вместе с героем мы заново переживаем всю жизнь (Ты был так молод… // Ты сел на белого коня// И щеки жег осенний холод)
    В последних строках стихотворения Блок предлагает задуматься читателю над смыслом жизни, спрашивая у лирического героя « Твой день был ярок?» Последние строки обрекают героя на смерть:
    Я саван царственный принес
     Тебе в подарок!
    Как известно, саван - это одежда для усопшего или покрывало, которым накрывают тело в гробу.
    Блок использует следующие средства выразительности: эпитеты (забытый час; старинный друг; осенний холод; царственный саван), метафору (давно забытый час), риторический вопрос (твой день был ярок?), повтор (ты дышишь и не дышишь; зори, зори, зори), ассонанс (повторение гласных О, Е, А), аллитерацию ( повторение согласных Т, С, Д) – все эти средства помогает Блоку создать картину «гибельности» и «страшного суда».
    На мой взгляд, о том месте, которое занимает творчество Блока в литературе XX века, лучше всего говорят слова Маяковского: «Некоторые до сих пор не могут вырваться из его обвораживающих строк - взяв какое-нибудь блоковское слово, развивают его на целые страницы, строя на нем все свое поэтическое богатство».
Добавил: daMen»
***
    Не знаю, почему Валерий Леонтьев так  поступил в своём творчестве.  Вероятно, так же не смог «вырваться из его обвораживающих строк». Я ему решила ответить, так как Александр Блок не может сам защитить своё творчество.
***
Ответ Леонтьеву на  песню -  «Не  бойся вспоминать меня»

Если женщина дышит два раза,
А один почему-то нет,
То не спит так внезапно и сразу,
Что за бред?
Притворилась ты спящей?
Что -  не слышала стука копыт?
Но, не бойся, не бойся, откройся,
Я же знаю, как спишь ты,
То сильно храпишь!
И лошак вдруг заржал
 Так некстати,
Снова, дурень, спешит
 улетать!
Ну, скорее же ты просыпайся!
Закусил мой лошак удила,
Да и дернул себе
 в небосвод!
Спи спокойно, старей мне назло,
Что за вредная женщина?
Свет погасила,
А я ж - возвратился!
Ну, всё, хоть ты
Не прекословишь больше,
Я тоже больше не хочу,
И вновь лечу!
Без коняки.  Пока!
Ну и свалял я
Сейчас дурака!
22.02.2002
***
Песня спета и арена цирка
Опустела. Ты ушёл, артист!
«Неизвестная планета,
неизвестная планета»,
Что там неизвестно – разберись!
Каждый в этой встрече ждёт чего-то,
Но у Блока – не  такие строки!
Занавеса нет и феерия света
Не коснулась всем известного поэта…
Песня льётся и живёт убого,
Подарил ли Блок свои слова?
Славы нет, она – как гордый сокол,
В поднебесье сложит два крыла…
Упадёт на землю гордым камнем,
В клочья разлетятся два крыла,
Песня улетела в зазеркалье,
Кто хозяин ей, и чьи её слова?
22.02.2002
***
Ну, а сам Блок написал в стихотворении «Друзьям» –
«Зарыться бы в свежем бурьяне,
Забыться бы сном навсегда,
Молчите, проклятые книги!
Я вас не писал никогда!»

Возможно  – предвидел появление вот такой песенки? Грустно это всё.
***
Может быть,  Блок написал бы так:
 «Зачем ту песню загубил,
Перелопатил, не спросил?
Пока, пока! Что толку в нашем споре?
Мой  стих – он  –  о  другом,
Он не о том, он – просто – боль,
Ваш – просто вздор!»
22.02.2002.


Рецензии
Плагиат конечно,чистой воды((Людмила,да вы герой,вступились за Блока))

Нарт Орстхоев   09.11.2016 16:03     Заявить о нарушении
спасибо! В случае переделки песен надо давать ссылку "по мотивам Блока"

Людмила Лунева   10.02.2017 01:02   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Людмила! Совершенно случайно набрела в Интернете на Ваше протестное выступление приблизительно шестилетней давности по поводу ещё более отдалённного события. Не совсем поняла, почему Вы столько лет сдерживали своё возмущение, но не в этом суть. В юности, когда мы все нигилисты, я обожала стихи Александра Александровича: запоминались они мне на удивление легко, и я цитировала их по поводу и без. Поэтому появление этой песни в репертуаре Валерия Яковлевича для меня не было громом среди ясного неба. Я не люблю поп-музыку, но Валерий Яковлевич - редкое исключение из этого "правила". Он артист. Кто "перелопатил" стихи Блока я, конечно же, не ведаю, но думаю, что это такой же "ответ", как и Ваш, но более хорошего вкуса. Песня в исполнении Леонтьева хороша. Думаю, Александр Александрович не оскорбился бы, а был бы рад: мужчина, перед лицом вечности, вспоминающий свою первую и искреннюю любовь, дружбу, сохранившуюся через годы, цитируя твои собственные стихи, это заслуживает внимания. Хочу ещё заметить, что в поп-музыке были случаи использования хорошей поэзии. К сожалению, они, подлинные стихи, тоже неправильно воспринимались слушателем. Хотя и "не искажались". Стихи - это вообще странное явление: интимное публикуется для многих, чтобы другие, могли понять себя. Всех благ!

Анна Пауль   11.02.2017 18:33   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.