Алексей Матиевич- глава 8
Глава 8
Историко-критическая оценка религиозно-
философской концепции Фехнера
Определения времени – настоящее, прошедшее и буду-
щее неотделимы друг от друга. Фехнер близок к генети –
ческой точке зрения на развитие миросозерцаний. Главной
формулировкой философии он считает «Первое зерно и за-
родыш». Абсолютное действие есть вечное развитие, эво –
люция, мировой прогресс. Миросозерцание Фехнера есть
объективный идеализм – это учение о всеединстве и такое
миросозерцание коренится в глубокой древности, в учении
первых натурфилософов.
Современное христианство он называет «мрачным взглядом», а свою собственную - религией будущего, т.к.
победная идеальность высшего миропорядка ведет вперед
к утверждению мировой связности ценности гармонии.
Чтобы все возникло для основы разума – нужна воля.
Есть истинная реальная субстанция - Первооснова мира.
Единство в универсальном Высшем Духе. Генетический
обзор Фехнера гласит…
В Боге мы познаем всю природу во всем ее много –
образии, как и Бога познаем в природе во всем единстве Его Духа. Наше познание не только своего духа, но и внешнего мира - есть богопознание во всей полноте – оно
не исчерпывает Бога, но в момент самого постижения
Бога для нас вполне постижим, а отсюда все наше позна-
ние, сливающееся с потоком мировой жизни в Боге, при-
обретают совершенно объективную достоверность. Из пер-
воматерии все возникает и все должно в нее вернуться.
Философия Фехнера - понятие космоса безгранично
и безгранично его развитие. В сочинениях Фехнера не
встречается мысли о периодической смене миротворения
и разрушения миров - есть указание на их непрекращаю-
щееся развитие б бесконечности. Круговорот мироздания он
определяет законом природы на основании справедливости
- это закон мирового развития. Шар - самая совершенная
сферическая форма материи.
Фалес Милетский - древнегреческий философ - основа-
тель и родоначальник античной европейской философии и
науки в 6-4 веках до н.э., развивал мысль от одушевлен-
ности и божественности «мир одушевлен и полон богов».
Анаксимандр - древнегреческий философ-материалист
Автор первого сочинения «О природе» Первоначалом счи-
тал единую, вечную, безконечную материю.
Анаксимен – древнегреческий философ-материалист,
считал Воздух безконечным первоначалом, из которого
все возникает и в которое все возвращается. Первостихия
мира – воздух, первоначалом – вода в непрерывном движе-
нии. Мироуправляющий всесвязывающий закон единства
движения, пронизывающий тело космоса – закон Духа – в
природе развивающейся постепенно. Первоначало из воз-
духа переходит в дух. Стремление к устойчивости осущест-
вляется принципом строгой постепенности.
Ксенофан Колофонский - древнегреческий поэт и фи-
лософ. В его воззрениях сильны материалистические и диа-
лектические тенденции. Впервые вводит понятие о един –
стве и вечности Бога - источник истинного реального бытия.
Пифагор уделяет внимание концепции мировой гармо-
нии в стремлении к основам научной природы. С натур –
философией которого генетически связывает свое учение
со «светлым взглядом». Его мировоззрение построено на
отношении меры и чисел, ведущих к мировой гармонии,
связывающая единство целого - Пифагорическая этика гар-
монии. Надо жить в согласии с гармоническим целым ми-
ра - умеренность, порядок и гармония - в чем заключается
благо.
Философ Гераклит считал - все в мире изменчиво -
вечный круговорот, над чем царит мировой закон порядка
из единства. Логос - носитель мирового сознания и разума-
«добро и зло едины» - мировая закономерность. Первове –
щество жизненно душой. Он первый протянул нити от
жизни природы к жизни духа.
Мировоззрение Фехнера подходит к воззрению Герак-
лита. Человек есть микрокосм. Душа носит искру божест-
венности, отпавшую от мирового разума. Высший завет ра-
зума – постичь мировой закон или мировой Разум, а приоб-
щиться к нему - есть высшее правило поведения. Своево-
лие и своенравие суть воплощения зла и лжи.
«Солнце не преступает своей меры» !!!!!
=======================================
Анаксогор Клазоменский – древнегреческий натурфило-
соф. Учение о безконечных множествах. Является родона –
чальником объективного идеализма в исследуемом мировоз-
зрении. Изменчивый мир чувств сводится к сущности про-
странственного движения. Все кажущиеся возникновение и
разрушение основывается на соединении и разъединении
неизменяемых частиц материи. Чувственные восприятия
реальны. Единство Божие множественно. Все содержится
во всем. Из деления сущего никогда не возникает несущее.
Дух мыслит высшей ступенью материи.
Фехнеровское самоявление Духа. В богопознании
субъект и объект сливаются, т.к. Дух Божий Единый. Дух
дает толчок к движению материи согласно механическим
законам причинности.
Эмпидокл из Акрагаса – 5 век до н.э. – древнегреческий
философ, врач, политический деятель. В поэме «О природе»
развил учение о 4-х вечных неизменных элементах – огне,
воздухе, воде и земле, из сочетания которых образуются все
материи ( в источнике указано слово – вещи, но на русском
языке это прямая вещь, а указанные элементы способствуют
образованию различных материй… считаю употребление
слова- вещи, есть не совсем точный перевод с молдавского).
В поэме «Очищение» изложил религиозно-этическое учение
о переселении душ. В пути жизненного одухотворения При-
чины, приписывал ей две силы – стремления и желания –
два вида движения. Эти силы - Любовь и Вражда. Любовь
возникает при гармоничных отношениях, вражда есть стрем-
ление к разрушению соединения. Творческая любовь – выс-
ший пункт всего сущего, которая воплощает в себе миро-
вую гармонию, примиряющая все диссонансы мира. Подоб-
ное познается подобным!
Левкит из Элеи или из Милета - 5 век до н.э. – древ-
не греческий философ, автор сочинений «Великий диакос –
мос» и «Об уме». В своем учении дает основы научному
естествознанию. Бытие вечно, едино и неделимо. Чувства
есть следствие движения атомов мирового закона.
Ощущения – частное достояние каждого отдельного
лица, а не общее нескольких лиц. Для человека желатель-
но только одно удовольствие, ибо хорошее совпадает с при –
ятным, дурное - с неприятным. Удовольствие - естествен –
ный процесс развития. Духовная сторона единства сводится
к чувству удовольствия – из этого вытекает гармония отно-
шений и потому оно нравственно. Это является целью
каждого человека. Мудрость – начало человеческой нрав –
ственности. Добродетель умеренности состоит не в отказе
от удовольствий, но в господстве над удовольствиями, ко-
торое способствует достижению желаемой цели. Доброде-
тель заботится не только о душе, но и об укреплении тела.
Любовь к Богу – высшая ценность. Между индивидуальной и социальной моралью, фундаментом для обеих служит нравственный закон, который есть продолжение мирового закона.
Фехнер относится к Платону с особенным уважением,
готовый допустить, что в нем живет дух великого идеа –
листа древности. Потусторонний мир – мир высшей реаль-
ности. Душа, ниспадшая из мира идей в мир чувственный,
вспоминает о мире идей, и это – верный показатель как
ее предсуществования, так и бессмертия. Кроме того, душа,
созерцавшая идеи, сама в известной мере причастна к ним,
т.е. содержит частицу божественного мира, отпавшую от
своего Единства. Эта частица в ней – разум! Бессмертна
она и потому, что ее самодвижение никогда не может пре-
кратиться. Фехнеровское учение о бесконечности самораз-вития духа и души, как основе бессмертия. Идея Блага
есть творческий божественный Разум.
В психологии Аристотель ближе к Фехнеру, чем Пла-
тон. Он перебрасывает мост между телом и душой. Тело –
вторая субстанция, связанная с Душой - это непрерывное
единство. Степень объединенности - степень роста, разви –
тия укрепления организма и следовательно блага. Абсо –
лютная реальность может быть приписана одному только
вечному единству развития. Душа едина, способность ощу-
щения и чувства нельзя отделить от способности мышле-
ния. Психические явления – это движения души, восприя-
тия – это явления вызванные внешним толчком. Воспри –
ятие и чувство происходит в центральном органе – душе.
Стратон разумел душу как существующий Дух. Ан –
тичный принцип жизнепонимания, позднее в этике – прин-
цип истолкования и обоснования морали, согласно которо-му счастье - блаженство является высшей целью человечес-
кой жизни. Природа – единое целое.
Ксенофонт из Халкедона - 4-3 век до н.э. – древнегре –ческий философ – идеалист, ученик Платона, один из руко –
водителей Платоновской древней Академии, четко разделил
философию на диалектику (логику и познание), физику (на –
турфилософию) и этику. Возвращение души после смерти в
небесное отечество.
Полемон развивает учение об естественных природ –
ных благах и основывает на нем свою этику. Высшую цель жизни он полагает в доброй жизни - наслаждениями
природными благами. Фехнер везде стремится похвалить
первобытного человека, наслаждавшегося единением с природой. Он также указывает - в конце исторического
развития человечество должно придти к синтезу перво –
бытного цельного познания природы. Материя переходит
в дух единства законов движения с законом сознания.
Ощущения чувственными удовольствиями – блажен –
ство и благо - к нему нельзя не стремиться. Это есть при-
родный инстинкт, вложенный матерью –природой во все
живущее. Так утверждает Эпикур. Это стремление психи-
чески сводится к самосохранению. Всякое удовольствие
имеет непосредственное отношение к чувственному. Но ду-
ховное удовольствие – выше и ценнее чувственного и прос-
тирается не только на настоящее, но и на прошедшее и
будущее.
У Гераклита – Логос – «огненное слово» мирового за-
кона. Верх-низ, день-ночь, возникновение и уничтожение,
чувство и духовное, душа и дух, кажущееся и истинное, за-
кон и природа, знание и вера, целесообразность и необхо-
димость – все это одно и то же, но только рассматривается
с двух сторон. Обе стороны мирового развития совмещают
в гармоничном сочетании мировой закон огненного Логоса,
т.е. «дитя Божие» - сын Бога. Высшей формой является гар-
мония. Логос – это самосознательный мировой разум –разум-ный огонь самосознания. Все движется, изменяется, разви-
вается. Сознание есть движение и вечно эволюционирует.
Огонь – Логос – закон мирового единства, творчески объеди-няет все во всем мире, ведя мир в его развитии к послед-
нему единству.
Русское Слово выражает идею собирания, объедине –
ния в одно целое. Христос - творческий объединитель всего
во всем в боге. Ни Бог, ни Христос Фехнера не имеет ни-
чего общего с христианским: его Бог не свемогущ, а Хрис-
тос не «собезначальное Слово Отцу и Духови, от Девы род-
шееся на спасение наше».
Христос Фехнера - это эволюционное огненное Слово
Гераклита и религия развития. Высшего сознания Логос
достигает в человеке. Жить в единстве с людьми и с приро-
дой-значит жить в единении с Логосом - как мировым законом единства. Абсолютная творческая Личность, в ко-
торой вся полнота всего - Первопричина мира.
Зло, необходимая составная часть мирового плана,
через разделение единства и относится к свободе челове –
ческой воли - грех, проклятие и смерть. Где мост, объеди-
няющий закон природы с законом свободы? Демиург соот-
ветствует духу земли. Бог - Мировая Душа. Тело является
в человеке природным существом – зверем, а душа – Богом.
Душа возвышается над телом, как Бог над миром. Тело в
своей сущности не что иное, как осложненность души.
Наиболее чистые души облечены эфирным телом, иные –
Лунным, другие – солнечным. Вера и разум - разные пути
сверхестественного откровения Вездесущего. Нельзя смеши-
вать Творца с тварью, Бога с природой, веру со знанием.
Путем знаний душа приходит к богопознанию – с чего на-
чинается вера.
Христианство открыло миру Единого Бога, не рас –
крывшегося в мире, но открывающего себя миру. Молитва
- моление, прошение, благодарение, но не соединение с Бо –
гом.
Прокл наметил триаду диалектического развития в
философии истории. Язычество – тезис, христианство – анти-
тезис, объязыченное христианство «светлого взгляда» - син-
тез. Философию и религию «мрачного взгляда» Фехнер
считает полным отрицаний, а свое «светлое христианство»-
полным новых утверждений. Философские построения зака-та греческой культуры имели большое влияние на всю
последующую мысль. Истинный философ есть не жизнера-
достный богозверь, а мученик мысли и искателя Бога.
Отчаяние есть конец философии и начало благодати. По –
добное познается подобным, - здесь корень метода анологии.
Свет есть первая субстанция мира, образ вечной жизни. Мировая Душа – регулирующий принцип Космичес-
кой Гармонии. Без творческой Абсолютной Причины не
могло ни произойти, ни существовать никакой жизни.
Дух Божий – София - Мировая Душа. Когда мы любим
друг друга – то любим этим Бога. Зла в Боге не существу-
ет, оно существует лишь в конечном мире. Все течет, бес-
престанно возникает и проходит – и наш дух также захва-
чен этим потоком. Нельзя смешивать духовную причин-
ность с материальной. Духовная причинность есть твор –ческая, чего нельзя сказать о природной.
Существует мир Единств пространства и времени. Не
существует – прошлого, настоящего и будущего. Существует
единый мир в пространстве и времени. Мы связаны со всеми частями вселенной – с прошлым и будущим. В люб-
ви открывается Бог. Человек есть индивидуум – он Абсо-
лют – Бог, ставший конечным и телесным.
Критические выводы
(обзора системы Фехнера)
=============================
Одно дело Божественная сущность Церкви Христовой
и ее догматов. Другое дело - те формы и толкования, кото-
рые исторически придаются этой сущности людьми, пребы-
вающими в ее недрах. По самой своей идее Церковь Хрис-
това не есть союз совершенных и освещенных, но – совер –
шенствуемых и освещаемых. Всякие ошибки и уклонения,
возможны расколы и разделения в Церкви, бывали еще в
первые времена ее существования.
Соотвествуют ли достигнутые Фехнером результаты
задачам его философии? Возник фехнеровский синтез естес-
твознания, философии и богословия и его учения о все –
единстве. Фехнер придает «светлому взгляду» огромное зна-
чение: наступает уже эра нового христианства, обновленного
язычеством и предтечей этой эры является он сам. Свою
систему он считает единственным полным и ясным выра –
жением цельной всеединой истины.
Он считает природу и материю продуктом духа и од-
новременно подчиняет ее духу. Дух считает Первореаль –
ностью, а природу и материю – первореальность, возникшая
из нее. В данном случае он сам - субъективный идеалист.
Фехнер помещает последнее единство в оторванном от нас
Абсолюте. В эпоху построения фехнеровской системы она
была единственной хранительницей философско-религиоз –
ного идеализма. С этой точки зрения, поставленную перед
собой задачу он выполнил.
Историческое значение Фехнера
(его учение в новейшей и современной философии)
От Фехнера другие философы унаследуют взгляд на
Дух и Душу, как личность мирового процесса, объектив-
ный идеализм и непосредственность «я» как самочувствия,
субстенциальность самосознания, постепенность ощущения
и чувствования, распространяемые на все вещи.
Человеческий разум не объединяет происхождения зла
в мире по причине ограниченности всего земного.
Первый преемник и друг Фехнера Рудольф Герман
Лотце перемещает центр реальности в бога - в Абсолют.
Решительное признание внутреннего самоопределения и
несравнимости психических процессов с физическими вместе с отвержением реальной одушевленности растений
и планет. Понятия удовольствия и неудовольствия к эс-
тетическим категориям самого высокого порядка. В этику
вводятся понятия святости и блаженства-как высшего
блага. Лотце превосходит и сообщает религиозно-нравствен-
ный идеализм всей своей системе.
Благодаря профессору Киевского университета А.А.
Козлову этот профессионализм стал популярен и в России
(Бобров, Аскольдов и др.)
Ученик Фехнера Вильгельм Вундт утверждает – фило –софия Фехнера полная фантазий без научного понимания,
созданная существенно из своих собственных убеждений.
Рейнгард Либе, оспаривая Вунда, замечает:
- Кто первый применил в философии методологию,
которую Вундт объясняет гораздо правильнее?
- Кто передал эмпирически обоснованный идеализм?
Ответ один: Фехнер !
Вундт применяет в качестве исходного пункта умозре-
ния Фехнера. Религиозно-нравственный идеализм Лотце
считается самой совершенной формой мировоззрения.
Отбросив фехнеровские ощущения, Вундт в основу всего
ставит волю – сознательную, разумную, действующую целе-
сообразно и принимающая участие в мироустройстве. Суб-
станцией является воля. Весь мир – ситема этих воль. Во-
левые импульсы друг от друга отличны в различии сте –
пени сложности. Душа – волевая единица – самая большая
сложность. Душа – едина в себе – она есть коллективная
волевая единица, но без общей суммы волевых единиц
немыслима. Сумма волей душ человечества – есть фехне –
ровский дух земли. От всеобщего духа – Вундт переходит к
Богу - последней основе бытия и старается построить нрав-
ственное бытие, основанное на этическом идеале всечелове-
ческого волеобщения – так Вундт повторяет кантовский постулат.
Сущность человеческой природы в духовности. Цель
человеческой жизни - создание духовного. Нравственная
жизнь заключается именно в создании самого блага, а не
ради чего-либо другого. Вера – есть функция воли, а воля
есть элемент нашей духовной жизни! Лотце и Вундт, обло-
городившие философию Фехнера, являются историческим
опровержением фехнеровских мечтаний о «светлом взгляде»
и философии к религии будущего. Фехнер облекает глубо-
комыслие чистого разума в общепонятную «жизнь» свет –
лого взгляда. Непредвзятая оценка этого мыслителя пред-
ставляет собою исходный пункт для общей работы филосо-
фов и кроет плодотворнейшие зачатки популярно-философ-
ского мировоззрения двадцатого века.
Идеализм немецкой философии принимает в себе натурализм, не разрушая в нем имеющего права на сущес-
твование – он пользуется им для утверждения собственного
построения. Всякое познание и опыт - безконечный про –
цесс, совершающейся вместе с развитием своего сознания…
Закон универсального Сознания - есть общие условия фи –
зического и психического. Единичное «я» поднимается из
универсального Сознания по закону «порога…» - из чего
вытекает форма явления. Это - трансцендентный идеализм
психофизического мировоззрения. Но жизнь желает все со –
держание мира охватить во всех ступенях… И это демон –
стрирует Фехнер. Он предвосхищает о растворении силы и
материи в единстве закона.
Под обаянием фехнеровского миросозерцания находятся
естествоиспытатели: невропатологи, психологи и педагоги.
В 1901 году Мебиус утверждает, - построение метафизики воз-
можно лишь в фехнеровском смысле. Учение об одушев –
лености материи - основа системы Фехнера. Невозможно
объяснить происхождение жизни и сознания из мертвых
элементов материи, т.к. мертвое есть результат распада из-
начально живого. В наше время действительно интересу –
ются в большей мере «философией Фехнера». Побуждением
к принятию фехнеровского миросозерцания Вилле выстав-
ляет его согласие с естествознанием, а с другой – глубокую
гармонию концепции от начала до конца.
В России по тем же соображениям к Фехнеру примкнул
профессор Киевского университета А.Н.Гиляров.
Свидетельство о публикации №210092601071