Алексей Матиевич- глава 8

    



                Глава 8
              Историко-критическая  оценка  религиозно-
                философской   концепции  Фехнера

         Определения  времени – настоящее,  прошедшее  и  буду-
щее  неотделимы  друг  от  друга.  Фехнер  близок  к  генети –
ческой  точке  зрения  на  развитие  миросозерцаний.  Главной
формулировкой  философии  он  считает  «Первое  зерно  и  за-
родыш».  Абсолютное  действие  есть  вечное  развитие,  эво –
люция,  мировой  прогресс.  Миросозерцание  Фехнера  есть
объективный  идеализм – это  учение  о  всеединстве  и  такое
миросозерцание  коренится  в  глубокой  древности,  в  учении
первых  натурфилософов.
         Современное  христианство  он  называет «мрачным  взглядом»,  а  свою  собственную -  религией  будущего, т.к.
победная  идеальность  высшего  миропорядка  ведет  вперед
к  утверждению  мировой  связности  ценности  гармонии.
Чтобы  все  возникло  для  основы  разума – нужна  воля.
Есть  истинная  реальная  субстанция  -  Первооснова  мира.
Единство  в  универсальном  Высшем  Духе.  Генетический
обзор    Фехнера  гласит…
         В  Боге  мы  познаем  всю  природу  во  всем  ее  много –
образии,  как  и  Бога  познаем  в  природе  во  всем  единстве  Его  Духа.  Наше  познание  не  только  своего  духа,  но и  внешнего  мира -  есть  богопознание  во  всей  полноте – оно
не  исчерпывает  Бога,  но  в  момент  самого  постижения
Бога  для  нас  вполне  постижим,  а  отсюда  все  наше  позна-
ние,  сливающееся  с  потоком  мировой  жизни  в  Боге,  при-
обретают  совершенно  объективную  достоверность.  Из  пер-
воматерии   все  возникает  и  все  должно  в  нее  вернуться.
         Философия  Фехнера -  понятие  космоса  безгранично
и  безгранично  его  развитие.  В  сочинениях  Фехнера  не
встречается  мысли  о  периодической  смене  миротворения
и  разрушения  миров  -  есть  указание  на  их  непрекращаю-
щееся развитие  б  бесконечности.  Круговорот  мироздания он
определяет  законом  природы  на  основании  справедливости
- это  закон  мирового  развития.  Шар -  самая  совершенная
сферическая   форма  материи.
         Фалес  Милетский -  древнегреческий  философ -  основа-
тель  и  родоначальник  античной  европейской  философии и
науки  в  6-4  веках  до  н.э.,  развивал  мысль  от  одушевлен-
ности  и  божественности  «мир  одушевлен  и  полон  богов».
          Анаксимандр -  древнегреческий  философ-материалист
Автор  первого  сочинения  «О  природе»  Первоначалом  счи-
тал  единую,  вечную,  безконечную  материю.
          Анаксимен – древнегреческий  философ-материалист,
считал  Воздух  безконечным  первоначалом,  из  которого
все  возникает  и  в  которое  все  возвращается.  Первостихия
мира – воздух,  первоначалом – вода  в  непрерывном  движе-
нии.  Мироуправляющий  всесвязывающий  закон  единства
движения,  пронизывающий  тело  космоса – закон  Духа – в
природе  развивающейся  постепенно.  Первоначало  из  воз-
духа  переходит  в  дух.  Стремление  к  устойчивости  осущест-
вляется  принципом  строгой  постепенности.
         Ксенофан  Колофонский  -  древнегреческий  поэт  и  фи-
лософ.  В  его  воззрениях  сильны  материалистические  и  диа-
лектические  тенденции.  Впервые  вводит  понятие  о  един –
стве  и  вечности  Бога  -  источник  истинного  реального бытия.
         Пифагор  уделяет  внимание  концепции  мировой  гармо-
нии  в  стремлении  к  основам  научной  природы.  С  натур –
философией  которого  генетически  связывает   свое  учение
со  «светлым  взглядом».  Его  мировоззрение  построено  на
отношении  меры  и  чисел,  ведущих  к  мировой  гармонии,
связывающая  единство  целого -  Пифагорическая  этика  гар-
монии.  Надо  жить  в  согласии  с  гармоническим  целым  ми-
ра -  умеренность,  порядок  и  гармония  -  в  чем  заключается
благо.
          Философ  Гераклит  считал  -  все  в  мире  изменчиво  -
вечный  круговорот,  над  чем  царит  мировой  закон  порядка
из  единства.  Логос -  носитель  мирового  сознания  и  разума-
«добро  и  зло  едины» - мировая  закономерность.  Первове –
щество  жизненно  душой.  Он  первый  протянул  нити  от
жизни  природы  к  жизни  духа.
           Мировоззрение  Фехнера  подходит  к  воззрению  Герак-
лита.   Человек  есть  микрокосм.  Душа  носит  искру  божест-
венности,  отпавшую  от  мирового  разума.  Высший  завет  ра-
зума – постичь  мировой  закон  или  мировой  Разум,  а  приоб-
щиться  к  нему -  есть  высшее  правило  поведения.  Своево-
лие  и  своенравие  суть  воплощения  зла и лжи.
                «Солнце  не  преступает  своей  меры» !!!!!
                =======================================
          Анаксогор  Клазоменский – древнегреческий  натурфило-
соф.  Учение  о  безконечных  множествах.  Является  родона –
чальником  объективного  идеализма  в  исследуемом  мировоз-
зрении.  Изменчивый  мир  чувств  сводится  к  сущности  про-
странственного  движения.  Все  кажущиеся  возникновение  и
разрушение  основывается  на  соединении  и  разъединении
неизменяемых  частиц  материи.  Чувственные  восприятия
реальны.  Единство  Божие  множественно.  Все  содержится
во  всем.  Из  деления  сущего  никогда  не  возникает  несущее.
Дух  мыслит  высшей  ступенью  материи. 
          Фехнеровское  самоявление  Духа.  В  богопознании
субъект  и объект  сливаются,  т.к.  Дух  Божий  Единый.  Дух
дает  толчок  к  движению  материи  согласно  механическим 
законам  причинности.
          Эмпидокл  из  Акрагаса – 5 век  до  н.э. – древнегреческий
философ,  врач,  политический  деятель. В поэме  «О  природе»
развил  учение  о  4-х  вечных  неизменных  элементах – огне,
воздухе, воде и земле,  из  сочетания  которых  образуются  все
материи ( в  источнике  указано  слово – вещи, но на  русском
языке это прямая вещь,  а  указанные  элементы способствуют
образованию  различных материй… считаю употребление
слова- вещи, есть не  совсем  точный  перевод  с  молдавского).
В  поэме  «Очищение»  изложил  религиозно-этическое  учение
о  переселении  душ.  В  пути  жизненного  одухотворения При-
чины,  приписывал  ей  две  силы – стремления  и  желания –
два  вида  движения.  Эти  силы -  Любовь  и  Вражда.  Любовь
возникает  при  гармоничных  отношениях, вражда есть стрем-
ление  к  разрушению  соединения.  Творческая  любовь – выс-
ший  пункт  всего  сущего,  которая  воплощает  в  себе  миро-
вую  гармонию,  примиряющая  все  диссонансы  мира.  Подоб-
ное  познается  подобным!
          Левкит  из  Элеи  или  из  Милета -  5  век  до  н.э. – древ-
не  греческий  философ,  автор  сочинений «Великий диакос –
мос»  и  «Об  уме».  В  своем  учении  дает  основы  научному 
естествознанию.  Бытие  вечно,  едино  и  неделимо.  Чувства
есть  следствие  движения  атомов  мирового  закона.
          Ощущения – частное  достояние  каждого  отдельного
лица,  а не  общее  нескольких  лиц.  Для  человека  желатель-
но  только  одно  удовольствие,  ибо  хорошее совпадает с  при –
ятным,  дурное -  с  неприятным.  Удовольствие -  естествен –
ный  процесс  развития.  Духовная  сторона  единства  сводится
к  чувству  удовольствия – из  этого  вытекает  гармония  отно-
шений  и  потому  оно  нравственно.  Это  является  целью
каждого  человека.  Мудрость – начало  человеческой  нрав –
ственности.  Добродетель  умеренности  состоит  не  в  отказе
от  удовольствий,  но  в  господстве  над  удовольствиями,  ко-
торое  способствует  достижению  желаемой  цели.  Доброде-
тель  заботится  не  только  о душе,  но и об  укреплении  тела.
Любовь  к  Богу – высшая  ценность. Между  индивидуальной  и  социальной  моралью, фундаментом  для  обеих  служит  нравственный   закон,  который  есть  продолжение  мирового  закона.
          Фехнер  относится  к  Платону  с  особенным  уважением,
готовый  допустить,  что  в  нем  живет  дух  великого  идеа –
листа  древности.  Потусторонний  мир – мир  высшей  реаль-
ности.  Душа,  ниспадшая  из  мира  идей  в  мир  чувственный,
вспоминает  о  мире  идей,  и  это – верный  показатель  как
ее  предсуществования,  так  и  бессмертия.  Кроме  того,  душа,
созерцавшая  идеи,  сама  в  известной  мере  причастна  к  ним,
т.е.  содержит  частицу  божественного  мира,  отпавшую  от
своего  Единства.  Эта  частица  в  ней – разум!  Бессмертна
она  и  потому,  что  ее  самодвижение  никогда  не  может  пре-
кратиться.  Фехнеровское  учение  о  бесконечности  самораз-вития  духа  и  души,  как  основе  бессмертия.  Идея  Блага
есть  творческий  божественный  Разум.
          В  психологии  Аристотель  ближе  к  Фехнеру,  чем  Пла-
тон.  Он  перебрасывает  мост  между  телом  и  душой.  Тело –
вторая  субстанция,  связанная  с  Душой -  это  непрерывное
единство.  Степень  объединенности -  степень  роста,  разви –
тия  укрепления  организма  и  следовательно  блага.  Абсо –
лютная  реальность  может  быть  приписана  одному  только
вечному  единству  развития.  Душа  едина,  способность  ощу-
щения  и  чувства  нельзя  отделить  от  способности  мышле-
ния.  Психические  явления – это  движения  души,  восприя-
тия – это  явления  вызванные  внешним  толчком.  Воспри –
ятие  и  чувство  происходит  в  центральном  органе – душе.
          Стратон  разумел  душу  как  существующий  Дух.  Ан –
тичный  принцип  жизнепонимания,  позднее  в  этике – прин-
цип  истолкования  и  обоснования  морали,  согласно  которо-му  счастье  - блаженство  является  высшей  целью  человечес-
кой  жизни.  Природа – единое  целое.
          Ксенофонт  из  Халкедона  - 4-3 век  до н.э. – древнегре –ческий  философ – идеалист,  ученик  Платона,  один  из  руко –
водителей  Платоновской  древней  Академии,  четко  разделил
философию  на  диалектику (логику и познание),  физику (на –
турфилософию) и этику.  Возвращение души  после  смерти  в
небесное  отечество.
          Полемон  развивает  учение  об  естественных  природ –
ных  благах  и  основывает  на  нем  свою   этику. Высшую  цель  жизни  он  полагает  в  доброй  жизни -  наслаждениями
природными  благами.  Фехнер  везде  стремится  похвалить
первобытного  человека,  наслаждавшегося  единением  с  природой.  Он  также  указывает -  в  конце  исторического
развития  человечество  должно  придти  к  синтезу  перво –
бытного  цельного  познания  природы.  Материя  переходит
в  дух  единства  законов  движения  с  законом  сознания.
          Ощущения  чувственными  удовольствиями – блажен –
ство  и  благо -  к  нему  нельзя  не  стремиться.  Это  есть  при-
родный  инстинкт,  вложенный  матерью –природой  во  все
живущее.  Так  утверждает  Эпикур.  Это  стремление  психи-
чески  сводится  к  самосохранению.  Всякое  удовольствие
имеет  непосредственное  отношение  к  чувственному.  Но  ду-
ховное  удовольствие – выше  и  ценнее  чувственного  и  прос-
тирается  не  только  на  настоящее,  но  и на  прошедшее  и
будущее.
          У  Гераклита – Логос – «огненное  слово»  мирового  за-
кона.  Верх-низ,  день-ночь,  возникновение  и  уничтожение,
чувство и духовное,  душа  и  дух,  кажущееся  и  истинное,  за-
кон  и  природа,  знание  и  вера,  целесообразность  и  необхо-
димость – все это  одно  и  то же,  но  только  рассматривается
с  двух  сторон.  Обе  стороны  мирового  развития  совмещают
в  гармоничном  сочетании  мировой  закон  огненного  Логоса,
т.е.  «дитя  Божие» - сын  Бога.  Высшей  формой  является гар-
мония.  Логос – это  самосознательный  мировой  разум –разум-ный  огонь  самосознания.  Все  движется,  изменяется,  разви-
вается.  Сознание  есть  движение  и  вечно  эволюционирует.
Огонь – Логос – закон  мирового  единства,  творчески  объеди-няет  все  во  всем  мире,  ведя  мир  в  его  развитии  к  послед-
нему  единству.
          Русское  Слово  выражает  идею  собирания,  объедине –
ния  в  одно  целое.  Христос -  творческий  объединитель  всего
во  всем  в  боге.  Ни  Бог,  ни  Христос  Фехнера  не  имеет  ни-
чего  общего  с  христианским: его  Бог  не  свемогущ, а Хрис-
тос  не «собезначальное  Слово  Отцу  и  Духови,  от  Девы  род-
шееся  на  спасение  наше».
          Христос  Фехнера -  это  эволюционное  огненное  Слово
Гераклита  и  религия  развития.  Высшего  сознания  Логос
достигает  в  человеке.  Жить  в  единстве  с людьми  и с приро-
дой-значит  жить  в  единении  с  Логосом -  как  мировым  законом  единства.  Абсолютная  творческая  Личность,  в  ко-
торой  вся  полнота  всего -  Первопричина  мира.
          Зло,  необходимая  составная  часть  мирового  плана,
через  разделение  единства  и  относится  к  свободе  челове –
ческой  воли -  грех,  проклятие  и  смерть.  Где  мост,  объеди-
няющий  закон  природы  с  законом  свободы?  Демиург  соот-
ветствует  духу  земли.  Бог -  Мировая  Душа.  Тело  является
в  человеке  природным  существом – зверем,  а  душа – Богом.
Душа  возвышается  над  телом,  как  Бог  над  миром.   Тело  в
своей  сущности  не  что  иное,  как  осложненность  души.
Наиболее  чистые  души  облечены  эфирным  телом,  иные –
Лунным,  другие – солнечным. Вера  и  разум -  разные  пути
сверхестественного  откровения  Вездесущего.  Нельзя  смеши-
вать  Творца  с  тварью,  Бога  с  природой,  веру  со  знанием.
Путем  знаний  душа  приходит  к  богопознанию – с чего на-
чинается  вера.
          Христианство  открыло  миру  Единого  Бога,  не  рас –
крывшегося  в  мире,  но  открывающего  себя  миру.  Молитва
- моление,  прошение,  благодарение,  но не  соединение  с Бо –
гом.
          Прокл  наметил  триаду  диалектического  развития  в
философии  истории.  Язычество – тезис,  христианство – анти-
тезис,  объязыченное  христианство  «светлого  взгляда» - син-
тез.   Философию  и  религию  «мрачного  взгляда»  Фехнер
считает  полным  отрицаний,  а  свое  «светлое  христианство»-
полным  новых  утверждений.  Философские  построения  зака-та  греческой  культуры  имели  большое  влияние  на  всю 
последующую  мысль.  Истинный  философ  есть  не  жизнера-
достный  богозверь,  а  мученик  мысли  и  искателя  Бога.
Отчаяние  есть  конец  философии  и  начало  благодати. По –
добное  познается  подобным, - здесь  корень  метода  анологии.
          Свет  есть  первая  субстанция  мира,  образ  вечной  жизни.  Мировая  Душа – регулирующий  принцип  Космичес-
кой  Гармонии.  Без  творческой  Абсолютной  Причины  не
могло  ни  произойти,  ни  существовать  никакой  жизни.
Дух  Божий – София -  Мировая  Душа.  Когда  мы  любим
друг  друга – то любим  этим  Бога.  Зла  в  Боге  не  существу-
ет,  оно  существует  лишь  в  конечном  мире.  Все  течет,  бес-
престанно  возникает  и  проходит – и  наш  дух  также  захва-
чен  этим  потоком.  Нельзя  смешивать  духовную  причин-
ность  с  материальной.  Духовная  причинность  есть  твор –ческая,  чего  нельзя  сказать  о  природной.
          Существует  мир  Единств  пространства  и  времени.  Не
существует – прошлого,  настоящего и будущего.  Существует
единый  мир  в  пространстве  и  времени.  Мы  связаны  со  всеми  частями  вселенной – с  прошлым  и  будущим.  В  люб-
ви  открывается  Бог.  Человек  есть  индивидуум – он  Абсо-
лют – Бог,  ставший  конечным  и  телесным.

                Критические  выводы
                (обзора    системы    Фехнера)
                =============================
          Одно  дело  Божественная  сущность  Церкви  Христовой
и  ее  догматов.  Другое  дело -  те  формы  и  толкования,  кото-
рые  исторически  придаются  этой  сущности  людьми,  пребы-
вающими  в  ее  недрах.  По  самой  своей  идее   Церковь  Хрис-
това  не есть  союз  совершенных  и  освещенных,  но – совер –
шенствуемых  и  освещаемых.  Всякие  ошибки  и  уклонения,
возможны  расколы и  разделения  в  Церкви,  бывали  еще  в
первые  времена  ее  существования.
          Соотвествуют  ли  достигнутые  Фехнером  результаты
задачам  его  философии?  Возник  фехнеровский  синтез  естес-
твознания,  философии  и  богословия  и  его  учения  о  все –
единстве.  Фехнер  придает «светлому  взгляду»  огромное  зна-
чение: наступает уже  эра  нового  христианства,  обновленного
язычеством  и  предтечей  этой  эры  является  он  сам.  Свою
систему  он  считает  единственным  полным  и  ясным  выра –
жением  цельной  всеединой  истины.
          Он  считает  природу  и  материю  продуктом  духа и  од-
новременно  подчиняет  ее  духу.  Дух  считает  Первореаль –
ностью,  а  природу  и  материю – первореальность, возникшая
из  нее.  В  данном  случае  он  сам  -  субъективный  идеалист.
Фехнер  помещает  последнее  единство  в  оторванном  от  нас
Абсолюте.  В  эпоху  построения  фехнеровской  системы  она
была  единственной  хранительницей  философско-религиоз –
ного  идеализма.  С  этой  точки  зрения,  поставленную  перед
собой  задачу  он  выполнил.

                Историческое  значение  Фехнера
     (его  учение  в  новейшей  и  современной  философии)
 
          От  Фехнера  другие  философы  унаследуют  взгляд  на
Дух  и  Душу,  как  личность  мирового  процесса,  объектив-
ный  идеализм  и  непосредственность «я»  как  самочувствия,
субстенциальность  самосознания,  постепенность  ощущения
и чувствования,  распространяемые  на  все  вещи.
          Человеческий  разум  не  объединяет  происхождения зла
в  мире  по  причине ограниченности  всего  земного.
          Первый  преемник  и  друг  Фехнера  Рудольф  Герман
Лотце  перемещает  центр  реальности  в  бога  - в  Абсолют.
Решительное  признание  внутреннего  самоопределения  и
несравнимости  психических  процессов  с  физическими  вместе с отвержением  реальной  одушевленности  растений
и  планет.  Понятия  удовольствия  и  неудовольствия  к  эс-
тетическим  категориям  самого  высокого  порядка.  В  этику
вводятся  понятия  святости  и  блаженства-как  высшего
блага.  Лотце  превосходит  и  сообщает  религиозно-нравствен-
ный  идеализм  всей  своей  системе.
          Благодаря  профессору  Киевского  университета  А.А.
Козлову  этот  профессионализм  стал  популярен  и  в  России
(Бобров, Аскольдов и др.)
          Ученик  Фехнера  Вильгельм  Вундт  утверждает – фило –софия  Фехнера  полная  фантазий  без  научного  понимания,
созданная  существенно  из  своих  собственных  убеждений.
Рейнгард  Либе,  оспаривая  Вунда,  замечает:
     -    Кто  первый  применил  в  философии  методологию,
                которую  Вундт  объясняет  гораздо  правильнее?
     -    Кто  передал  эмпирически  обоснованный  идеализм?
                Ответ  один: Фехнер !
         Вундт  применяет  в  качестве  исходного  пункта  умозре-
ния  Фехнера.  Религиозно-нравственный  идеализм  Лотце
считается  самой  совершенной  формой  мировоззрения.
Отбросив  фехнеровские  ощущения,  Вундт  в  основу  всего
ставит  волю – сознательную, разумную,  действующую  целе-
сообразно  и  принимающая  участие  в  мироустройстве. Суб-
станцией  является  воля.  Весь  мир – ситема  этих  воль.  Во-
левые  импульсы  друг  от  друга  отличны  в  различии  сте –
пени  сложности.  Душа – волевая  единица – самая  большая
сложность.  Душа – едина в себе – она  есть  коллективная
 волевая  единица,  но  без  общей  суммы  волевых  единиц
немыслима.  Сумма  волей  душ  человечества – есть  фехне –
ровский  дух  земли.  От  всеобщего  духа – Вундт  переходит  к
Богу -  последней  основе  бытия  и  старается  построить  нрав-
ственное  бытие,  основанное  на  этическом  идеале  всечелове-
ческого  волеобщения – так  Вундт  повторяет  кантовский  постулат.
         Сущность  человеческой  природы  в  духовности.  Цель
человеческой  жизни -  создание  духовного.  Нравственная
жизнь  заключается  именно  в  создании  самого  блага,  а не
ради  чего-либо  другого.  Вера – есть функция  воли,  а  воля
есть  элемент  нашей  духовной  жизни!  Лотце  и  Вундт,  обло-
городившие  философию  Фехнера,  являются  историческим
опровержением  фехнеровских  мечтаний о «светлом  взгляде»
и  философии  к  религии  будущего.  Фехнер  облекает  глубо-
комыслие  чистого  разума  в  общепонятную  «жизнь»  свет –
лого  взгляда.  Непредвзятая  оценка  этого  мыслителя  пред-
ставляет  собою  исходный  пункт  для  общей  работы  филосо-
фов  и  кроет  плодотворнейшие  зачатки  популярно-философ-
ского  мировоззрения  двадцатого  века.
          Идеализм  немецкой  философии  принимает  в  себе  натурализм,  не  разрушая  в  нем  имеющего  права  на  сущес-
твование – он   пользуется  им  для   утверждения  собственного
построения.  Всякое  познание  и  опыт -  безконечный  про –
цесс,  совершающейся  вместе  с  развитием  своего  сознания…
Закон  универсального  Сознания -  есть  общие  условия  фи –
зического  и  психического.  Единичное  «я»  поднимается  из
универсального  Сознания  по  закону  «порога…» - из  чего
вытекает  форма  явления.  Это -  трансцендентный   идеализм
психофизического  мировоззрения.  Но  жизнь  желает  все  со –
держание  мира  охватить  во  всех  ступенях…  И  это  демон –
стрирует  Фехнер.  Он  предвосхищает  о  растворении  силы  и
материи  в  единстве  закона.
         Под  обаянием  фехнеровского  миросозерцания находятся
естествоиспытатели: невропатологи,  психологи  и  педагоги.
В 1901 году Мебиус  утверждает, - построение  метафизики воз-
можно  лишь  в  фехнеровском  смысле.  Учение  об  одушев –
лености  материи -  основа  системы  Фехнера.  Невозможно
объяснить  происхождение  жизни  и  сознания  из  мертвых
элементов  материи, т.к.  мертвое  есть  результат  распада  из-
начально  живого.  В  наше  время  действительно  интересу –
ются  в  большей  мере  «философией  Фехнера».  Побуждением
к  принятию  фехнеровского  миросозерцания  Вилле  выстав-
ляет  его  согласие  с  естествознанием,  а  с  другой – глубокую
гармонию  концепции  от  начала  до  конца.
      В  России  по  тем  же  соображениям  к  Фехнеру  примкнул
профессор  Киевского  университета  А.Н.Гиляров.
             


Рецензии