Болтливость

Человек проходит через несколько стадий болтливости.  Первая, самая примитивная стадия – неразумения.  Стихия,  спонтанности речи. Многие останавливаются на этом рубеже и с тем умирают. Они говорят ради говорения и им неважно, какая тема – им кажется, что они во всем и везде компетентны.
Вторая стадия. Человек учится, образовывается,   болтливость его уменьшается, поскольку мысль встречает сопротивление речи. Человек острее чувствует неадекватность своей мысли  своим  речевым возможностям.
Впрочем, многих и это не смущает, и тогда они говорят с другими на своем «птичьем языке» как правило, составленным из, неосвоенных ими понятий. Очень они любят простые и ясные мысли излагать сложно, туманно. Им кажется, чем непонятнее – тем умнее.
Такие люди мнительные и высокого, даже высочайшего мнения о себе. Они обидчивы, подозрительны и хамовиты.
Третья стадия болтливости наступает  тогда,  когда  человек  овладел речью настолько, что она адекватно выражает его мысли.
Эту стадию можно назвать - учительством,  поскольку  человек на этой стадии  чувствует  страшнейший  зуд учить и поучать.  Таких людей не очень много и мы, традиционно относим их к творческой, научной и т.д. интеллигенции. Когда это учительство выражается в художественной форме, мы называем это явление искусством.
К слову сказать, учит всё! Учат картины Левитана, фуги Баха, романы Толстого. геометрия и физика, поп-музыка и кино. Каждое на свой лад и по-своему!
Девяносто девять и девять десятых процента от них остаются в этой, деятельной творческой стадии, но тысячная часть идет дальше и по мере продвижения по шкале знаний болтливость их уменьшается, пока на вершине доступной для этого индивида, он не замолкает окончательно.
Его настигает все та же "болезнь" невозможности вместить знание в слово, в краски, в музыку, скульптуру, в металл и машины.
Это состояние и есть состояние полной,  предельной для этого человека, мудрости.
Нет выше нравственных мучений,  чем переходы от болтливости к молчанию. Не каждый способен пережить их,  пережить и не потерять облик человеческий. Таков путь всех людей.
НЕОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ДОПОЛНЕНИЕ.
Карл Юнг установил: когда сознательное терпит постоянные неудачи в поисках ценностей,  поиски эти переходят на уровень подсознания; если же и там подстерегает неудача, то оно обращается к гипотетическому коллективному подсознанию. В послевоенный период бывшие нацисты пережили подобную стадию углубления в древние архитипы сознания. Даже их сны отливались в образы древнегерманских мифов. В какие же древние сны отливается сейчас  сознание русских? Какие сны мы видим? В каких древних архитипах наше сознание находит своё психологическое разрешение? 
                * * *
А мы чего-то блеем и мычим о русском  фашизме,  когда  образ русской смуты  уже леденит кровь. Как-то мы подзабыли, что вытворяли русские люди с русскими во время гражданской бойни!
Сейчас уже и свидетелей  тех лет не сыщешь, да и тех, кто помнит рассказы очевидцев, остались единицы. А жаль! Жестокость чеченской войны – смутное отражение той революционной и контрреволюционной жестокости.
Души наши покрылись жиром, и сердца наши ослабли, не подпускают к себе ничего такого, чтобы могло их по-настоящему взволновать. Разве что для разного рода удовольствий открыт современный  человек, Да ведь и набор удовольствий такой, что с души воротит. Приучают, постепенно приучают нас потреблять тухленькое!

Сладок, сладок запах тлена
Запах крови, спермы, пота.
Как собак влечет нас рвота
Добродетель в нас – измена!

Не нравиться?! Не согласны?! А вы думаете, мне нравится, когда я нахожу в себе эти тлетворные семена и даже всходы! С ненавистью выдираю их, но посев  столь мощен, а почва так удобрена, унавожена, что еще не понятно, кто кого одолеет. Новая, тухлая поросль во мне, или моё старое, привыкшее к свежести. Кто кого?


Рецензии