Адвокат Грозного Царя

 
                Анатолий КУДЛАСЕВИЧ
Адвокат  царя Грозного

Кривое зеркало истории
Есть личности в истории, деяния которых потомки никак не могут привести к общему знаменателю и оценить однозначно. Споры не утихают. Их, то возводят на пьедестал кумиров, превознося и прославляя, как святых, нимбы и крылышки пририсовывая, то развенчивают идеалы, в пух и прах разбивают изображения и изваяния вчерашних идолов, низводя до извергов. Скажем, кто такой Петр I, прорубивший «окно в Европу» — создатель Российской империи, строитель русского флота, или разрушитель традиционного уклада жизни, маразматик и изувер, сокративший население страны на две трети? Быть может, нужно было прорубать в Европу не окно, а дверь — вот с тех пор по прихоти Петра и входим в эту самую Европу не с парадного подъезда, как положено, а лазим, словно, воры через окно.
Есть несколько ключевых и противоречивых фигур общероссийской  (отчасти и белорусской) истории. Среди них Святополк, Владимир І, Всеслав Черодей, Павел І, Царь Николай І, Николай ІІ, Распутин, Ленин, Сталин… В кривом зеркале отражение искажено. Нечто подобное кривому зеркалу наблюдается и в исторической науке.
Споры не утихают и по сей день, потому что, само время продажно: на потребу дня требуется одно, а на потребу души, стоящей перед вечностью, нужно нечто совсем иное. В ряду таких «одиозных» личностей, вызывающих, то умиление с восхищением, то наоборот — поругание и отвращение — имя Царя Иоанна IV, (Грозного) стоит в числе первых. Кто он Иван Грозный? Игумен всея Руси, умерший смиренным монахом, или жестокий деспот, изувер, убивший даже собственного сына? Фигура сложная, противоречивая, не однозначная.


Мистическое отступление о царствах
Когда с небес шуганули взбунтовавшихся ангелов, этих первых революционеров вселенской истории, низвергнув до самого ада (до АДА-ма?) — Господь создал демаркационную линию — человечество. И сказал Деннице: «Что ты вздумал тягаться со Мною? Вот Я создам человека из праха земного, вдохну в него Дух жизни — и обретутся среди них такие, которых ты не сможешь одолеть».
Не в этом ли смысл создания человека и конечная цель истории? С тех пор и стала душа человека полем боя. И смотрите — вся летописная история, будто иллюстративное отражение великой битвы титанов. И скрепил Господь «демаркационную» линию человечества земными царствами, во главе которых посадил верных и лучших. Когда человек один, как Один, и с Богом в душе, — сам уподобляется Создателю. Именно такого из «обретшихся» невозможно одолеть дьяволу — уходит пристыженным тот, кто на самого Создателя поднял треть небесных сил. Но «революционеры» не дремлют, не мытьем так катаньем, с дьявольским упорством ползут к своей заветной цели. Воистину, прав Иоанн Снычев, ответствовав новоявленным приверженцам общечеловеческих ценностей: «Демократия в аду, а на небе — Царство». Мы сами свидетели разрушения царств и расшатывания традиций. И теперь  «силы темные нас гнетут» настолько, что во всеобщей демонократии человечество изготовилось землю поднять в небо и бросить планету ядерным взрывом в лицо Создателю. Дьявол только копытцами постукивает, де, закостенели в безумии, осатанели…
Сатана боится, когда человек остается один — тогда он ищет дорогу домой, приходит к Богу, возвращаясь к истокам. Вот и придуманы тысячи ложных кривых зеркал, чтоб отвлечь, увести, похитить драгоценную душу.
Очевидно, что лучший лад правления — Монархия  (библейский принцип власти), а вот, поди, все разом почти и во всем мире отказались, открестились от такого лада управления, словно разум замутился, еще и прогрессом  называем извращенное положение вещей. Славянские народы издревле чувствовали правильность единовластного правления, переплавив знание в хлесткую пословицу: «Лучше грозный царь, чем семибоярщина»!

Нам ли судить царей?
Так нам ли было судить царей? Нам ли оценивать их деяния предстоящих пред ликом Всевышним и помазанных Им на царство? Какую справедливую оценку может дать лживое и продажное время, какую оценку можем дать мы, мерзкие и ничтожные, не всегда способные держать ответ за собственные поступки и деяния? А ведь Царь, — помазанник Божий, отвечает за всех и за каждого — не перед земным судом, перед судом вечности.
Нам ли, не справляющимися с мелким проблемами личной жизни, ведать духовные движения царей? Способны ли мы ощутить груз ответственности, возложенный на царские плечи Всевышним, управляющим миллионами судеб и ведущим громаду государств к избранной цели?
Гнев да кару пожинать при попытке суда. А вот защищать помазанников Божиих, своих царей от вражьих наветов клеветы — не только имеем право, но и обязаны. По долгу рождения. Как царь отвечает перед Богом за весь доверенный народ, так и народ, ради справедливости и исторической правды, обязан защищать своих царей, и память о них сохранять неприкосновенной.
               
Защитить царя — оберечь будущее
Примерно такие мысли не давали покоя автору книги «Слово и Дело Ивана Грозного» Валерию Ерчаку. А толчком для написания книги послужила адвокатская деятельность автора. В середине девяностых Валерию Ерчаку пришлось вести ряд тяжелых судебных процессов. Иногда от суда остается только лишь название, а суть — политическая расправа. Первоначально Ерчак, как адвокат, процесс проиграл. Читая книгу Митрополита Санкт-петербургского Иоанна Снычева «Самодержавие Духа», наткнулся на мысль, что «многие, обиженные несправедливым судом, приходили к гробнице Иоанна Грозного и после просьб и молитв — зримо получали помощь». Со своим подзащитным (имя которого, как и имя подателя иска опускаем по личным соображениям) случилось помолиться у гробницы Ивана Грозного — и через короткое время суд высшей инстанции отменил предыдущее решение суда. Вот тут Валерий Ерчак и задумался: «Если молитвы к «Ивану Грозному» помогают, и он отвечает на прошения — то «не его ли долг адвоката защитить почившего царя в глазах современников?». Так началась работа над книгой. Нужно сказать, что эта книга — серьезное исследование (около семисот широкоформатных страниц).
Оказывается, по свидетельству Голубинского, Иоанн Царь — почитался как месночтимый святой. А сейчас даже в церкви об этом призабыли. Мало того, накануне революции Николаем ІІ были подготовлены списки канонизации святых, в числе которых был и Иван Грозный, но собору 1918 года было не до Грозного — это и поставило перед адвокатом моральную проблему.
Еще за год до суда в квартире Валерия Ерчака замироточила Державная  икона Божией Матери, написанная к венчанию, (вторая наиболее почитаемая  в Беларуси после «Жировичской» иконы Божией Матери). Как знаем, Державная икона была явлена в селе Коломенском, ее обрели по указанию Евдокии (уроженки деревни Починок) в Храме Вознесения 2 марта 1917 года в тот самый момент, когда последнего царя свергали с престола, и он подписывал, так называемый «акт об отречении». На самом дне Храма Вознесения была найдена икона, на станции Дно был арестован государь. Вот такая историческая символика складывается, такие параллели. А сам храм Вознесения Господня был построен в честь рождения первого царя Ивана Грозного. Круг времен замкнулся, искра электрического разряда ударила на семь десятков лет советской власти.
С этого и начались исследования адвоката, закончившиеся солидным изданием. Книга вышла в Москве с участием «Фонда развития и поддержки следственных органов» и журнала «Национальная безопасность и геополитика России», выдержала четыре издания, плюс два пиратских. На мой вопрос, не собирается ли адвокат подавать в суд за нарушение авторского права, Валерий Михайлович широко улыбнулся: «Наоборот! Поблагодарил их, они мне подписали на память. Если при таком обилии информации, книга для кого-то представляет еще и коммерческий интерес — это отлично».
В книге использовано свыше двух тысяч источников, переработано около пять тысяч книг, автор добрался даже до служебного архива Кремля.
В планах Валерия Ерчака — строительство домовой церкви, имени Ивана Грозного, уже готов проект. Автор развенчивает многие устоявшиеся мифы об Иване Грозном, в частности мифы об «убийстве собственного сына» и «убийстве митрополита Филиппа и игумена Корнилия», глубоко исследует причины нелицеприятного отношения к царю, которые, кстати, кроются в событиях, происходивших в Полоцке.
Монархист по мировоззрению, Валерий Ерчак считает, что царская власть в Российском государстве свергнута преступным путем и для восстановления монархии не нужен даже «стоглавый собор», как было при восшествии династии Романовых, а просто найти царя и помазать на царство.
Удивительное дело, но наибольшее противодействие Ерчак встретил со стороны Православной церкви, мол, не в свое дело лезет, добивается прославления Ивана Грозного. Не понятная позиция для простого обывателя. А с другой стороны — чему удивляться, почти все святые, прежде прославления, были гонимы и притесняемы, иногда вплоть до самой смерти.
«Когда человек попадает на скамью подсудимых, или с ним случаются юридически правовые казусы, — рассказывает Валерий Михайлович, — этому предшествует какое-то духовное явление. То ли он согрешил, то ли ему дается испытание. Это нужно понимать, для этого и нужен адвокат, разбирающийся в духовно-правовых проблемах».
Работая над книгой, Валерий Ерчак параллельно стал вырабатывать методику духовно-правовой  защиты, чему, у нас в республике пока уделяется очень мало внимания.

               Биографическая справка.
Ерчак Валерий Михайлович, окончил юридический факультет БГУ в 1980 году. В 1998 году защитил кандидатскую диссертацию на тему: ”Конституционное обеспечение неотъемлемых прав человека в Республике Беларусь ” — кандидат юридических наук. С 1994 года преподаватель кафедры конституционного права юридического факультета БГУ. В 2004 году избран на должность доцента кафедры конституционного права юридического факультета БГУ.
Автор монографии «Слово и дело Ивана Грозного» и более 10 научных публикаций по проблемам конституционного права.









   


Рецензии