Голубиные истории

                …будьте мудры, как змеи и просты, как голуби.
                Мф. 10. 16.

                ПЕРВОЕ ЖИВОТНОЕ
                И, питаясь крохами, делился
                Со зверьми и птицами лесными.
       .                Волошин «Святой Серафим».

    Голубь был первым живым животным, которое увидела я в своей жизни. В годы румынской оккупации я была совсем маленькая. На улицах не было ни кошек, ни собак, ни птиц. Однажды мы с мамой ели свой очень скудный обед у окна мансарды, куда нас переселили румыны. Окно выходило на маленький балкон. Вдруг на карниз прилетел голубь и стал заглядывать в окно. Мама быстро собрала крошки, выскочила на балкон и высыпала их на карниз. Вернувшись, она показала мне на клевавшего голубя, и сказала: «Смотри, деточка, это – голубь». Я на всю жизнь запомнила не только голубя, но и радостно засиявшие глаза мамы.

                КЛИНИКА.

                Мы признаём сострадание и сочувствие только действенное,
                когда оно выражается в активной помощи человеку или животным.
                Грани Агни Йоги.

    Была очень суровая зима, редкая для Одессы. Страдали все, но особенно птицы. Голуби так замерзали, что комками падали с деревьев. Мы подбирали их и держали на закрытом балконе. Обмороженные лапки смазывали жиром и старались как можно лучше подкормить бедных птиц.

    Однажды вечером, в сильный мороз, раздался звонок в квартиру. Мама открыла: на пороге стоял мальчик лет семи и держал голубя. «Тётя, здесь голубиная клиника?» - спросил он. Мама с трудом сдержала улыбку. «Возьмите голубя, он только замёрз, скоро выздоровеет». Как можно было отказать малышу? Голубь остался у нас. Когда он окреп, в один из солнечных дней я взяла его в ладони и поднесла к открытой форточке. Он повернулся, обвёл взглядом комнату и, не спеша, вылетел на улицу.

                ДИКАРОЧКА

                В одном отношении люди похожи на  ивотных…я имею ввиду   
                удивительное индивидуальное разнообразие.
                Джеймс Хэрриот. «О всех созданиях – больших и малых».

    Много разных голубей побывали у нас в ту суровую зиму. Однажды попала молодая чета дикарей, которые просто ослабели и нуждались в подкормке. Сидя рядом на жёрдочке, они любезничали, и голубка нежно перебирала пёрышки на шее разомлевшего супруга.

    В это время нам принесли очень больного сизого голубя. Он забился в угол и прислонился к стене. Но даже и так ему было трудно стоять, он изредка падал, а затем с невероятными усилиями опять поднимался на лапки.

    Голубка вдруг слетела на подоконник и направилась к нему, но сизарь заворчал и хотел клюнуть её. После нескольких попыток ей удалось приблизиться и подпереть его своим телом. Тут заворчал ревнивый супруг, начал вращаться на палочке, призывая её к порядку. Голубка взлетела к нему, стала лихорадочно перебирать пёрышки на его шее и, успокоив, поспешила опять поддержать сизаря. Это повторялось несколько раз, голубка металась от одного голубя к другому. Когда мы ложились спать, она неподвижно стояла рядом с больным голубем, подпирая его крылом.

    Утром я увидела мёртвого сизаря, а на жёрдочке сидела притихшая парочка молодых голубей.

    Так и не поняла я, чем было вызвано поразительное поведение дикарочки - голубки. Но, вероятно, подразумевая именно эти кротость и милосердие, люди называют своих любимых голубками.

                СЛЕПОЙ

                Добрый человек не может быть нежалостлив.
                Шопенгауэр.

    Ещё немного - и он бы просто уткнулся в мои ноги, поэтому мне ничего не оставалось, как взять голубёнка в руки. Вид у птенца был ужасный: безобразные наросты наползали на веки и клюв, глаза были затянуты плёнкой – он был слеп.

    Я поместила его на балкон, поставила поилку, в которой можно было и купаться,  выдала продовольствие: геркулес, варёный желточек, просо. Из хлебного мякиша скатала катышок вроде пшеничного зерна, капнула на него витамином А и засунула голубёнку в клюв.

    Меняя на следующий день грязную бумагу, я обнаружила, что малыш стал живее. Вскоре его наросты отпали. Когда я попыталась поймать голубёнка, он взлетел на карниз над дверью, а оттуда перелетел на полочку. Странно, что не упал. Осмотрев его, я обнаружила в плёнке одного глаза узкую щёлочку. А ещё через несколько дней на меня смотрели два ясных живых глаза.

    Хорошо поклевав на прощание мою руку, голубёнок обрёл свободу там, где нашёл меня.

                ОБМАНУТОЕ ДОВЕРИЕ

                Человек над тварями поставлен
                И за них ответит перед Богом:
                Велика его вина пред зверем.
                М, Волошин. «Святой Серафим».

    Среди чёрных и серых голубей, которых мы подкармливали во дворе, была одна белая голубка. На крыльях у неё, как горошины, были разбросаны тёмные пёрышки. Выделялась она не только оперением, но и доверчивостью. Как будто узнавая меня, белая голубка первой летела навстречу, порхала вокруг головы и плеч, не решаясь, правда, сесть на руку. Ела она не торопясь, у самых ног, изредка поднимая голову и глядя на меня одним глазом.

    Однажды я заметила, что голубка поскучнела и хромает. Стала пугливой, не подходила близко. Присмотревшись, я увидела на одной лапке у неё петлю из толстых грубых ниток. Лишь спустя несколько дней мне удалось поймать птичку. С большой осторожностью пинцетом и ножницами я стала снимать нитки. Бедная голубка от страха потеряла сознание. К сожалению, я ничем не смогла ей помочь: нитки так глубоко врезались в тело, что дошли до кости. Вскоре отпали все пальчики. Хорошо ещё, что на лапке образовалась мозоль, и голубка смогла перемещаться по земле.

    Спустя неделю я с ужасом увидела петлю и на второй её лапке. Она уже не верила никому, и поймать её мне не удалось. Когда отпала половина второй лапки, голубка не могла уже ни ходить, ни стоять. По-прежнему первой летела она навстречу, но, приземляясь, падала. Теперь она не ела у моих ног и сторонилась других голубей. Чтоб ей досталось хоть что-нибудь, приходилось отвлекать других голубей в сторону.

    Наступили морозы, и мне лишь несколько раз удалось её покормить. Больше я никогда не видела милую, доверчивую птичку.


                МАЛЫШ.

                Вдруг наступит гроза, сильный гром загремит
                И разрушит волшебные, сладкие грёзы.
                С.Есенин. Моя жизнь.
               
    Однажды к нам попал голубёнок, уже оперившийся, но с остатками пуха на крыльях и жёлтыми пуховыми кругами вокруг глаз. Вероятно, падая, он повредил ногу, так как хромал. Кроме того, волочил крыло. Есть сам он не умел, пришлось его кормить хлебными катышками, а потом зерном. Я тогда была студенткой и после занятий мчалась домой, так как знала, что на подоконнике перед занавеской, отделяющей его от комнаты, безостановочно топает птенец. Назвали мы его Малыш. Чтоб он научился есть, насыпали корм и ему и на карниз, куда прилетали голуби. Это помогло, и он начал сам есть. Нога скоро окрепла, но крыло по-прежнему висело. Так как оно не было сломано, то я решила Малыша тренировать, ведь бескрылая кормилица не могла вдохновить на полёты. Я подбрасывала его в одном конце нашего длинного коридора, а он летел в другой его конец. Там опускался на пол и растерянно озирался, пока я его не поднимала. Очевидно, взлетать ему было трудно. Малыш знал своё имя, садился на протянутую ребром ладонь и спокойно сидел там, пока я с ним ходила. Мы ему укрепили несколько палочек на окне, по которым он прыгал, но выпустить его на волю нельзя было, его бы тут же поймали кошки.
 
    Вырос Малыш в красивого сизого голубя с красными ногами и белыми восковицами. Как-то я увидела, что он вращается на палочке и приглашающе кланяется. На следующий день на карниз окна прилетела молоденькая голубка, при виде которой Малыш закрутился на месте и заворковал. Голубка влетела в форточку, но очень дрожала и тут же вылетела. Она стала приглашать Малыша за собой. Однако он даже не пытался взлететь, а когда мы подбросили ему несколько прутиков, стал сооружать из них гнездо. Голубка отложила в него два яичка и поочерёдно с Малышом насиживала их.
 
    В это время приснился мне сон, будто летает по двору тёмное облако, только вместо капелек – маленькие злые глазки. Оно подлетело к нашему окну и вошло в Малыша. Вскоре на наш карниз прилетел больной голубь. Он клюнул пшеничное зерно, но не смог его съесть. Малыш всегда спокойно относился к прилетающим голубям, а тут вдруг вскочил с гнезда, прогнал голубя и…съел то зерно, которое клюнул голубь. Через два дня Малыш умер. Голубка больше не прилетала на окно, и птенцы не вылупились. Так неожиданно погибла голубиная семья.

                ВЕРНОСТЬ.
                Лестница восхождения духа существует в действительности
                поднимаются по лестнице все, не только люди, но и всё живое,
                всё сущее во вселенной.
                Грани Агни Йоги

    Как-то осенью нам принесли окровавленную голубку, которую сбила машина. У неё не было половины крыла. Мы обмыли рану, помазали зелёнкой и поместили голубку на подоконник за занавеску. Постелили туда бумагу, дали еду и воду. Никто не подходил к окну, чтоб не тревожить птицу, но она билась в стёкла, калеча себя ещё больше. Тогда мы укрепили на небольшой высоте палочку, голубка вспрыгнула на неё и успокоилась. Прожила птица у нас зиму, но осталась такой же дикой. Изредка с подоконника раздавались какие-то звуки, но, когда я подходила к занавеске, они прекращались, и голубка прижималась к стеклу.

    Весной, занимаясь за столом, я услышала с окна воркование. Посмотрев на подоконник, увидела, что голубка вращается на палочке, воркует и кланяется. Но за окном никого не было видно. На следующий день всё повторилось, и на карниз слетел сизый голубь. Он ворковал и метался у стекла. Уже было тепло, мы открыли окно, а низ завесили рыболовной сетью, чтоб голубка не упала. Открытой осталась форточка, в которую сейчас же влетел голубь. Он бросился к голубке, целовал её и танцевал: вращался на месте, подметал хвостом, подскакивал и кланялся. Было ясно, что это парочка голубки. Но как он нашёл её, ведь мы жили на другой улице, и прошло более полугода?! Голубь взлетел на форточку, приглашая за собой голубку. Так как она не следовала за ним, он стал приносить веточки и сооружать гнездо на подоконнике. Но голубка не садилась на него, она всё время бегала и теребила сетку, стремясь на волю. В конце концов ей удалось расшатать гвоздь и выбраться на карниз. Я бросилась ей на помощь, но не успела. Голубка упала со второго этажа, голубь бросился за ней. Когда я выскочила во двор, голубка была мертва.


Рецензии