Восток и Запад

               
               или место России в мире.

   Очень многих раздражают рассуждения на "общую тему", между  тем давно известна истина,  что не сформулировав общее,  не решишь и частное. Без уяснения причин, любая "борьба" со следствиями похожа на перенос воды в решете - пота много, толку чуть.

Редьярд Киплинг  в  своей  балладе о востоке и западе пророчески сказал:  «О,  Запад есть Запад,  Восток  есть Восток, и с мест они не сойдут, Пока не предстанет Небо с Землей на Страшный господен суд."

Это, истинное понимание идеологических различий между восточными народами и западными,  присуще  не  каждому, между  тем на Руси в шутливой форме о них говорилось за долго до Киплинга:  "Что русскому  на  пользу  -  немцу смерть".
Я вынужден пуститься в  совершенно  пошлое  пояснение: идеология в моем понимании,  есть знание эйдосов, иначе говоря, того, что предшествует любой мысли и любому осмысленному  действию по её реализации.

Россию издревле считают пограничьем между Востоком  и Западом и действительно: Восточная Римская империя дала нам основы христианской  души,  которая  наложилась  на наш "характер". Суть восточного типа общества - коллективная ответственность и коллективная же взаимопомощь.

Поэтому у нас так сильна цензура общественных норм поведения, морали и прочего.
Это определяло тысячелетия православной христианской цивилизации, по крайней мере до Петра Первого! 

Эта  внешняя, государственная   репрессия не воспринималась русским обществом как акт насилия над свободой  личности,  поскольку  она совпадала  с  его внутренними запретами. 

Еще Герцен писал, что нельзя человеку давать больше свободы, чем он имеет её внутри себя» (цитата по памяти).

Это означает, что в том случае, когда внешнее принуждение совпадает с внутренними законами (назовите это совестью), тогда и только тогда человек находится в «царстве» возможной для его свободы!

Совесть и закон в России,  какие бы странными они  не  казались  западным наблюдателям,  почти всегда совпадали. Политические чаяния народных масс заключались в том,  чтобы  устранить существующий разрыв между нравственными "цепями" и "цепями"  государственного  устройства.  В  этом,  на  мой взгляд,  была и осталась национальная идея народов России, в этом её историческое предназначение.

Запад выработал совершенно иной критерий - права человека и эта,  в общем,  не плохая идея. При одном уточнении, точнее сказать – при одном непременном ответе на такой вопрос: все ли люди, являются человеками, то есть особями ответственными за своё поведение (шире за свой ежесекундный выбор), или же не все еще превратились в таких ЧЕЛОВЕКОВ!?

Как известно западная цивилизация в разные времена отвечала на этот вопрос по-разному. Опять уточним – на самом деле одним образом – не все, есть человеки!
Очевидный пример – негры долгое время не считались человеками. Далее с постепенном включением недочеловеков в разряд человеков.

Сейчас нравственные и физические уроды, так же приравнены  западной цивилизацией к человеческому сословию.

Что еще раз подтверждает закономерность – любая идея, доведенная до своего логического конца, превращается в абсурд!

Но не только в этом векторе претерпела эволюцию понятие прав человека, но и в политическом плане пережила существенную трансформацию. Права человека стали предметом  политической спекуляций,  средством давления на восточные цивилизации и на Россию в частности.

Трансформация затронула  и  сам  американский  образ жизни,  поскольку права человека в их первозданной чистоте способны действовать в уникальных условиях,  которые создались на американском севере в конце 18 в начале 19 века. 

Что касается нынешнего состояние дел, то я передам слово известному писателю, тому самому, о котором  детвора  в пору моей юности распевала песенку: 
"Поменяли хулигана на Луиса Карвалана..."

Владимир Буковский знает Америку, что называется изнутри, Ему слово.
    "Не знаю,  быть  может,  в  начале века Америка была "страной свободы",  но слушать сегодня  эти  слова  без смеха невозможно.  Трудно представить себе нацию, более порабощенную любой,  самой идиотской модой, любой горсткой ничтожнейших шарлатанов,  эту моду придумавших.  В конечном итоге - своей погоней за успехом.  Да  ведь  и успех,  понимаемый столь  трехмерно,  вневременно, может быть лишь сугубо материальным,  не выходящим  за  рамки
известной русской присказки:  "Лучше быть здоровым,  но богатым,  чем бедным,  но больным".  Удивляться ли, что при  всей  этой  погоне  за счастьем американцы в массе своей - люди  глубоко  несчастные,  не  удовлетворенные своей судьбой, часто осажденные проблемами, которые они сами же и создают, бесконечно "ищущие самих себя" и ничего не находящих.  Отсюда и процветание всяческих "гуру", психоаналитиков, сект и прочих спасителей людей от самих  себя,  без  которых не может обойтись,  кажется, добрая треть американского населения.  Порою  создается впечатление, что американцы, будучи не способны вынести бремя свободы,  просто ищут,  кому бы отдаться в  рабство."
(Из книги "Московский процесс")

Между тем  вот это право - быть в рабстве у шарлатанов от магии и пвсевдорелигий и есть одно из  основных, как считают американцы, прав человека. 

Удивительно! Они готовы саму душу человеческую выставить если не на аукцион,  то, по крайней мере "окунуть" в столь любимую ими рыночную стихию. Стоит ли удивляться тому, что они "глубоко несчастные люди"?

Казалось бы,  какое нам дело до американских проблем, когда у нас своих невпроворот?  Но разве не видно,  что центральные средства массовой информации усиленно навязывают не только  экономическую  модель  Запада,  но  и
нравственные критерии?  По сути дела идет "замена" души православной (применительно к России), или восточной на душу западную, католическую и протестанскую?
Должны же мы знать проблемы этой души? Если врач сам болен и болезнь его очевидна,  то может быть девиз, обращенный к врачу: 
"Исцелись сам" именно здесь как ни когда уместен? А то ведь может получиться так, как сказал Иисус изгонятелям бесов:
"... тогда идет и берет с собою семь других  духов,  злейших
себя,  и,  войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже  первого". 
Изгоним  беса  тоталитарного коммунистического  режима,  а войдут в нас "семь духов" капитализма в его самых грубых формах,  куда "злее прежних". 

Новый  либеральный тоталитаризм  ни чем не лучше старого.  К старой болезни притерлись, привыкли, нашли противоядие, а новые болезни могут вызвать повальную духовную эпидемию.

Между тем,  идеология вестерна, человеческой экспансии  вызывает  тревогу  у самих идеологов американского образа жизни. Наиболее чутко это уловил член Совета директоров Национального космического общества США Роберт Зубрин.

Но сначала вернемся почти на сто лет назад, когда американский историк, Фредерик Джексон Тернер в 1893 году, выступая  с докладом на ежегодной встрече американской ассоциации историков, сформулировал то,  что составляет душу Америки, её национальный характер.  Цитирую.
 "В момент выхода к границе (традиционной цивилизации -автор) ломаются оковы  прежних  представлений  и  торжествует безграничная свобода.  Несмотря на существующие традиции  и  правила граница  дает нам возможность убежать от оков прошлого, только там вы можете  почувствовать  свежесть  перемен, презрение к ограничениям и запретам предыдущего поколения".

Именно в таком виде предстала первопоселенцам Америка,  именно эта отстраненность и удаленность от центров европейской цивилизации  воспитала  дух  вестерна,  дух постоянной экспансии,  идеал американского образа жизни с его правами и свободами, что так усиленно навязывается всему миру.

Земной шар хотя и велик,  но все-таки имеет конечные размеры, и продолжать экспансию  весьма  затруднительно.

Для Европы  потеряна  Индия и прилегающие к ней мусульманские государства,  уходит из под влияния  Африка.  А американцам  вообще  не  куда  "расширяться"  кроме как распространять свою экспансию на территорию своих предков, то есть опять-таки на Европу.

Конечно, американские интересы не обходят своим вниманием и другие части света,  навязывая им свой образ жизни, свои нравственные и духовные ценности,  свой тип  экономических  отношений, поскольку  нравственность  и  производство суть стороны одной медали. 

До 1990 года этой идеологической экспансии  противостояли страны,  объединенные Советским Союзом.  Советский Союз пал и это дало возможность продолжить экспансию не только на страны, традиционно шедшие в русле западной цивилизации,  но и на тех, кто исповедовал, так называемую коммунистическую идеологию.  Хотя это и не точно.

   [Я например, не представляю, что было в Советском Союзе от коммунистических идей? На мой взгляд, в экономике был худший образец государственного капитализма! В политике – геронтократия, опирающаяся на мощный бюрократический аппарат].
    Однако наиболее  дальновидные  американцы  понимают, что передел мира,  при наличии ядерного оружия, вещь не такая безобидная,  как войны с родоплеменными объединениями индейцев Америки,  да и ресурсы  Земли  рано  или поздно подойдут к концу. Идея благополучия для "золотого миллиарда" жителей планеты Земля - явно утопична,  как в  силу  политических обстоятельств,  так и природных и вот тут-то мы подходим к не менее  фантастической  идеи Роберта Зарубина, одного из руководителей американского концерна НАСА..

Отказаться от  идеологических  постулатов американцы не могут,  поскольку это есть ни что иное, как душа нации,  следовательно. необходимо найти новую границу, новую территорию для экспансии и Зарубин её  переносит  в космос,  а точнее на Марс. Именно там, по мнению Роберта,  национальный характер американца может дать  новый тип цивилизации, космический не только по своему мышлению, но и по образу действий.
Читателей, желающих  подробнее  ознакомиться  с его аргументацией я отсылаю к журналу "Знание-Сила" N 5  за 1997 год.

Итак, либо Запад пересматривает свои базисные  положения в идеологии Бытия,  либо место западной цивилизации не на Земле,  а на планетах Солнечной системы.  При той интенсивности потребления ресурсов подобная дилемма - дело не столетий,  а ближайших десятилетий. По сути, уже нашим внукам придется делать выбор между дальнейшей экспансией человека и его осознанным  самоограничением, но  тогда прости прощай разлюбезные Западу "права человека".  В мире самоограничения, они вступают в конфликт с  совестью,  поскольку  сам  принцип "самоограничения" возможен только,  как явление совести, а не юриспруденции.

В таком  обществе  законодательство  опирается не на экономическую эффективность закона, а на его нравственное обоснование.  Экспертную оценку ему делает совесть.
Если при этом получается экономическая выгода - хорошо, если нет,  тем хуже для экономической выгоды! Если "западная совесть" восхищается богатством как таковым,  то православная, "восточная совесть" требует моральных оснований,  без которых богатство не  только  осуждается, оно преступно.

Выбор между восточной и западной идеологиями, по сути дела является выбором между жизнью и смертью существующих  цивилизаций.  Альтернатива этому - экспансия за пределы Земли,  поскольку западной  цивилизации,  какая она есть - некуда расширятся, разве что поглощать и перерабатывать в себе наличествующий человеческий и территориальный потенциал планеты Земля.
                1997 год. Прокопьевск.


Рецензии
Интересно, и даже очень, вас надо читать)

Кира Ратова   30.06.2012 00:49     Заявить о нарушении
Спасибо Кира за оценку!
Писано давненько. Появились генетические обоснования раздела на Восточную (арийскую) и Западную (эрбины)цивилизации.

Михаил Анохин   22.05.2017 10:53   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.