Ставропольский художник-конструктивист

Выставка в Музее изобразительных искусств, представившая творчество известного художника-конструктивиста Е.Саврасова, открыла осенний сезон. Его знаменитые «объекты» - симбиоз скульптуры и живописи, можно назвать и философскими игрушками для взрослых. Графические же работы последних лет - вещи, по сути, безупречные. «Рыбьи головы на раскаленной жаровне» Саврасова написаны еще в те времена, когда большинству художников даже в голову не приходило делать что-то подобное. Работали ведь в основном над партийными заказами, прославляя советские стройки, воспевая коммунистические идеалы... А вот очень старая работа «Голова с гвоздями»: если б голова изменялась со временем, то  остались бы одни гвозди – яркий символ того, как в голове человека застревают предрассудки и идеи…    Есть одна байка, которую рассказал сам художник: «Одна моя знакомая, увидев работу («Кастрюлю с раками») сказала, «мне показалось, что это чья-то голова»... Набравшись смелости (чтобы не показаться человеком лишенным воображения) я спросил, «а что ж тогда вот это красное торчит?» - «А это мысли....» - сказала она. Я не стал говорить ей, что «голова» - это кастрюля, а «мысли» - редис. 
Его гравюры, иллюстрирующие произведения Набокова и Замятина, также оставляют сильное впечатление. Еще в начале 1960-х Саврасов начинает использовать в живописи промышленные эмалевые краски, которые наносит толстым слоем на грубый холст или оргалит. Он пишет фигуративные композиции, но выстраивает их, используя все более упрощенные, примитивистские формы и все более локальный, отвлеченный от натурных впечатлений цвет. У него вырабатывается собственный стиль: тяжеловесный, но в то же время жизнеутверждающий. И тем не менее, его яркие полотна, цветовой гаммой напоминают импрессионистов. В них он напоминает, что раздвоенность и страх не способствуют обретению внутреннего единства, счастья, покоя. Именно так прочитывается «Портрет незнакомки XXI в.». Здесь господствует идея цвета - огненно-красного, густого черного. Характерно его признание: «Да я просто помешан на ритме!» - оно раскрывает  главное в его творческом подходе и видении мира и тесно связано с искусством дизайна, которое он уже много лет преподает в Ставропольской художественной школе.  По его мнению, все определяет действие и поступок, а в языке художника действие это и есть ритм - условие пластического единства, которое выражается  в цвете, форме, линии, композиции. И еще одна особенность его творческого метода, которое он сам сформулировал: «Чем бы я ни занимался - живописью, керамикой, дизайном, я опираюсь на классические каноны». Этому же он учит и молодежь: «Как нигде в дизайне можно проявить свою мысль концептуальную, оригинальную и создать какой-то иной мир, иной предмет, которого в жизни нет. Т.е. художник-живописец, он как бы повторяет то, что видит, а здесь создается совершенно мир иной». Не удивительно, что его выпускники в основном поступают на дизайнерские отделения престижных учебных заведений.
Во времена господства соцреализма «дизайн» было ругательным словом и связывался с  подозрительными «измами». В 1970-е серьезные оргвыводы могли сломать судьбу молодого художника. Е.Саврасов, уже тогда писавший неординарно и преподававший дизайн, был причислен к неблагонадежным авангардистам. Его коллега Е. Биценко в пику чиновникам от искусства устроил в своей мастерской выставку работ друга. Последовала немедленная реакция: на правлении Союза художников произошел «разбор» дела художника Саврасова, готовилось увольнение из школы. Спас положение М.Горбачев, которому двое друзей дозвонились и рассказали о травле. Первый секретарь дал отмашку преследованиям: «Оставьте их в покое». В результате Е.Саврасову была возвращена возможность работать и заниматься творчеством.  Не всем его коллегам, кстати сказать, так везло. Тем не менее, клеймо формалиста надолго приклеилось к художнику. А он совершенно искренно продолжает считать до сих пор, что «в жизни все дизайн, и художник должен помнить, что его полотно лишь часть интерьера, а плохая картина и плохая сковорода - явления одного порядка»... 
Его преподавательская методика называется «Элементы художественного конструирования». Вместо кисти и красок цветная бумага и клей. Здесь учатся художественному конструированию и умению нестандартно мыслить. Именно такими качествами должен обладать будущий дизайнер. Методика сводится к поэтапному освоению нескольких этапов. «Игровой конструктор», - когда обычные цветные кубики, превращаются в узнаваемые предметы. Второй этап стилизации - лаконичные аппликации, создание первых образов, символов, знаков. Начало этому положил незадолго до своей смерти уже больной Матисс. Следующая ступень -  как из цветового минимума извлечь максимум возможного и использовать орнаментальную полосу в конструировании образа. Тут можно использовать разные мотивы - масок, карнавального костюма, космоса. Ну и конечно, учит он молодежь ритмизация плоскости, ведь художник считает, что «ритм - великая вещь, потому что все что нас окружает,  существуют в едином космическом ритме...».
Годы ушли на создание своей «методы», системы знаний, которая составила знаменитую «папку Саврасова». С нею связана темная история, можно сказать криминального характера. Но все по порядку. В 1994 г. уроки, которые Саврасов провел в Измайловском выставочном центре Москвы, сняли на видео, авторитетный специалист А. Кантор поздравил коллегу с успехом. А через несколько лет «папку Саврасова» похитили. Проходимцы из Железноводска, представившиеся «архитекторами», вошли в доверие к Саврасову. А потом будто бы желая устроить детскую выставку, попросили его записи. Не заподозривший худого Саврасов отдал им свой многолетний труд. А «архитекторы»  вместе с его записями исчезли. Впоследствии выяснилось, что это были мошенники  «в бегах» и что на Кавминводах с ними многие художники боялись связываться. Ну, а розыск, как это часто случается, ничего не дал…
Это всего лишь несколько эпизодов из жизни Саврасова. Остается добавить, что главное для него по-прежнему творчество. Сегодня он — живой классик, автор интереснейшей живописи, объектов, инсталляций, один из прогрессивных педагогов в системе отечественного художественного образования. Был момент, когда он не находя в своем родном городе ни поддержки, ни возможностей реализоваться, твердо решил перебраться в Прибалтику, но судьба распорядилась иначе.  Теперь Ставрополье гордится своим соотечественником, у которого не  далеко не провинциальный талант и слава.

 


Рецензии