Леонардо да Винчи - гений на все времена

                «Чем полнее человек видит,
                тем полнее он живет»
                Леонардо да Винчи
               
Из лучезарной когорты творцов, обогативших человечество своим наследием, пожалуй, самая значительная доля оставлена тосканцем Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci), одним из величайших представителей искусства эпохи Возрождения.
Его жизнь и широкий спектр деятельности породили огромный интерес к его личности, а также множество тайн, легенд, мифов и вымыслов.

Родился Леонардо 15 апреля 1452 г. в селении Анкиано близ маленького, утонувшего в оливковых рощах и виноградниках, городка Винчи - на территории, подвластной Флоренции.
Он был незаконнорожденным сыном молодой крестьянки, известной под именем Катерина. 
Его отец - Пьеро да Винчи, нотариус в четвертом поколении, был человеком состоятельным и носил титул сеньора. Он сразу признал малыша своим сыном.
Мальчика крестили в присутствии отца и дали ему имя Леонардо ди сер Пьеро д’Антонио.
Примерно в возрасте пяти лет Леонардо переехал в городской дом отца.
Здесь мальчику дали серьезное разностороннее домашнее образование.
Заметив чрезвычайные способности сына к живописи, отец в 1469 году отдал его в учение в мастерскую знаменитого флорентийского художника, скульптора и ювелира Андреа Верроккьо.
Здесь Леонардо блестяще прошел весь нелегкий путь ученичества.
На картине Верроккьо «Крещение Господа» один из ангелов был написан Леонардо.
По утверждению Вазари, старый мастер бросил живопись, увидев, что ученик превзошел его.
Как бы то ни было, но уже в 20 лет Леонардо был принят в гильдию живописцев Святого Луки и стал работать самостоятельно.
Интересно, что Леонардо был амбидекстром, т.е. в одинаковой степени хорошо владел правой и левой руками.

Первым живописным произведением Леонардо считается «Благовещение» (ок. 1472, Уффици).
Правда, в этой картине еще ощущается влияние учителя.

Другая работа – «Портрет Джиневры де Бенчи» (1474-76, Нац. галерея, Вашингтон) уже свидетельствует о полной творческой самостоятельности Леонардо. Портрет дочери крупного банкира пронизан меланхоличным настроением. Контуры фигуры смягчены сфумато, позволявшим передавать мягкость предметных очертаний, ощущение воздушной среды.
Эффект сфумато (итал. sfumato – затуманенный, дымчатый) был разработан в эпоху Возрождения еще до Леонардо, но именно он стал гением этой техники.

В 1476 году Леонардо открывает, наконец, свою мастерскую. К этому периоду относится хранящаяся в Эрмитаже  «Мадонна с цветком» («Мадонна Бенуа»). Естественны и пластичны движения улыбающейся Мадонны и  младенца Иисуса, а в образе Марии нашел воплощение тип леонардовской женской красоты. Как и другая эрмитажная картина - «Мадонна Литта», «Мадонна с цветком» является великолепным живописным выражением темы материнства в эпоху Высокого Возрождения.

В 1482 г. Леонардо уезжает в Милан, богатейший город того времени, к могущественному герцогу Лодовико Моро. Представляя себя своему будущему покровителю, Леонардо говорит о себе, как о музыканте, военном эксперте, изобретателе оружия, военных колесниц, машин, и лишь потом, как о художнике.
В Милане Леонардо прожил 16 лет, и этот период его жизни был самым плодотворным.
Первым заказом, полученным Леонардо, было создание конной статуи в честь Франческо Сфорца, отца Лодовико.
В ноябре 1493 г. огромная глиняная модель лошади (без всадника) была выставлена на всеобщее обозрение. По словам Вазари, скульптуру называли «великим колоссом».
Это событие сделало Леонардо да Винчи знаменитым. 
Позднее, в 1499 г., Милан был захвачен французами, которые фактически уничтожили скульптуру, используя ее как мишень для арбалетчиков.
В качестве придворного портретиста Леонардо создает знаменитую «Даму с горностаем» (1484, Краков). На картине изображена фаворитка Лодовика Чечилия Галлерани с горностаем, эмблемой рода Сфорца. Сложный поворот головы и изысканный изгиб руки дамы, изогнутая поза зверька – все говорит о великолепном мастерстве Леонардо.
«Мадонна в скалах» (1483–1484, Лувр, Париж) – еще одна картина Леонардо, написанная им в Милане. Изображение библейского сюжета в пейзаже – новый мотив для итальянской живописи того времени. Тончайшее сфумато создает впечатление неяркого рассеянного света, выделяя лица и руки.

В 1495 г. Леонардо приступил к «Тайной вечере». Огромная фреска  (4,5 на 8,6 м) выполнена на торцовой стене трапезной монастыря Санта - Мария делла Грацие в Милане.
Изображен драматический момент разоблачения предательства, когда Христос только что произнес слова: «Один из вас предаст Меня», и показана эмоциональная реакция апостолов. За три года Леонардо создал величайшее творение эпохи Возрождения.
К сожалению, художник отказался от обычной техники фрески. Он покрыл стену специальным составом из смолы и мастики, и писал темперой.
Эксперименты привели к тому, что краски начали отслаиваться, о чем уже в 1556 г. упоминал Вазари. Лишь в XX в. приступили к научной реставрации «Тайной вечери», результаты которой позволили спасти шедевр Леонардо.
В 1503 г. да Винчи возвращается во Флоренцию. Именно в этот период им был написан, пожалуй, самый великий шедевр мировой живописи. Речь идет о «Джоконде» (1503–1506, Лувр).

Принято считать, что на картине изображена жена флорентийского купца Франческо ди Бартоломео деле Джокондо, чье имя, Мона Лиза, стало вторым названием картины.
Несмотря на небольшие размеры, картина производит монументальное впечатление.
Мона Лиза показана на фоне пейзажа, где глубина пространства, воздушная дымка переданы с величайшим совершенством.
Знаменитая техника сфумато Леонардо здесь доведена до небывалых вершин: тончайшая, точно тающая, дымка светотени, окутывая фигуру, смягчает контуры и тени.

Пристально, неотрывно смотрит Джоконда на зрителя. Ее спокойный взгляд излучает ум и волю.
Есть что-то завораживающее и притягивающее в легкой улыбке, в живости выражения лица, в величавом спокойствии позы, в неподвижности плавных линий рук.
Мона Лиза и сейчас дарит людям свою загадочную улыбку, которая способна вызвать в каждом самые высокие и светлые чувства.
В 1506 г. Леонардо снова выезжает в Милан теперь по приглашению нового правителя города, короля Людовика XII Французского.
Предоставив Леонардо полную свободу действий, новые покровители не требовали от него определенных работ.
Леонардо увлекается научными изысканиями в самых разных областях, лишь иногда обращаясь к живописи. В 1513 году Леонардо едет в Ватикан, ко двору папы.
В это время им создан знаменитый «Автопортрет», на котором мы видим  глубокого старика с длинной бородой и пристальным взглядом, а ведь было тогда художнику чуть более 60 лет.
 
В 1516 г. Леонардо уже по приглашению следующего короля Франциска I перебирается во Францию, в Амбуаз на Луаре.
Король подарил ему уютный замок Кло-Люсе недалеко от своей резиденции.
Здесь они встречались и беседовали об искусстве и политике. Леонардо был человеком благодарным, он предлагал королю построить невиданные военные машины. "Франциск, с ними ты завоюешь мир!" - горячился Леонардо. Но тот только смеялся, ибо он не верил, что все это сможет работать.

Леонардо да Винчи умер 2 мая 1519, окруженный заботой и уважением, и был похоронен в Амбуазе, в церкви Сан-Фьорентино.
Все его картины, многочисленные рисунки и записи разошлись по всему миру, часть утеряна, часть и ныне хранится во многих городах мира.
 
Никто не обладал таким полным видением мира, как Леонардо, что подтверждают его афоризмы:

 Живопись - это поэзия, которую видят, а поэзия - это живопись, которую слышат.
Где дух не водит рукой художника, там нет искусства.
Кто в страхе живет, тот и гибнет от страха.
Счастье достается тому, кто много трудится.
Кто хочет разбогатеть в течение дня, будет повешен в течение года. 
Мудрость есть дочь опыта.
Опыт есть истинный учитель.
Увлекающийся практикой без науки - словно кормчий, вступающий на корабль без компаса.
Полюбить можно лишь то, что знаешь.
 Где кончается надежда, там возникает пустота.
Умножай терпение и спокойствие духа, и обида, как бы горька ни была, тебя не коснется.
Лучше быть лишенным уважения, чем устать приносить пользу.
Противник, ищущий ваши ошибки, полезнее, чем друг, желающий их скрыть.
 Кто не ценит жизнь, тот не достоин ее.
Такова лишь малая часть мыслей, которые подарил нам  мудрый Леонардо из Винчи.   


Рецензии
Вы очень хорошо написали о Леонардо, но мы живём в 21 веке, нужно учитывать и эзотерические исследования...

Светлана Шакула   16.09.2018 10:50     Заявить о нарушении
Уважаемая Светлана, я очень благодарна, что вы зашли на страничку Валерия и внимательно прочитали его очерк. К сожалению, уже более 2 лет, как умер Валерий, в память о нем я страницу сохранила. Он ставил своей целью пропагандировать любовь к искусству и рассказывать об искусстве. Это небольшой очерк, поэтому возможно, о Леонардо можно многое еще рассказать.
Желаю Вам дальнейших творческих успехов, буду рада видеть Вас на странице Валерия.
С уважением Чечилия Койфман

Койфман Валерий   16.09.2018 13:08   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.