Русалочка. III

                III

  Очнулся художник постепенно. Он всё так же лежал на волнах, чувствуя себя невесомым. В душе и мыслях была какая-то неразбериха. Луна поднялась выше, и её лучи всё ещё казались чересчур яркими. В этих лучах Эрик различил тёмную громаду рифа неподалёку, лодку, покачивающуюся на волнах рядом, далёкий берег, а возле себя – Мию, так же безвольно распластавшуюся на воде.
  Что с тобой?! – он дотянулся до русалочьей руки. Та как будто стала мягче и гибче. Повёрнутое к небу лицо выражало безмятежность, глаза были закрыты.
- Не знаю, что это было, но мне уже не нравится,- художник тряхнул её за плечо. – Мия, ты меня пугаешь.
  «Неужели эти песни действительно обладают таким воздействием? И на самих русалок тоже? Или всё потому, что она ослабела? Кстати, чего она вообще добивалась?» - так думал Эрик, буксируя подопечную к лодке и затаскивая её туда. А потом все мысли в одночасье упорхнули, как стайка рыбок при виде акулы. Едва вернувшийся рассудок снова пошатнулся – вместо русалки в лодке лежала обычная девушка вполне человеческих пропорций.
- Да что же это такое?! Я всё ещё сплю? Или схожу с ума? Не успел привыкнуть к одному чуду, как…
  Он накрыл маленькую фигурку своей рубашкой, отвязал лодку и повернул обратно к берегу. Яркое ночное светило опять не позволяло сомневаться – перед ним была всё же Мия. Короткие, не очень умело стриженые лавандовые волосы, и узкое бледное личико остались прежними. Телосложение тоже в целом не изменилось, исчезли только плавники, и длинный хвост превратился в почти такие же длинные крепкие ножки. Сразу всплывали в памяти сказки, где русалки, тем или иным способом, с той или иной целью, превращались в земных девушек.
  «Всё-таки не совсем земных, – невольно улыбнулся, глядя на изменившуюся подопечную, художник. – Я бы с неё ангела нарисовал. Или какую-нибудь фею сказочную».
  Застегнув на ней рубашку, Эрик перенёс бывшую русалку в дом и уложил на диван. Подумав, укрыл её одеялом, потом включил свет. Мия поморщилась и открыла глаза. Те тоже приобрели человеческий вид, но сохранили и необычный оттенок, и необычную глубину. Девушка подняла руки и удивлённо их осмотрела, потрогала небольшие изящные ногти, потом собственное лицо.
- Получилось,- мелодичным голоском, похожим на прежнее «мяуканье», произнесла она.
- Мия! – всплеснул руками художник.- Ты заговорила!
- Да,- глянула на него та.- Мия теперь человек.
- Как ты это сделала?!
- Песнь Серебряного лика,- девушка указала на окно, потом на картину, всё ещё стоящую посреди зала.- Помогает пробудить скрытую магию,- она сложила ладони на груди.- Вспомнить, кем мы были когда-то. Когда Серебряный лик набирает всю силу света…он может…поделиться,- русалочке явно не хватало слов, и она по привычке дополняла их жестами. Художник невольно улыбнулся.
- И как ты теперь себя чувствуешь?
- Чувствую? Не знаю… Всё такое…другое…
- Я так испугался, когда ты потеряла сознание.
- Эрик испугался? Мия извиняется.
- Откуда ты знаешь моё имя? Я, помнится, не представлялся. И тебя…на самом деле так зовут?
- Стать человеком – заглянуть в человеческую душу. Мия заглянула в душу Эрика.
- И как там?
- Сложно. Непонятно. Всё другое. Но Мия научится. Мия хочет научиться быть человеком. Мия уже получила человеческое имя, и…- она соскользнула с дивана и растянулась на полу.
- Нет, так не пойдёт, - Эрик подошёл ближе, поднял девушку на ноги и одёрнул на ней рубашку. Потом взял покрывало с дивана и завязал на манер длинной юбки. – Правило номер один – людям нужна одежда.
- Да.
  Художник снова на смог сдержать улыбку. Мия стояла в своём причудливом одеянии, покачиваясь и балансируя широко растопыренными руками, как человек, впервые вставший на коньки. Даже заметно убавив в длине за счёт исчезнувшего хвоста, она была довольно высокой, но выглядела на старшеклассницу.
- Да ты совсем ещё девчушка. Лет тринадцать или четырнадцать по нашим меркам. Давай-ка помогу.
  Он взял её за руку, и девушка, осторожными маленькими шажками, пошла по полу.
- Необычно…
- Ещё бы. У тебя поменялся весь опорно-двигательный аппарат. Хотя я так и не понял, как подобное вообще возможно.
- Мия сказала.
- Да-да. Песнь Серебряного лика. Но всё-таки, как одно существо за минуту может превратиться в совершенно другое?
  Они вышли на крыльцо и остановились, глядя на яркий диск луны.
- Мия знает одну историю. Но не знает, будет ли там ответ на вопрос Эрика.
- Что за историю?
- Историю появления русалок. Мия слышала её от старой королевы, плававшей в Великую реку большой земли.
- Как интересно. Расскажешь?
  Та посмотрела на него, потом кивнула. Усевшись (не без помощи) на деревянную ступеньку крыльца, Мия собралась с мыслями:
- Когда-то, много-много…веков до Новой эры на большой земле за океаном обитали другие люди. Один народ, живший на берегу Великой реки, больше всего ценил силу. Эти люди поклонялись Древним богам из бездонных пещер. А по соседству, в лесах, жил народ…фейри, ценивших мудрость и магию природы.
  Неуверенная сбивчивость девушки исчезла. Некоторые слова, правда, вылетали с запинкой, словно русалочка не могла подобрать в человеческом языке наиболее точного понятия. Но её звонкий певучий голосок звучал уверенно, задумчиво поднятые к небу глаза словно видели те давние события. И Эрику вдруг тоже представилось это всё: континент Евразия, великая река Ираптин, отделяющая Европу от его родины Америки, и таинственный, описанный во многих сказках и легендах Дайронский лес, раскинувшийся дальше к северу на другом берегу Ираптина. Всё это он, правда, изучал ещё в школе на уроках географии, а потом множество раз видел по телевизору. Но чем дольше он слушал юную рассказчицу, тем ярче ему представлялись другие картины, каких не увидишь и в исторических передачах. Высокая, зловещая скалистая гряда, ныне затерянная в дайронских чащобах, тысячелетия назад была открыта с юга, и как бы отделяла лес от большого, даже по современным меркам, города. А под этими скалами раскинулись обширные пещеры, служившие храмами таинственным и жутким средневековым богам. Несмотря на первобытные кровавые культы, город явно процветал, и его правящие круги располагали недюжинными научными знаниями, звавшимися, правда, в те времена магией.
  А потом художнику явилась другая цивилизация, обитающая непосредственно в лесу, но сразу показавшаяся куда более мудрой. Определение «фейри» казалось по отношению к ним дурацким и смешным, но более подходящего в несовершенном английском языке Эрик, как и Мия, подыскать не смог. Эти могучие волшебницы, отдалившиеся от рода людского, отказавшиеся от всего материального, и даже от…мужского пола, похоже, неспособного на такие возвышенные и глубокие чувства, представлялись существами почти призрачными, эфирными, чьи души полностью слились с вековой природной гармонией. И конечно, трудно было не заметить вечного противостояния этих двух сил. Тёмные колдуны завидовали лесным нимфам, а те, в свою очередь, с горечью смотрели на страдания людей, несправедливость и неравенство в их обществе.
  Но вот одному из этих самых колдунов пришла в голову идея – подчинить лесную магию, наделив ею другое, тоже волшебное, по его мнению, существо. Это существо было знакомо русалке куда лучше, чем все сухопутные жители. И «описала» она его куда подробнее. Морской дракон – иначе назвать его было просто нельзя – странным образом сочетал в себе рептилию и членистоногое. Украшенный шишками, зубцами и рогами хитиновый панцирь придавал морскому змею истинно драконий вид. Дышать воздухом существо не могло, имея вместо лёгких систему трахейных жабр, тянущуюся от головы до хвоста. Многочисленные конечности имели различный вид: одни смахивали на лапы ящерицы, другие – на перепончатые плавники, а на спине располагались четыре рудиментарных крыла. Невольно вспомнились китайские мифы, где драконы были не огнедышащими, а скорее водяными божествами, и имели подобный вид. Впрочем, это неважно. Важно то, что чернокнижникам удалась их задумка. С точки зрения Мии это было чистой воды колдовство, Эрик же углядел в этом генетический эксперимент, но в любом случае, это было чёрное дело. Попал ли в руки древнему учёному волосок «фейри», из которого удалось выделить ДНК, или какой-то священный предмет, наполненный магией (живую представительницу волшебного народа они вряд ли смогли бы поймать), но получившийся в результате гибрид имел безграничный потенциал, и давал создателям возможность завоевания водной стихии. Так бы, пожалуй, и случилось, если бы не…дельфины, с которыми столкнулась новоявленная «морская пехота». Эти кроткие, добродушные и миролюбивые создания сумели раскрыть русалкам глаза. Они рассказали им о свободе, любви и бескорыстной дружбе. Возможно также, в этом приняли участие дайронские нимфы, по отношению к которым подобный эксперимент был просто жестокой насмешкой, но которые не могли не посочувствовать морским сёстрам. Так или иначе, именно дельфины стали первыми учителями русалок, научили их петь, танцевать под водой, радоваться жизни и ценить свободу. Физически китообразные друзья во многом (если не во всём) уступали морским девам, но до сих пор пользовались у них глубоким уважением, став чем-то вроде святых.
  Какими бы злобными и богохульными ни были замыслы средневековых магов, результат их опыта, усовершенствованный эволюцией и на тысячи лет переживший своих создателей, не мог не вызвать восхищения. От драконов русалки унаследовали силу, ловкость, зрение и слух, намного превосходящие человеческие. А также уникальную, ни на что не похожую жаберную систему (или хотя бы часть её), дающую возможность неограниченного пребывания под водой. От земных же предков им досталась частица магии. Эрик недавно (да и сейчас, кажется, снова) стал тому свидетелем. На магии была основана вся жизнь русалок. Они могли видеть душу океана, общаться с ней при помощи своих песен, чувствовать мысли живых созданий, что и делало их такими неуловимыми. Не имея мужских особей, как и их пращуры, русалки даже на свет появлялись при помощи какого-то волшебного ритуала, который давался не каждой. И уж точно не каждая могла, подключившись к сознанию земного предка, настолько оторваться от материального тела и раствориться в магии, что получить возможность физического перевоплощения. Так что для Мии подобный успех был удивителен вдвойне. Однако при всём этом (художник правильно угадал) русалки не стремились к прогрессу и достижениям. Людей же они недолюбливали, особенно современные технологии, грубо нарушающие порядок жизни океана. Поэтому юная искательница приключений никак не ожидала подобной доброжелательности от человека Новой эры, не говоря уж о такой ценной картине в его доме.
- Потрясающе! – тряхнул головой художник, вернувшись к реальности.- Что это было? Телепатия?
  Девушка пожала плечами.
- Мия рассказала…балладу. Боялась – на людском языке не получится. Но Эрик всё понял?
- Да. Я как будто видел это. Значит, вы ещё и общаетесь телепатически.
- Так передаём по наследству песни-баллады.
- А эта…песня Серебряного лика? Тоже передаётся по наследству?
- Песня-ритуал. Мия не ждала увидеть её на рисунке. Знают только старшие русалки и королевы. Они её не исполняют. Они не хотят быть людьми. Люди опасны.
- Люди просто боятся того, чего не понимают.
- Но Эрик другой. И я должна сказать: теперь вам – опасно.
- О чём ты?
- О том чёрном яде. Это Древний бог из бездонных глубин. Другие люди освободили его.
- Это ты про нефть?
- Нефть? – вскинула брови русалочка.
- В которую ты влипла.
- Да-да. Нефть. Было сказано: древние люди, что создали русалок, создали ещё бога-Нефть. Он должен был править русалками и всем океаном. Но его заточили на дне. Теперь он на свободе, и будет убивать!
- Спокойно, спокойно. Разлившаяся нефть – это, конечно, плохо, но люди найдут способ справиться с ней.
- Нет-нет. Люди не справятся с Древним! Бог снова хочет быть богом!
- Послушай, Мия. Нефть – это просто горючее вещество. Мы давно имеем с ним дело.
- Люди служат богу-Нефть?! – отшатнулась девушка.
- Безнадёжно…- Эрик вздохнул.- Скажу так – нефть сама служит людям.
- Нефть служит людям?
- Конечно. И если ты знаешь, где произошла утечка, то я сообщу, куда следует, и люди что-нибудь придумают. Ведь они тоже берегут природу Труата.
- Берегут? – с сомнением склонила голову Мия.
- По крайней мере, пытаются беречь.
- Правда-правда?!
- Правда-правда,- улыбнулся художник.- Люди не такие уж плохие.
- Мия хочет увидеть других не-плохих людей.
- Хм, думаю, это возможно. Ты…надолго останешься такой?
- Пока Серебряный лик не отвернётся наполовину,- она описала пальцем напротив луны полукруг с ровным краем.
- Ага. То есть где-то на неделю. Но для начала тебе надо научиться ходить и говорить по-человечески.
- Мия сказала – она научится.
- А ещё тебе нужен нормальный прикид и причёска.

- Так где, говоришь, ты наткнулась на нефть? – спросил он, подравнивая и без того не очень длинные волосы русалочки. Те были крепче и непослушнее человеческих. Расчёсывались легко, но ножницам поддавались хуже.
- На скалах,- девушка сделала сложный жест, дающий понять, что надо обогнуть остров.- Там большой корабль. Мия почувствовала в нём большое зло, когда он ещё был жив, и поплыла следом. А потом – шшурунх! – она опять взмахнула руками, весьма натурально изображая звук гигантского столкновения.
- Не дёргайся, пожалуйста. Значит, ты видела, как танкер с нефтью налетел на рифы. И что потом? Он затонул?
- Нет – он застрял. Много скал – не пустят его утонуть.
- А что с экипажем?
- Экипажем?
- Люди с корабля. Что с ними?
- Люди? Мия не видела людей. Из раны на боку корабля вышел только бог-Нефть и погнался за Мией.
- Погнался? Ты, наверно, подплыла слишком близко к пробоине. А ты не знаешь, сколько нефти вылилось?
- Одна рука,- подумав, ответила та.- Длинная чёрная рука погналась по воде и схватила…- девушка съёжилась и протянула руку к бедру, забыв, что там уже нет никаких жабр, - схватила – хотела задушить. Я вдохнула воздух и поплыла быстро-быстро. После – не помню.
- Ну-ну, успокойся. Теперь уже всё позади, - видя проснувшийся в душе подопечной страх, Эрик ободряюще похлопал её по плечу. Потом нахмурился.- А вот что стало с командой? Прошло уже несколько дней, а ни слуху, ни духу. Хотя, я ведь в город и не ходил. И как они могли налететь на скалы? Обычно корабли обходят Труат десятой дорогой, чего же их сюда понесло? Что могло случиться на танкере? Там случайно не было пожара? Ты не видела огонь?
- Огонь? Это человеческая магия?
- Нет, это…- художник растерялся с ответом.
- Эрик может показать мне огонь?
- Пожалуй, могу,- он отложил ножницы, достал из шкафчика коробок спичек и чиркнул одну.
  Русалочка заворожено уставилась на огонёк. Потом осторожно потянулась к нему пальчиком.
- Смотри не обожгись. Он очень горячий. А на танкере его было бы куда больше.
- На корабле-танкере не было огня.
- Хм, а что же тогда там было?
- Власть бога-Нефть.

  Прошло два дня с тех пор, как миссионер, назвавшийся просто Капитаном, поселился в музее. И, надо признать, свои обещания он выполнил. В первый вечер, когда заведение посетили несколько горожан, отдыхающих после работы, и парочка заезжих ныряльщиков, ещё не совсем охладевших к труатенской коллекции, он тоже подошёл и стал рассказывать о морских божествах, почитаемых этим народом. Как мифические морские девы даровали труатенам богатые уловы, предупреждали их о штормах, даже отражали бури, используя свою магию, а также делились несметными богатствами со дна океана. Жаль только, что ни одной по-настоящему ценной реликвии на выставке не оказалось. Говорил Капитан решительно и проникновенно, его голос звучал величественно и торжественно, не позволяя никому остаться безучастным. Даже хозяева музея и организаторы выставки слушали его, разинув рот. В реальности же волшебных морских существ рассказчик, похоже, ни секунды не сомневался.
  На следующий день в музей пришло гораздо больше народа, и Капитан с охотой продолжил свои лекции. На сей раз те больше напоминали проповеди, и в них сквозила тема того, что люди Новой эры даже не подозревают, какие чудеса таятся у них прямо под боком. Тогда кто-то сказал: «Но это же просто сказки. На самом деле такого на свете нет, и быть не может». Миссионер в ответ только снисходительно улыбнулся и начал приводить в пример легенды других народов, обитавших в средние века на «этом полушарии нашего такого неизученного мира». А под конец упомянул всем известные сказки о русалках.
- Так неужели,- спросил он,- эти «сказки», кочующие по Евразии, Африке и разбросанным в океане островам уже пять тысячелетий, дружно возвеличивая русалок, как высших существ, могли появиться из пустого места?
  Сегодня с утра под музеем стояла такая толпа, какой тот ещё не знал за всё время своего существования. Владелец опасался, что посетители просто не влезут внутрь. К тому же ему было нечем их встречать – постоялец ещё спал. Он всегда сидел полночи, почти до самого рассвета, слушая старенький радиоприёмник, или записывая что-то, а потом отдыхал до полудня. Но сегодня он решил сделать исключение. Хозяин как раз объяснялся с посетителями, когда позади него в дверях возникла высокая фигура в неизменной шляпе и плаще. Все моментально умолкли.
- Я рад, что мои рассказы привлекли столько внимания,- улыбнулся Капитан.- И предлагаю всем, кто собрался ради них, вернуться вечером. Дабы не доставить неудобств моему гостеприимному хозяину и не нарушать ваш привычный график, я выступлю на этой площади после заката.
  Люди согласно загудели.
- Решение финансового вопроса я препоручаю вам,- добавил он тише для директора и снова исчез в дверях.

       продолжение тут - http://www.proza.ru/2010/09/28/57


Рецензии