Обида

          Сегодня рыбалка была неудачной. Весь день куксилась природа. Солнечные лучи не могли пробиться сквозь осеннюю слякотную мглу. Клева не было. Озябшие, разочарованные, неизвестно на кого обиженные, мы остановились на своем любимом месте – уютной маленькой полянке возле поворота старицы. Кустарник отступал от берега, образуя  лужайку. Она была покрыта травой-муравой, приветливой, свежей, неистоптанной, как обычно, пасущимся в лесу стадом коров. Едва выступающие из воды молоденькие камыши  послушно прогибались под напором легкого ветерка, но на берегу он не чувствовался.  Развели костер, чтобы согреться,  поджарить в листьях лопуха выловленную ранним утром мелочь. Пока я готовила  нехитрый  поздний обед, мужики решили еще раз закинуть удочки. Вдруг послышались  удары удилищем по воде, по невысоким камышам, что росли у самого берега, и крик брата:
          – Что ты делаешь? Рыбу распугаешь!
          Но  друг его все хлестал и хлестал удилищем по воде.  Заинтересованные  борьбой с неизвестным хищником, мы подошли поближе. В воде метался небольшой  ужик. Ясно были видны его желтые «ушки».
           – Зачем ты его бьешь?  Он же безвреден! Он не ядовит. Остановись!
          Удилище продолжало хлопать по воде. Ужонку, наверное, не было больно, вода смягчала удары. Он упорно не хотел отплывать от берега. Уворачиваясь от ударов, ужонок все равно стремился к берегу.
         – Ненавижу, ненавижу этих гадов!
         – Постой, это же наш ужонок. Он приплыл за угощением.
         Каждый раз для  рыбалки мы заготавливали в  больших оросительных каналах (там всегда стояла вода) мелкую верховодку. На нее хорошо клевали окуни, щуки. Оставшуюся полуживую мелочь обычно  выплескивали из ведра в прибрежную воду. Рядом, под корягой жил молодой уж. Мы несколько раз наблюдали,  как он охотился на маленьких лягушат. Лягушат было жаль, особенно, когда они плакали в пасти  ужа.  Не брезговал он и полуживой  мелочью.  Ужонок был умным. Он быстро сообразил, что  намного проще ловить полуживую мелочь, чем проворных лягушат.  Как только раздавался плеск заброшенной донки  или  удочки, ужонок был рядом и получал свою порцию вкуснейшей для него рыбки.  Иногда он приплывал заранее и ждал нас в кустах или под своей корягой.  Стоило плеснуть из ведра водой,  он  тут же соскальзывал в воду и быстро подбирал рыбешку.
         Сегодня мы появились поздно. Разленившийся ужонок в голодном нетерпении  поджидал нас на берегу.  Как только плеснули  удочки, он тут же поплыл к берегу за  долгожданной рыбкой. Каково же было его удивление, когда вместо рыбки посыпались удары.  Ужонок  сделал  стойку - вытянул голову и поднялся на половину туловища над водой.  Он все смотрел и смотрел в сторону берега, не уклоняясь от  хлопавшего рядом удилища.  Весь его вид – напряженная стойка, круглые немигающие глаза – выражали  недоумение.  Самыми выразительными  были  глаза. Они казались удивленными. Его поза –  повороты головы, нежелание нырнуть в спасительную воду, удивленный взгляд –  казалось,  спрашивали:
         – Что это? За что? Зачем?
         Вероятно, поняв, что рыбки не будет, да и пара болезненных ударов по  надводной части тела  послужила сигналом опасности. Ужонок, опустившись на воду, быстро заскользил в камыши.  Уплывая, он все оглядывался на нас, словно не мог поверить в то, что  существа, которые  кормили, сегодня били его.
          Наконец-то пошел дождь. Сначала мелкий, неуверенный, он постепенно набирал силу. Зашуршал в тополиных кронах, рябью покрыл речную воду, затушил костер.
          Мы укрылись в палатке. Сидели молча. Не смотрели друг на друга. Мы все чувствовали себя виноватыми в этом жестоком поступке. Каждый задавал себе вопрос – Что спровоцировало жестокость:  неудавшаяся рыбалка, плохая погода, необьяснимый страх?  Я вспомнила  известную фразу: "Мы в ответе за тех, кого приручили". И стало  физически больно  в груди, стыд обжег лицо, шею, руки. Я выбежала из палатки на берег. Дождь хлестал струями по лицу, смешиваясь со слезами.
         Больше ужонка мы не видели. Обидели мы его. И он нас не простил.


                Фото из Интернета


Рецензии
Конечно, не простил ужонок. Это плохо. Хорошая миниатюра, очень понравилась. Спасибо, Валентина!

Светлана Барашко   04.07.2012 10:01     Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.