Рождество Пресвятой Богородицы
В Евангелие Господь говорит нам, что когда наступает время младенцу родиться, то бывает скорбь: когда же родится – пребывает одна радость, ибо новая жизнь вошла в мир. Хотя никто из родных не знает, как сложится жизнь нового человека, какова будет его судьба, какое влияние она окажет на судьбы окружающих и каким будет итог его жизненного пути. Насколько же полнее и ярче должна быть наша радость в день, в который, по словам митрополита Антония Сурожского, началось «преодоление того разделения, которое существовало между Богом и человеком с момента падения» – в день Рождества Пресвятой Богородицы, «Которая станет Мостом между Небом и землей», Той, « Которая станет Дверью Воплощения, дверью, раскрывающейся на Небо».
Пресвятая Дева родилась, как говорит Евангелие, не от хотения мужа, не от хотения плоти, а от Бога. Митрополит Антоний пояснял в проповеди, что Она родилась как последнее звено в длинной, протянувшейся сквозь столетия, цепи людей, мужчин и женщин, среди которых были и грешные и святые. На протяжении всей истории человечества им приходилось бороться, но не против других, а против самих себя во имя Божие за чистоту, за веру, за цельность, за то, чтобы в их жизни на первом месте был Бог, чтобы они могли верностью послужить и поклониться Ему в истине, постепенно, из века в век, подготовляя себе Наследницу, Которая родится, как всякий младенец, в ряду добра и зла, греха и святости, но, Которая изберет добро с самого начала, будет жить в чистоте и всецелой верности своему человеческому величию.
«…Ибо Она прежде сердцем, нежели чревом, прежде мыслью, нежели плотью, прежде духом, нежели телом, прежде миром, нежели утробою зачала Христа, и не зачала бы плотью Христа, если бы прежде не зачала Его верой»,- изъяснял митрополит Рязанский Стефан Яворский евангельские слова Христа, сказанные Им в похвалу Матери Своей: «Блажени слышащие слово Божие и хранящие е». Вся Святая Троица почтила Пресвятую Деву: Бог Отец – Своим благоволением, Сын – воплощением, Святой Дух – осенением. Получить благодать Божию, стать благословенной среди всех женщин, услышать от Небесного Вестника: «Господь с Тобою» - и не только по Божию вездесущию, но и ближайшему сродству – это и есть подлинное величие.
В Евангелии мало говорится о Ней, чем лишний раз подтверждается Ее глубокое смирение и великая кротость. Ярко проявилась совокупность достоинств Девы Марии и, прежде всего, Ее любовь к людям, забота о них, когда на браке в Кане Галилейской, Она обратилась к Сыну со словами: «Вина не имут». Сам Иисус Христос, еще в дни земной Ее жизни, указал на Нее как на Покровительницу и Заступницу всего рода христианского, усыновив Ей с высоты креста каждого из нас в лице апостола Иоанна.
Благоговейное почитание Пресвятой Богородицы ведет начало от самых первых христиан. Немногие отзывы Ее современников дошли до нас, но в них слышны безграничное восхищение сердца и чувства, выразить которые не хватало слов и не находилось достаточных выражений.
Для того чтобы видеть Божию Матерь, Дионисий Ареопагит приезжал в Иерусалим из Афин. А после писал своему учителю - апостолу Павлу: «Свидетельствуюсь Богом, что, кроме самого Бога, нет ничего во вселенной, в такой мере исполненного Божественной силы и благодати. Никто из людей не может постигнуть своим умом то, что я видел. Исповедую пред Богом, когда я Иоанном, сияющим среди апостолов, как солнце на небе, был приведен пред лицом Пресвятой Девы, я пережил невыразимое чувство. Предо мною заблистало какое-то Божественное сияние. Оно озарило мой дух. Я чувствовал благоухание неописуемых ароматов и был полон такого восторга, что ни тело мое немощное, ни дух не могли перенести этих знамений и начатков вечного блаженства и небесной славы. От Ее благодати изнемогло мое сердце, изнемог мой дух. Если б у меня не были в памяти твои наставления, я бы счел Ее истинным Богом. Нельзя себе и представить большего блаженства, чем то, которое я тогда ощутил».
Богоматерь одним Своим видом свидетельствовала о том, что Родившийся от Нее был воплотившийся Бог, поэтому новые христиане, обращаемые апостолами, с проповедью обходившими вселенную, стремились видеть Ее. Игнатий Богоносец, архиепископ Антиохийский, по преданию бывший тем самым отроком, которого взял на руки Христос, говоря: «Если не обратитесь и не будете как дети, не можете войти в царствие небесное», пишет к Иоанну Богослову: «Много жен у нас только о том и думают, как бы проехать к вам, чтоб видеть Матерь Иисусову. Достойные доверия люди поведали нам, что в Ней, по Ее великой святыне,
человеческое естество кажется соединенным с ангельским. И все такие слухи возбудили в нас
безмерное желание видеть это небесное чудо»…
Перед Своим успением Богоматерь говорила плакавшим пред Нею христианам, что теперь Ей будет легче помогать людям, всегда видя Сына Своего, обещала посещать весь мир и заботиться о нем. О великой любви Пречистой к людям свидетельствуют слова Ангела, сказанные блаженному Андрею, которого он водил по райским селениям и, показывал святых и их светлые обители. На вопрос «где же Пречистая Богоматерь», ангел ответил: «Ее нет здесь. Она отошла в многоскорбный мир помогать бедствующим и утешать печальных». Невозможно перечислить все случаи благодатной помощи, заступления и посещений Пресвятой Богородицей нуждающихся, болящих и страждущих. На Cвятой Руси Она являлась преподобным: Сергию и Серафиму, пастухам в Почаеве, где оставила след Своей правой стопы, отроковице в Казани, рыбакам на Ладожском озере и другим. Факт невидимого присутствия Пречистой Девы на Святой горе Афон был запечатлен иноком Гавриилом на фотоснимке, сделанном 21 августа 1903 года. На нем проявился образ Богородицы, смиренно получавшей благословенный укрух хлеба во время раздачи милостыни убогим монахам у Великих ворот Свято-Пантелеимонова монастыря. А незадолго до этого некоторые из братии наяву видели Дивную Жену среди монахов и даже хотели сказать об этом привратнику, хотя в самый день фотографирования Ее никто не видел.
Не страхом и угрозами, а любовью и безграничным милосердием ведет людей ко Христу Богоматерь. Она жалеет человечество каким-то жгучим, всепрощающим состраданием. В память чудного явления Богоматери в Константинополе в 910 году установлен праздник Покрова Пресвятой Богородицы. При греческом императоре Льве Премудром сарацины напали на город и грозили ему большим разрушением. Жители собрались во Влахернский храм, в котором хранилась риза Богоматери и Ее головной покров, и усердно в нем молились. Как вдруг святой Андрей, Христа ради юродивый, и его ученик Епифаний увидели под самыми сводами величественного храма, идущую по воздуху Богоматерь, сияющую, как солнце, в окружении Ангелов и святых. Преклонив колена, Пресвятая Богородица со слезами долго молилась Сыну Своему о спасении города и жителей его. Потом, подойдя к Престолу сняла со Своей головы светоносное покрывало и распростерла его над молящимися, защищая от видимых и невидимых врагов. На следующий день неприятель был рассеян без всякого кровопролития. Вот верный и трогательный символ ничем не истощимого, никогда еще не побежденного милосердия Пречистой Девы.
О постоянном небесном заступничестве Божией Матери свидетельствуют многочисленные чудотворные иконы, через которые, спустя почти 20 веков, продолжает изливаться благодать Божия. Первые живописные лики Богородицы были сотворены апостолом Лукой. Увидев иконы, на которых Она была изображена с Предвечным Младенцем на руках, Пресвятая Богородица произнесла: «Благодать Родшагося от Мене и Моя с сими иконами да будет».
Она принимает на Свои руки людей, которым, по-видимому, уже нет возврата к благой жизни.
В именах прославляемых икон Богоматери благодарное человечество отразило свои чувства:
«Взыскание погибших», «Всех скорбящих радость», «Воспитание», «Избавительница», «Отрада»,
«Милующая», «Млекопитательница», «Нечаянная Радость», «Призри на смирение», «Споручница грешных», «Скоропослушница», «Спасительница утопающих»,«Услышательница», «Умягчение злых сердец», «Утоли моя печали», «Целительница» … Список можно продолжать, но он никогда не будет закончен, ибо Ее пребывание среди людей не прекращается.
«Великой любви Ее невозможно описать, потому что любовь эта в неизмеримое количество раз больше и глубже любви земной матери. Она любит каждого человека, ибо сердце Ее вмещает всех грешных, скорбящих людей… Если земная мать плачет о горе детей своих, то Матерь Божия так слезы проливает о грешных, погибающих людях, плачет о каждом человеке, ибо таково свойство богоподобной любви», - говорил схиигумен Савва.
В наши дни все чаще можно увидеть, как от икон Божией Матери, подобно жемчужинам, скатываются круглые слезы – это знак того, что Она и теперь плачет о нас в том мире. Так что же нам делать, чтобы успокоить нашу Небесную Матерь, чтобы получить от Нее благословение?
Исправлять себя, чаще прибегать к Ней за помощью, с каждым горем припадать пред иконой Ее, и доверять Ей все свои горести и печали; и, по словам Антония Сурожского, «просить Ее научить нас … любить Ее с благоговением, поклоняться Ей так, чтобы стать достойными быть одного с Ней рода: рода человеческого, от которого родился Бог, потому что Она явила такую совершенную верность».
Свидетельство о публикации №210092701233
Спасибо. Побольше бы в нашей жизни таких светлых произведений!
Успехов Вам!
Валентина Достигаева 26.10.2010 12:21 Заявить о нарушении
Всего доброго,
Ирина.
Ирина Андреева-Вал 26.10.2010 18:28 Заявить о нарушении