Вопрос вопросов

               Мысли после небольшой дискуссии: http://www.proza.ru/2009/05/20/187



        ДОБРО и ЗЛО! Две оценки человеческих поступков, слов, мыслей. Две стороны вечного спора. Вопросом, что такое добро, что зло, человечество задавалось, наверное, с того момента, как научилось мыслить. Две стороны отношений: друг с другом, с окружающей средой, с Высшими Силами, со всем, чего касается мысль человеческая.  Любой человеческий поступок может быть заклеймён этими понятиями. Вся мораль нашего физического мира основана на разделении на добро и зло. Так что же это всё-таки такое?
Я хочу попробовать сформулировать своё отношение к этому вопросу…
Для меня добром или злом, в виде безоговорочного понятия, является только духовная составляющая мыслей и действий человека. То есть, добро – то, что расширяет человеческое сознание, ведёт  духовную сущность человека в сторону развития, эволюции, к Богу; зло – то, что сужает сознание, направляет его в сторону деградации, инволюции,  от Бога к Хаосу. Все остальные понятия добра и зла, которые относятся к физической стороне человеческих отношений, не являются безоговорочными и могут переходить одно в другое. То есть, поступок человека, который изначально казался, ему самому, добрым, при рассмотрении с другой стороны может казаться злым, и наоборот. Мало того, по прошествии определённого времени человек, совершивший этот поступок, может сам менять свою оценку, вследствие изменения взглядов на жизнь, или понимания проявившихся последствий, или по каким-нибудь другим причинам.
Давайте рассмотрим понятия добра и зла как сознательное действие, слово или мысль. Совершая какое-либо действие мы вкладываем в него свой порыв к совершению этого действия, то есть то, что толкнуло нас его совершить. Например, желание помочь человеку. То есть бескорыстное желание принести кому-то пользу является, естественно, добрым порывом, а действие, как следствие, добрым действием. Из наших рук выходит добро и переходит в другие руки, а как они поступят с нашим добром. Могут продолжить в том же направлении, а могут превратить его во зло. Самый простой пример: мы даём нуждающемуся человеку деньги, чтобы он купил своим детям еду. Пока это несомненное добро. Этот человек может купить еду и накормить голодных детей, при этом ощутив благодарность к дающему. Но он же может и просто пропить эти деньги, ещё и отругав за то, что мало дали. А в следующий раз, отказав ему в помощи, мы можем оказаться для него вообще врагами. Так же он может купить, например, «палёной» водки и умереть, или стать инвалидом и мучиться всю оставшуюся жизнь. И так далее и тому подобное. Мы с Вами вроде бы здесь и не причём, мы же совершали добрый поступок. Но увы, это всё могут быть следствия нашего поступка. После того, как мы выпускаем наше доброе желание на свободу, следствие порожденное этой причиной может направиться в любую сторону. Но причина создана нами, значит мы в ответе и за следствие.
Вроде получается тупик. Что теперь вообще не помогать никому не убедившись на сто процентов в положительности следствия? Конечно НЕТ.
Следовать душевным порывам, по моему мнению, не только можно, а нужно обязательно. Я считаю, что уходя из этого мира, другими словами – умирая, мы уносим с собой в Вечность только то, что мы ощущали всем сердцем, а не рассудком. Поэтому наш отклик, наша восприятие чужого горя, наши духовные отношения с другими людьми, наше личное распознавание добра и зла, ощущение справедливости и мотивация собственных поступков, просто необходимы нашей Бессмертной Сущности. Это и есть то, ради чего мы вообще живём. По моему мнению, жизнь – это школа Духа, и сколько классов и как мы закончим, зависит только от нас. Добро – путь вперёд, к дальнейшему познанию, к Богу, зло – шаг назад, в лучшем случае на второй год для исправления ошибок, в худшем, это путь в Небытие. Эволюция нашего Бессмертного Духа, для меня, и есть смысл нашего существования.
Но надо помнить, что любой наш поступок вызывает на материальном уровне разные следствия. Так как в Мироздании всё взаимосвязано, то происходит волнение структуры, как от камня брошенного в воду. Волны отражаются от других объектов и возвращаются к нам усиленные их ответными желаниями. То есть при любом своём действии, добрым или злым по нашей оценке, мы получаем ответ, который может показаться нам неадекватным и несправедливым. Просто наша оценка поступка часто не соответствует реальным следствиям от него. Поэтому совершая добрый поступок не надо ждать от жизни благодарности, а лучше быть готовым получить ответный удар. В этом, мне кажется, и заключается настоящая доброта. Но люди очень любят кричать о своих хороших поступках. «Сам себя не похвалишь, никто не похвалит». Тем сложнее потом воспринимать жизненные уроки.
Иногда бывает очень трудно, наоборот, не делать, казалось бы доброго поступка. Хочу рассказать Вам одну историю. Не знаю, сможете ли Вы понять меня, возможно я буду выглядеть циничным и жестоким, но всё-таки попробую.
Однажды, выгоняя машину из гаража, я увидел маленького щенка, который шарахался между людьми и машинами во дворе. Видно было, что он очень напуган. Я умею ощущать чужой страх и горе, это достаточно болезненно. Он прятался под стоящими машинами и скулил. Некоторые люди подходили, протягивали к нему руки, но он не давался и люди уходили по своим делам. Я стоял и смотрел на него. Неудержимое желание помочь, избавить его от страха наполняло моё существо. Но одновременно я понимал, что не могу это сделать. Домой я забрать его не мог, я живу не один, плюс у меня есть взрослая собака, которая не воспринимает других собак. Я мог отвести его на работу, но там, во-первых, жили два кобеля, которые могли его не принять, а во-вторых там часто собак сбивали машины. И так далее…
Я понимал, что на этой людной улице его мог ожидать лучший жизненный шанс, чем мог дать я. Я сел в машину и уехал. Мне было плохо, мучило воображение и ощущение беды. Я не сделал добрый поступок и корил себя за это. Но жизнь бывает милостива к нам. Через пару дней, на выезде из двора, я увидел девушку, которая несла на руках этого щенка. У неё было счастливое лицо, а он лизал ей руку. Потом их часто видели гуляющими на «собачьей» дорожке. Не знаю дальнейшей судьбы этого щенка, но мне было показано, что невмешательство в его судьбу, дало возможность получения большего, чем я мог ему дать. Этот поступок никак нельзя назвать добрым, скорее наоборот. Но его следствия говорят о другом.
В этом мире форм всё иллюзорно. Формы создаются, переходят друг в друга или распадаются. Всё временно, всё смертно, бессмертна только сама материя в бесформенном состоянии и та энергия, та воля, которая заставляет материю принимать формы, то есть Бог. Я считаю, что наш Дух, который обычно вступает в противоречие с желаниями нашего смертного тела, то есть формы, и есть часть Бога. Это та воля, которая создала форму, то есть наше тело. И то, что приносит новое в копилку наших духовных ценностей и помогает духу эволюционировать, и есть абсолютное добро. Это, кстати, может быть противоположно желаниям тела. Например, что такое страдание, добро или зло? Человек причиняющий нам страдания, делает зло, осознано или нет. Но для нашего сознания, каждое страдание может оказаться толчком к пониманию нового, к расширению его, и в результате полезным для Бессмертной Сущности.  Страдания делают нас добрее, и часто учат любви. Так что такое ДОБРО и ЗЛО? Вечный вопрос…


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.