Линии, пересекающиеся в бесконечности

Линии, пересекающиеся в бесконечности.
Рассказ

Чаек было немного, по пальцам пересчитать. Они облюбовали место на краю пирса, стояли, развернувшись клювами в сторону ветра. Изредка какая-нибудь из чаек взлетала и с криками проносилась над волнами.
Крики чаек похожи на смех…
- Они смеются над нами, - грустно сказала Анастасия.
- Над нами? – удивился я. – Разве мы такие смешные?..
- Смешные…
- И что в нас...
- Не мы сами, - поправилась она. – Прости, наша любовь смешна. Мы уже далеко не юны.
- Ну и что? Когда проходит молодость, еще сильнее любится, - возразил я словами старой, забытой многими песни. И непроизвольно скользнул взглядом по сеточкам морщин у глаз любимой.
- Ты прав, но… - Анастасия замолчала, перехватив мой взгляд.
Мне стало стыдно, на языке вертелось: «прости». Но я ничего не сказал, было бы глупо что-то говорить. А Настя усмехнулась уголками губ. Задумчиво поднесла чашечку ко рту, обнаружив, что она пуста, осторожно поставила на блюдечко.
Я ощущал себя полным идиотом.
- Заказать еще? – спросил и обернулся к стойке, но Анастасия остановила, положив свою руку поверх моей.
- Спасибо, любимый, не надо. Не хочу больше. - Она зябко передернула плечами.
И рука ее дрожала, я почувствовал Настину дрожь.
- Ты замерзла?
- Не знаю… Нет, кажется, нет. Наверное, это нервное.
- Почему ты нервничаешь? Нас здесь никто не знает и некому сообщить твоей дочери…
- И твоему сыну.
- Да, - согласился я, - и Сан Саныч тоже ни о чем не узнает. А если и узнает… Он уже совсем взрослый, поймет.
- Поймет ли?
- Настя… Какая разница? Поймет, не поймет… Мы с его мамой в разводе уже целую вечность. У меня были женщины после… - Я осекся. Не надо было этого говорить. Но Настя словно не заметила незаконченной фразы.
- Я не из-за этого нервничаю, Саша. Мне кажется, что мы с тобой видимся в последний раз… Нет, не так. Я знаю: мы с тобой больше не увидимся. Ты вернешься в свой Полыноград, я…
- Мы встретимся, Настя, родная моя, любимая. Мы еще не раз встретимся...

Мы расстались в аэропорту Шереметьево. Регистрация на Настин рейс должна была начаться через час после нашего прилета из Малаги.  А я улетал в Полыноград ночью.
- Может, посидим где-нибудь, - предложил я, посмотрев на часы, - еще время есть…
Анастасия отрицательно качнула головой:
- Нет. Не надо. Все равно ничего другого не решим. Мы уже все с тобой обсудили, обо всем поговорили.
- Обо всем? Обо всем поговорить жизни не хватит.
- Вот видишь… А ее у нас и нет, жизни. Как говорится: перед смертью не надышишься.  Расставанье - маленькая смерть.
- Что-то мы с тобой часто песнями разговариваем.
- Наверное, потому, что наша любовь – это наша лебединая песня… Ну, все, мне пора. Пойду на регистрацию.
- Настя…
- Что?
- Мы с тобой обязательно встретимся.
- Как получится.
- Как получится… Что за слово такое дурацкое: какполучица?..
- Как получится, - тихо повторила Настя, потянулась на носках и поцеловала меня в губы. Быстрым и каким-то необязательным был этот поцелуй, безвкусным. Я понял: Настя простилась со мной еще там, в Испании.
Я смотрел, как она очень быстро прошла паспортный контроль и направилась к стойке регистрации. Шла и не оборачивалась. Знала, что я смотрю ей вслед. Но не оборачивалась.
Настя!!!
Не знаю, крикнул ли я? Или хотел крикнуть? Настя услышала?.. поняла?.. почувствовала мою боль. Повернулась.
- Я сейчас сдам свой билет и возьму другой! - крикнул я. - На твой рейс.
Она молча покачала головой. В ее глазах тоже была боль.

В самолете я не спал. От предложенного ужина отказался. Заказал бутылочку виски. Пил и не ощущал ни крепости, ни вкуса нерусской самогонки. Словно перед этим прополоскал рот и горло ацетоном.
Глупое сравнение.
Вообще – все глупо. Глупо, нелогично, больно. И… пусто.
Душа пуста. Словно ее нет вовсе, словно осталась она где-то… на Коста дель Соль, или в Шереметьево. Или ее забрала с собой Анастасия.
Я сидел, откинувшись на спинку кресла и закрыв глаза, цедил безвкусный алкоголь и вспоминал нашу последнюю ночь в Испании…

- Я люблю тебя, Саша.
- И я люблю тебя, родная моя. Я никого никогда не любил. Только тебя. Всегда. Всю жизнь.
- И я всегда любила только тебя.
- Какие же мы с тобой дураки! Что мы натворили! Могли быть счастливы…
- Так распорядилась судьба.
- Она злая… Двадцать пять лет мурыжила.
Мы лежали и курили одну сигарету на двоих.
- Мне очень хорошо с тобой, Сашенька.
- Я старался, - пошутил я, запоздало осознав, что Настя сейчас о другом, не о любви телесной.
- Знаешь, - сказала она, помолчав, - я давно поставила на себе крест. А теперь… Оказывается, женщиной быть очень здорово. Любимой женщиной…
Анастасия лежала с закрытыми глазами, думала о чем-то. Потом продолжила грустно:
- Мы потеряли целую жизнь, Саша. Жизнь прошла, а мы ее не заметили. Знаешь, мне кажется, что я спала четверть века, и это был дурной сон.
Я увидел в свете ночника, как маленькая слезинка-искорка выкатилась из уголка ее глаза. Поцеловал слезинку, она была соленой.
- Как жаль, что это наша последняя ночь, - прошептала Настя.
- Но почему? Мы свободны. Мы можем быть вместе всегда. Мы с тобой можем начать новую жизнь.
- Нет, - грустно отозвалась Настя. – Мы не будем вместе. Я не могу. Марина меня не поймет. Она слишком любила своего отца. Она не простит. Не поймет.
- Но не можешь же ты вечно хранить верность покойному супругу! – разозлился я.
- А разве я ее храню? – вопросом возразила Анастасия.
- Прости, любимая, но мне этого мало. Встречаться раз в год… Я всегда хочу быть рядом с тобой. Всегда, понимаешь?!
- И ты прости меня, любимый, но другого не будет. Марина очень любила своего отца, - повторила она.
- Ну и что?!!
Настя открыла глаза и посмотрела на меня ласково и немного жалеючи, как глядят на непонятливого ребенка умные взрослые.
- Это много. Это очень много, Саша. Это слишком большая преграда для нас. Во всяком случае, для меня.
- Настенька, ну что ты говоришь?! -  Я схватил ее за плечи, рывком поднял с подушки и прижал к себе, стал целовать глаза, щеки, губы. Настины слезы текли по моим щекам. Или и мои тоже?..
- Что может быть больше нашей любви? – шептал я. - Разве ты, ты сама не хочешь быть вместе?
- Хочу! - с жаром ответила она. - Очень хочу, любимый! Но… слишком поздно. Ничего нельзя исправить, изменить. Жизнь прошла.
- Да не прошла она! Мы еще можем быть счастливы! У нас еще уйма времени!
- Нет, Сашенька, мы с тобой можем быть счастливы разве что в другой жизни.

Я не верил в другую жизнь. Не признавал реинкарнации, ведическую культуру считал чушью. Другой жизни не будет. Есть только эта, думал я. Всегда так думал.
Я вообще никогда ни во что такое этакое не верил. Ни в инопланетян, ни в полтергейст, ни в экстрасенсов, магов и знахарей. Фома неверующий - так называла меня моя супруга, с которой я расстался шесть лет назад. И потом, моя вторая, гражданская жена, с которой я тоже расстался, и она называла меня Фомой неверующим.
Вдруг я вспомнил…

Вспомнил Полыноград академический. Маленькую однокомнатную квартирку моего школьного приятеля Пашки Моргунова. Его самого, взъерошенного и неухоженного, с горящими глазами сумасшедшего мэнээса.
Мы с Пашей встретились случайно, тут же узнали друг друга. Паша практически не изменился за последние десять лет, что мы не виделись - не похудел, не потолстел, не постарел, только вихры стали чуть жиже. Мы встретились, обнялись и сразу решили отметить уход его жены.
- Давно ушла? – спросил я.
Паша почесал затылок.
- Два года что ли?.. Около того.
Он сразу потащил меня к себе домой. По дороге купили бутылочку «Арарата». Расположились на кухне. Сначала о том, о сем поговорили. Паша с неохотой рассказал о себе и с еще большей неохотой выслушал мой краткий отчет о прожитом десятилетии. Очень быстро разговор повернулся к обсуждению темы, над которой он сейчас работал. Здесь Паша оживился.
- Я практически вычислил формулу счастья, - безапелляционно заявил мне он, на что я снисходительно улыбнулся и сказал:
- Чушь. Счастья не существует как такового, а значит, не может быть и его формулы.
- Ты пессимист, Саня.
- Да уж, не оптимист.
- Счастье существует, старик. И формула… И никакая это не чушь! Это НАУКА!!! - Слово «наука» Пашка произносил, как святое слово. – Но!.. – Пашка поднял вверх указательный палец, - новая Наука! Старая наука изжила себя.
Я пожал плечами.
- Я ученый, - продолжал Пашка, – и занимался традиционной наукой всю жизнь, буквально, со школьной скамьи. Ты должен помнить.
- Да, я помню, - кивнул я. – Тебе всегда было интересней разговаривать с нашим физиком, чем с нами, своими сверстниками. И всякие там кружки…
- И как ученый, - продолжал Пашка, даже не дослушав мою реплику до конца, - хорошо знающий предмет, могу сказать вполне определенно: точные науки далеко не так точны, как это принято считать. Поправки и допущения иногда могут кардинально менять все кругленькие и красивенькие результаты расчетов. А это вообще меняет иногда весь смысл и направление поисков. А гуманитарные науки? Да в них столько условностей, неточностей и индивидуальных личностных утверждений, порою очень и очень спорных, что об истине нужно забыть. Слова Сократа: «я знаю, что я ничего не знаю» - вот то единственное утверждение, которым должен руководствоваться каждый человек, посвятивший свою жизнь и свои силы науке. Физика, химия, математика, биология, да вся наука, основана на результатах многовековых наблюдений за явлениями, происходящими в природе и попытках эти явления описать, рассчитать, загнать их в удобные для восприятия формулы. Но далеко не все эти явления можно описать придуманными символами и расчетными величинами. Как, например, можно выразить математически, или, скажем, химически такие явления, как горе, любовь? Измерить и описать процессы, протекающие в человеческом организме в такие периоды, можно. Но это, всего лишь, констатация факта возникновения того или иного ощущения. А почему это происходит? Что такое смерть? Как возникает сознание? И куда оно девается после смерти? Да что такое судьба, в конце концов? Почему один человек, окружен толпой любящих и уважающих его людей, родных и знакомых, до самой старости? А жизнь другого – чреда потерь и страданий? А третий? Ухватив за хвост птицу счастья, и думая, что вот оно, то самое, свершилось! И вдруг: ах! - он теряет все, обладателем чего стал так неожиданно. Те вопросы, на которых ответа нет, наша хваленая фундаментальная наука и не пытается решить. Все списывается на природу, на провидение божье, или на несчастный случай… Судьба? Рок? То, что должно произойти, произойдет обязательно в определенный момент? Ерунда!
- Ты не согласен с Конфуцием? – блеснул я эрудицией.
- И с Ницше тоже. Можно подумать, что ты с этими ребятами согласен.
- Да я собственно…, - начал я и замолчал. Ни Конфуция, ни Ницше я не читал. Что-то слышал когда-то.
- Бессилие, - усмехнулся Пашка, - они проповедуют бессилие. Человек рождается не для того, чтобы страдать, а для того, чтобы быть счастливым. Он может выбирать именно тот путь, по которому ему идти комфортнее, по которому он хочет идти.
- Хорошо бы, - согласился я. – Но это мечты. Жизнь крайне жестока. Мы можем что-то менять в своей жизни, стремиться к счастью, но по этой дорожке идешь не ты один. Рядом с тобой идут люди, которые влияют на твою жизнь. Судьбы сплетаются, а пути расходятся.
- А вот и нет! – бахнул по столу кулаком мэнээс Моргунов. - Вариантов судьбы каждого человека масса. Повторяю: человек может выбрать тот путь, по которому ему идти приятно и комфортно. И вместе с теми людьми, идти с которыми он желает.
- Это и есть твоя формула? – усмехнувшись, спросил я.
- Это ее смысл, - важно ответил Паша. – Ну-ка, пошли со мной!
Он поволок меня с кухни в комнату, подтащил к компьютеру.
- Смотри. – Пашка пошевелил мышкой, и темный экран монитора посветлел. На нем появились разноцветные параллельные линии; я подумал, что это заставка. – Что это, как ты думаешь?
- Матрица какая-то, - брякнул я, чтобы не обидеть приятеля.
- Это модель. Многовариантная модель человеческой судьбы. Сильно упрощенная модель.
- Чьей судьбы?
- Ничьей. Это абстрактная модель. Но получена она по результатам исследований мозга многих людей. Ну и… основана на моей смелой гипотезе, естественно.
- И что все это означает?
- Ты знаком с теорией параллельных миров? – Пашка в упор посмотрел мне в глаза и, столкнувшись с непроницаемостью моего взгляда, понимающе кивнул: - Наверное, в общих чертах.
- В самых общих. Из передачи «Очевидное - невероятное».
- И то хлеб. Так вот, я предположил, что параллельные миры – это варианты судьбы человека. Их количество так же бесконечно, как бесконечен космос. Помимо того варианта, в котором живет человек, есть неисчислимое множество других вариантов. Есть мир, в котором ты  неудачник, а есть мир, в котором ты гений. Есть мир, в котором ты живешь только миг, а есть тот, в котором ты долгожитель.
- Безумная идея, - вставил я.
- Все гениальные идеи поначалу казались безумными, - возразил Пашка. Кажется, он обиделся. Закурил.
- Ну, хорошо, - сказал я, тоже закуривая, – рассказывай, что можно увидеть на этой модели. Какие судьбы? Какие параллельные миры?
Пашка снова воодушевился и, тыча пальцем в изображение, принялся объяснять мне свою теорию.
- Каждая параллель – это один из вариантов судьбы человека. Она же, параллель, соответствует тому миру, в котором этот человек может, потенциально, существовать. Сколько миров столько судеб. Пока так, грубо. На самом деле все гораздо сложнее. Но без специальной подготовки ты не поймешь.
«Я и так мало что понимаю», - подумал я.
- Вот эта, красная, - продолжал Паша, - в центре пучка - это тот мир, в котором человек находится сейчас. Допустим – это наш мир, - он указательным пальцем начертил круг у себя над головой. – Слева с самого края находится белая параллель, она соответствует идеальному миру, идеальному с точки зрения этого условного человека. В эмоциональном плане, естественно.
- Рай, своего рода, - вставил я.
- Можно и так сказать, - великодушно согласился безумный гений. – Справа – черная линия – мир тяжелый, мрачный, полный боли и страдания, нелегкая судьба. Следуя предложенной тобой терминологии, это Ад. Человек может выбирать, в каком из параллельных миров ему жить. Он может сам выбирать свою судьбу.
- А каким образом человек может попасть в тот мир, в котором он хочет жить? – спросил я.
- Ха! – Павел самодовольно усмехнулся и потер руки, готовясь к лекции. – В том, что такие миры существуют, практически никто из нас, из современных ученых, уже не сомневается. Ну, разве что старые маразматики академики с мировыми именами, да еще некоторые… скептики, зацикленные на традиционных науках. Короче - единицы! Остальные ищут порталы перехода в параллельные миры. Но не там ищут! Понимаешь, старик, не там. Забираются под землю, плутают в лабиринтах пещер, опускаются в морские глубины, лезут к полюсам. В космосе тоже ищут. И не находят. Иной раз мелькнет где-нибудь информация, мол, сенсация! Нашли! А потом сенсация оказывается фикцией. – Паша заговорщицки мне подмигнул и победоносно подытожил: - Не там ищут.
- Но ты-то знаешь, где искать, - поддержал я товарища.
- Знаю! – радостно сказал Паша. – Вот тут, – он похлопал себя по голове, - тут надо искать точку перехода. Я поискал и нашел. Мозг человека, старик, – это самый мощный и самый неизученный орган. А сознание - оно бесконечно. Бесконечней космоса. Там хранится не только вся информация о прошлом человечества, но и о его будущем. Там и бесконечное количество вариантов судеб, то есть параллельных миров, там и портал перехода в них.
- Но это же все, - я кивнул на цветастую картинку на экране монитора, - пока только теоретически?
- Не-а, - радостно улыбнулся Пашка. - Уже создан опытный образец установки по перемещению м-м-м… некоего индивидуума, пока, правда, небольших размеров в параллельный мир. И даже проведен один опыт.
- И кто этот м-м-мелкий  счастливец?
- Лабораторная мышка. Представляешь, она исчезла из этой реальности! Ты представляешь?!!
Я представил, как белая лабораторная мышка юркает за установку, где ее уже ожидает голодная лабораторная кошка. Живо представил.
- Понимаешь, Саня, - продолжал Павел, - это не только путь к счастью, это дорога в бессмертие. Человек может прожить бесчисленное количество жизней, перебираясь из одного параллельного мира в другой, в любую временную точку. Может повторять свою жизнь в одном и том же мире столько раз, сколько пожелает.
- Любой человек?
Пашка пожал плечами и, склонив голову набок, ответил:
- Любой. Хочешь стать первым ныряльщиком в параллельный мир?
- А ты?
- Я? У меня все хорошо в этой реальности. Мне здесь интересно и ничего менять не хочется. Я всем доволен.
Я обвел взглядом его давненько не ремонтированную и даже давненько не прибираемую квартиру и усомнился.
- Ну, что, запишешься в добровольцы? – загорелся Павел. – Не прямо сейчас. Через год, думаю, я создам установку, способную переместить в другую жизнь человека. Или раньше…
- Да я вроде бы тоже… ничего не хочу менять, - ответил я, чтобы отвязаться от сумасшедшего ученого.
- Согласен, - кивнул головой Пашка. – Зачем тебе что-то менять, если… Но ты все-таки брякни мне где-нибудь так через годик. Или раньше…
С того разговора прошло времени гораздо больше года. Лет десять уже прошло. С Павлом Моргуновым мы больше не встречались. Я видел его как-то по телевизору. О чем шла речь в той передаче, не знаю, так как застал самый конец. А посмотреть повтор было недосуг.

«Мы с тобой можем быть счастливы разве что в другой жизни…»
Так мне сказала Анастасия.

Пашкин домашний телефон я без труда нашел в своей старой записной книжке; гораздо трудней было найти на антресолях саму книжку. Позвонил, но мне ответил незнакомый мужской голос и на мою просьбу пригласить к телефону Павла Моргунова, сообщил, что такой человек здесь не проживает. Квартира – да, та самая, но имя Моргунова Павла ему ни о чем не говорит. Видимо, это кто-то из старых хозяев квартиры.
Я не стал отчаиваться. Вычислил Пашу по компьютерной телефонной базе. Позвонил, но мне ответил автоответчик Пашкиным голосом, сообщив, что сейчас никого нет дома, и порекомендовал позвонить позже. Я оставил сообщение, что я – это я, и что позвоню вечером.
Ближе к вечеру забежал Сан Саныч.
- Пап, у тебя с бабосами как? Дай маленько до вторника. Баксов пятьсот.
Я присвистнул.
- Ты думаешь, у меня есть такая сумма наличными?
- А что, нет? Ах, да! Ты же в свою любимую Испанию недавно ездил, все прокутил, небось. А сколько есть?
- Между прочим, только что приехал.
- С возвращением на родину!
- Спасибо. Может, посидим, пообщаемся? Я бутылку «Джека Дэниэлса» в дьюти-фри купил.
- Некогда, пап. Да и не пью я, ты же знаешь.
- Ну, просто бы поговорили…
- Ей богу, пап, некогда. Цейтнот.
Я достал из бара всю свою наличность, проинспектировал содержимое бумажника. Развернул купюры веером.
- Здесь немного меньше. По братски? Половина тебе, половина мне.
- Ладно, - милостиво согласился сын, – давай. Во вторник верну.
Я ничего не ответил. Конечно, вернет. Не обязательно во вторник. Когда-нибудь… Он у меня уже совсем взрослый. Самостоятельный. Но денег иногда у меня перехватывает.

Пашка позвонил мне сам.
И вот я у него в гостях, в новой, уже двухкомнатной, но такой же неухоженной и неприбранной квартире. И сам он был все такой же неухоженный и неприбранный. Волосы стали еще реже и сильно побелели. А глаза по-прежнему горели сумасшедшим огнем.
- Жена ушла, - радостно сообщил мне Паша.
- Давно?
Паша почесал седой затылок:
- Года два что ли?.. Отметим это событие?
- Почему нет? У нас стало хорошей традицией встречаться раз в десять лет и отмечать уход твоей жены, - сказал я, ставя на кухонный стол пакет с провизией и беспошлинным «Джеком Дэниэлсом».
- Старик! Я сейчас над такой темой работаю!.. – Паша, по-видимому, решил не тратить время на пустопорожние разговоры, а сразу перейти к обсуждению своего нового гениального открытия. – Нуль-транспортировка. Слышал?
- Я фантастику как-то не очень…
- Какая фантастика, старик?! Это НАУКА!!!
«Начинается», - подумал я и решил взять инициативу в свои руки.
- А помнишь, ты предлагал мне записаться добровольцем и нырнуть в параллельный мир?
- В параллельный мир… - как эхо повторил за мной Паша и слегка погрустнел. – Закрыли тему. Признали дальнейшую ее разработку опасной. Установку разобрали к чертовой матери, и… - Паша махнул рукой.
- А что так?
- Давай, старик, выпьем!
Мы выпили, и Паша стал рассказывать.
Он создал-таки установку, способную, по всем его расчетам, перемещать в параллельные миры объекты с габаритами гораздо большими, чем габариты лабораторной мышки. И нашлись добровольцы, желающие кардинально изменить свою жизнь. А эксперимент не пошел. Добровольцы не исчезали из данной реальности, их тела оставались на месте и только мыслями они побывали в иных вариантах своих судеб. Побывали, посмотрели, позавидовали самим себе иным, а изменить жизнь свою не смогли. И вернулись сознания дайверов в их бренные оболочки.
- Я не понял, - сказал я, выслушав Павла. – Ничего же страшного не случилось. Погрезили, ребята, выспались хорошенько и проснулись. В чем опасность? Почему тему закрыли?
- Они не спали, старик, - покачал головой Паша. – Их не было здесь - в нашей реальности - в момент визита в параллельный мир. Нет, тела-то никуда не испарились. Но приборы зафиксировали полную остановку жизненных процессов в организме. Они были мертвы. В лабораторных креслах сидели трупы. Это длилось лишь несколько мгновений, но приборы не соврали. После первого эксперимента была у нас такая версия – выход из строя оборудования. Тщательно его проверили, все работало. Но и во втором, и в третьем случае, было то же самое. Люди умирали, а через десять-двадцать секунд воскресали.
- И были живы-здоровы?
- Вполне. Потом рассказывали, что видели.
- И что они видели?
- Каждый свое, - коротко ответил Паша и закурил. – В общем-то, мало чего они рассказывали. У каждого своя жизнь и свои желания. Свои мечты…
Я подумал:
«Понятно. Не каждый желает впускать постороннего человека в свою мечту. Настя! Ты моя мечта! Я люблю тебя, Настя! Я хочу быть с тобой!»
Помолчав, спросил:
- Но почему закрыли тему? Ведь все обошлось без последствий, как я понял.
- Последствия были, - грустно ответил Паша, - потому и закрыли.
- Путешествия в иной мир сказались на здоровье добровольцев? – предположил я.
- Точнее сказать, на их психическом состоянии.
- Сошли с ума?
Паша пожал плечами:
- Да нет, не думаю. Наверное, не смогли смириться с тем, что могли бы прожить свою жизнь иначе, а живут так, как… сумели.
- И что с ними стало? И сколько было всего добровольцев?
- Трое. Первый повесился через неделю после эксперимента. Второй выбросился из окна. Третий просто исчез. Пропал без вести… Ошибся я, старик. Дважды ошибся. Первая ошибка – малая мощность установки. Собственно, если бы тему не закрыли, доработать установку – пара пустяков… Со второй ошибкой сложнее. – Моргунов как-то странно на меня посмотрел. - Я, Саня ошибся в объекте. Я выбирал добровольцев из числа неудачников. Им было о чем сожалеть, побывав там, в счастливом варианте своей жизни... И почему ты мне не позвонил тогда?..
- То есть?..
- Ты – мужик крепкий. И успешный. У тебя жизнь нормально сложилась. Ты бы не смалодушничал как эти…
Я внутренне усмехнулся, но возражать не стал - Пашка был формально прав. У меня хорошая, достойно оплачиваемая работа, отличная квартира в центре Полынограда. Езжу не на «Мерседесе», но чем тойота плоха? Во всяком случае, дешевле в ремонте обходится. Каждую осень я отдыхаю на каком-нибудь из заграничных курортов. С некоторых пор езжу в основном в Испанию. Особо не жирую, но и не бедствую. Живу, как многие… Паша, конечно же, имел в виду мое финансовое благополучие и сравнивал его со своим. Или с благополучием тех неудачников, его добровольцев. Ну, какие у меня могут быть неосуществленные мечты?
О моей личной жизни Паша не знал практически ни шиша.
- Ты был бы идеальным дайвером, - причмокнул он губами.
- А что, сейчас нет никакой возможности это проверить? - вкрадчиво спросил я. – Не поверю, что ты смирился с тем, что тему закрыли, а установку разобрали.
Пашка ответил мне хитрым взглядом.
- Ты прав! Не смирился. Установка-то мое детище. Я ее по винтикам собирал вот этими ручками! – Паша продемонстрировал мне свои растопыренные пятерни. – Я уж не говорю про это! – Он звонко похлопал себя по лысине. – Все тут. Никуда не делось.
- Ты собрал новую установку?
- Доработал, усовершенствовал и собрал! – торжественно объявил Паша.
- И где она? На работе, в лаборатории?
- Не-а, - улыбнулся Пашка, - там. – И кивнул головой вбок, в стенку.
- Здесь у тебя дома?!
- Ага! В спальне. Вернее, в комнате, которая когда-то была спальней. Теперь там стоит моя установка. Я назвал ее ПМ-2. Как ты думаешь, почему? – И не дождавшись моей версии расшифровки данной аббревиатуры, пояснил: - Потому, что ПМ – это начальные буквы словосочетания «параллельный мир» и одновременно – Павел Моргунов. А два… ну, ясно, почему два… Так что, ты готов к визиту в параллельный мир?
- Готов, Паша! Всегда готов! – выразил я свое согласие и изобразил над головой пионерский салют.
- Тогда пошли.
- Что, прям так, сразу?
- А чего время тянуть?
Посредине бывшей Пашкиной спальни стояло кресло. С подголовника высокой спинки свисала гирлянда датчиков. От кресла в угол спальни к огромному ящику, стоящему вертикально, тянулся жгут разноцветных проводов и силовой кабель. Мне почему-то вспомнились кадры из фильма «Зеленая миля», и предательский холодок пробежал между лопаток.
- В этом кресле кто-нибудь уже сидел? – спросил я.
- Я сидел, - откликнулся Пашка из-за ящика. Он щелкал тумблерами, крутил какие-то ручки – настраивал свою установку, - проверял, комфортно ли будет нырять в параллельный мир.
- Я имел в виду: кто-нибудь из добровольцев?
Паша вышел из-за ящика.
- Тот…  третий дайвер. Без вести пропавший.
- Нашелся-таки?.. И где он был?
- Скитался. Счастье свое провороненное искал. Целый год искал. Безрезультатно. Потом решил меня найти. Подкараулил и сказал: если не отправлю его в параллельный мир, то он или меня сейчас прибьет или с собой покончит. Или сначала меня, потом себя.
- И ты…
- А что было делать?.. Честно признаться, я и сам хотел установку свою опробовать. Но с добровольцами, знаешь ли… Кстати, тебе звонил несколько раз, но тебя все дома не было.
- И как с этим третьим все прошло? Удачно?
- Еще как! Переместился. Испарился, как будьте нате.
- И его не искали?
- А что его искать? Бомж.
Я обошел кресло и посмотрел, не прячется ли за спинкой какой-нибудь голодный монстр с размерами крупнее кошачьих.
- Садись. Все готово. Вернешься, расскажешь, как было.
- А если не вернусь?
- Вернешься, - убежденно заявил Паша, – что тебе там делать? Ты же сам, помню, говорил, что ничего в своей жизни менять не хочешь.
- Говорил, - согласился я.
- Тогда не тяни резину, - нетерпеливо сказал Паша, бренча гирляндой датчиков. - Садись. Поехали!
- Стоп, стоп! Что значит – поехали? Куда поехали? Я, конечно, готов, но… что я должен делать? Ты же меня даже не проинструктировал.
- А ничего, - сказал Паша, крепя датчики к моей голове, – ничего тебе не надо делать. Просто сиди и ни о чем не думай, постарайся расслабиться. Твое подсознание само переместит тебя в нужную точку параллельного мира.
- Ты уверен, что в нужную?..
- Уверен, - заявил Паша, закончив колдовать с датчиками. Подошел к ящику и оттуда добавил: - Подсознательно ты будешь стремиться попасть в тот момент своей жизни, когда у тебя была возможность изменить судьбу. Но ты…
Он еще что-то говорил, но я перестал его слушать. Я вдруг вспомнил далекий тихий августовский вечер, наш с Настей последний вечер. Я думал, что мы расстаемся ненадолго, а оказалось – на целых двадцать пять лет. Я не сказал тогда слов, которые должен был сказать ей. Я и не хотел их говорить. Зачем связывать себя какими-то обязательствами, если тебе всего лишь двадцать лет и впереди еще столько приятного и непознанного?..

Подсознание… Наверное, не только оно, но и сознание тянуло меня в тот август. Я оказался там и в то самое время, где и когда хотел оказаться.
Тихий теплый вечер. Наша Полынка - спокойная, неглубокая. Двое, обнявшись, стоят по пояс в воде. Он и она. Он – это я, двадцатилетний, она – моя Настя. Ей тоже двадцать.
Сначала я наблюдал эту картину как бы со стороны, словно из прибрежных кустов подглядывал, но вдруг понял, что сам стою в воде. И обнимаю Настю. Я ощутил ее молодое упругое тело, я почувствовал, как мелкие рыбешки тыкаются в мои ноги.
- Ой! – воскликнула Настя испуганно. – Меня кто-то в ногу ткнул!
- Это рыбки, - ответил он. – Мы же тихо стоим, не плещемся. Вот они и осмелели, решили проверить, что это такое забралось в речку.
Он? Почему я себя называю «он»?
Мое сознание раздвоилось. Я был самим собой и одновременно кем-то другим. Но не чужим, а… Не знаю, как это передать словами. Странное ощущение. Словно я хочу сказать что-то, но за меня это произносит другой человек. Или наоборот – словно слова, которые я не собирался говорить, сами слетают с моего языка.
- Рыбки… - повторила Настя и улыбнулась. – Ой! Еще… И еще… Их много. А знаешь, они так нежно и осторожно прикасаются. Словно целуют мои ноги.
- Знаю. Меня тоже целуют.
Он приблизил свое лицо к ее лицу.
Я ощутил вкус Настиных губ. Я! Я ощутил. А он? Интересно, а что ощущает он? Ему так же приятно, как мне сейчас? Я попытался вспомнить себя тогдашнего, двадцатилетнего. Было ли мне тогда так же приятно целовать Настю, как мне сейчас? Конечно, было. Но так же? Или не так, по-другому?.. А если по-другому, то как?
Только подумал, как вдруг куда-то исчезло мое теперешнее «я». Я стал им. Он почувствовал вкус Настиных губ. У него закружилась голова. У меня закружилась голова. Все перепуталось. Слилось и раздвоилось…
Мне вдруг стало неловко. Будто я забрался в чужое тело и ворую чужие ощущения. Я выбрался из его сознания и встал поодаль.
Настя взглянула ему в глаза.
Я помнил этот ее взгляд. Настя хотела услышать от меня что-то главное. А я промолчал.
Он промолчал.
- Ты уезжаешь… - грустно сказала Настя, опустив голову.
- Всего на месяц, - беспечно ответил он.
- Правда?
- Правда, - соврал он.
Почему – соврал? Ведь я и правда думал тогда, что вернусь через месяц. Ну, может, через полтора месяца. Это максимум. Это теперь я знаю, что уехал надолго, на целых пять лет. И что вернулся в Полыноград… уже не один. Но ведь это я сейчас знаю, а тогда…
Настя снова с надеждой посмотрела ему в глаза. Он молчал и улыбался. Господи, какая же дурацкая у него улыбка!..
Это у меня тогда была такая дурацкая улыбка.
Настя все смотрела и смотрела, ждала.
Ну же, ну, думал я, скажи ей, осел! Скажи: «Настя, я никуда не поеду. Я люблю тебя, Настя! Люблю и не хочу расставаться на целый месяц. Да что на месяц?! Ни на день, ни на минуту, ни на секунду не хочу расставаться с тобой. Хочу всегда быть рядом! Хочу дышать одним с тобой воздухом! Хочу, чтобы у нас были дети! Очень хочу! Настя, стань моей женой!»
Но он молчал.
Я вдруг понял, что легко могу занять его место и сказать то, что хочу сказать сейчас. И жизнь моя изменится, пойдет по другому сценарию. Одним лишь усилием воли я вышвырну этого молокососа из его сильного красивого тела и начну новую жизнь. С Настей!

Анастасия сказала мне:
- Мы потеряли целую жизнь, Саша. Жизнь прошла, а мы ее не заметили. Знаешь, мне кажется, что я спала четверть века, и это был дурной сон…

Я не хочу, чтобы наступал для Насти и для меня дурной сон! Я хочу счастья! Я хочу, чтобы он сказал…
И он вдруг сказал… другими словами, но то, что я ждал:
- Настя! Я передумал. Я никуда не поеду. Не могу, не хочу никуда уезжать. Я люблю тебя, Настя!
- И я люблю тебя, Сашенька…
Их слова смешались с поцелуями.
А я… Мне в этой реальности делать было нечего.

- С возвращением! – поздравил меня Пашка.
- Спасибо.
- Ну, как там, в параллельном мире?
- Нормально, - устало ответил я.
- Расскажешь?
- Как-нибудь в другой раз, - пообещал я. - Не обидишься? Устал я что-то… - и, взглянув в погрустневшие Пашкины глаза, сжалился: - Там все отлично, Паша. Там все так, как и должно быть. Там… все правильно. Но это не наша жизнь. Наша жизнь здесь.
- Я так и думал, - кивнул Паша, и, почесав затылок, сказал: - А ты знаешь, Саня, почему я до сих пор так и не решился побывать в параллельном мире? Других отправлял, а сам… Боюсь разочароваться.
Я пожал плечами.

«Все правильно, - думал я по дороге домой, - все так и должно было случиться. Параллельный мир по гипотезе моего гениального приятеля – всего лишь один из вариантов человеческой судьбы. Тот мир, в котором побывал я – вариант моей судьбы. Могло быть так, как сложилось, а могло сложиться иначе. И ничего страшного, что я остался в своей реальности. Ведь тот, которого я видел – это тоже я. И он проживет свою жизнь по-другому. То есть я проживу свою жизнь по-другому. А в этой жизни… Могу ли я сбежать отсюда? Все ли долги я оплатил? Все ли сделал, что должен был? А что станет с Сан Санычем, если я исчезну?.. Сан Саныч, Сашка! Я совсем забыл о нем! А что, если и он исчезнет, если исчезну я?.. Я помню, читал фантастические рассказы, хотя и не люблю фантастику. Просто читал от нечего делать. И фильмы смотрел. Правда, там - о путешествиях во времени, но какая разница? Люди исчезали из данной реальности, и вместе с их исчезновением менялось в этой реальности все, с чем они когда-то сталкивались. Исчезало, менялось… Я не могу так поступить с Сашкой, не хочу, чтобы он исчезал… Он-то тут при чем?.. Но, стоп! О чем это я? О чем? То была фантастика. А параллельный мир, в котором я побывал?.. Пашка сказал, что это не фантастика! Но это всего лишь Пашка сказал, сумасшедший мэнээс. Или уже эсэнэс? А может, уже и доктор наук?.. И вообще – был ли я в параллельном мире или мне все это только приснилось?.. Я спал и видел сон… Но сон был таким реальным!.. А собственно говоря, какая разница? Сон, реальность, возможность сбежать в параллельный мир или самообман? Все это не имеет никакого смысла. Есть я, есть моя жизнь, которую в любой момент можно изменить. Нет, не изменить, продолжить по-другому. Все в моих силах… Надо позвонить Сан Санычу и договориться встретиться. Надо поговорить с ним. Очень давно мы с ним не разговаривали по-настоящему. Так, чтобы никуда не торопиться. Ни мне, ни ему. Я ведь почти ничего не знаю о собственном сыне. Все некогда, все куда-то торопимся... Обязательно позвоню и договорюсь о встрече. Может, на рыбалку съездим? Как когда-то давно, когда он был маленьким, и я ему был еще нужен. Не только для того, чтобы перехватить денег»
Запел мобильник.
- Здравствуй, Саша!
- Настя! Здравствуй, любимая!
- Я все рассказала, Саша.
- Прости, любимая, я не понял – кому и что ты рассказала?
- Я рассказала о тебе Марине. Призналась ей, что мы с тобой… встречаемся. И она это восприняла спокойно. Нет, она это хорошо восприняла,  с пониманием.
Я прижался к обочине. Мне хотелось закричать от счастья.
- Ты что молчишь?.. – спросила Настя. – Ты меня осуждаешь?
- Я рад, любимая! Ты не представляешь себе, как я рад! А знаешь, наши дети гораздо мудрее, чем мы о них думаем. И взрослее.
- Да, ты прав. Ты всегда прав, любимый.
- Мы будем вместе, Настя! Теперь мы всегда будем вместе… Ты помнишь из геометрии формулировку параллельных линий?
- Кажется, это такие линии, которые пересекаются в бесконечности?
- Бесконечность – это наша любовь, родная!


Рецензии
Великолепный рассказ, Владимир!
Прошлое не выбирают, зато можно выбирать из вариантов настоящего, который с каждым мгновением становится прошлым. Так, может быть, постраемся сделать так, чтобы не было, о чем сожалеть потом?..
С уважением, Любовь.

Любовь Мамаева   28.09.2010 12:57     Заявить о нарушении
Иногда стараемся, но чаще - не очень. А после сожалеем. Но стараться жить правильно нужно. Потому и пишу об этом.
Владимир.

Владимир Царицын   28.09.2010 13:20   Заявить о нарушении
Любовь, Вы принялись читать мои рассказы. Понимаю, они короткие. Между тем, хотелось бы узнать Ваше мнение о моей крупной (вернее, средней) прозе. В частности - "Дерево Серафимы". Прочтите, мне кажется, не пожалеете, что потратили время.
С уважением, Владимир.

Владимир Царицын   28.09.2010 13:26   Заявить о нарушении
Нисколько в этом не сомневаюсь, Владимир. Мне Ваши идеи очень нравятся.
Обязательно прочитаю и крупные произведения. Просто не сразу понятно, что большего размера, а что - меньшего. Поэтому "начала с начала" (извинияюсь за тавтологию!), то есть с начала списка на вашей странице.
С уважением, Любовь.

Любовь Мамаева   28.09.2010 13:30   Заявить о нарушении
Читать "Дерево Серафимы" уже начала. Пока все нравится. Больше ничего сказать не могу, так как нужно дочитать до конца.
Вот что хотела сказать по поводу "Линий". Вы даже не представляете, как близка мне Ваша задумка о "параллельных мирах", и именно в том виде, в котором Вы их описали. Нечто подобное я пытаюсь описать в романе "Вереск". Советовать прочитать его не буду, поскольку это все же женский любовный роман, пусть и с намеком на фантастичность. Сомневаюсь, что он может Вам понравиться. Просто захотелось поделиться, что у нас есть общая идея.
С уважением, Любовь.

Любовь Мамаева   29.09.2010 08:27   Заявить о нарушении