Записки охотника

Рыбка барбе.

- Рыбалка - наука, которую осваивают, причем не сколько на лекциях, сколько из рассказов умелых, бывалых рыболовов плюс опыт личных наблюдений и записей, -  говорит Александр, охотник и рыболов, интересный рассказчик.
- Каждая рыба имеет свое время. Если на Везере, то  дюбель,  например, клюет рано утром: с шести до восьми, а потом, когда жор прошел, уходит, часов в десять- одиннадцать до 14- 16 -ти  появляется барбе, потом уходит. Однажды словил  барбе,а она как даст в течение! А когда на мели, она не сильная, а в течении она сильная. Тогда я сделал натяжку - сама вышла на берег! А барбе такая красивая! Если бы ты видела. Ее жалко убивать. Чтобы она не мучилась без кислорода ее ударяют по голове,  в сердце между двух плавников.

- Рыбе легко плыть против течения,- говорю я.

- Она плавником отталкивается, а когда вода стоит, ей не от чего оттолкнуться.

- Прочла в инете,  когда из косяка исчезает вожак, женская особь способна, заняв его место, менять свой пол.

- Этого не слышал. Если рыба с икрой - она, а с молочком - он.


Однажды у него был необычный улов, всё рыбки ловились, а на душе вдруг стало неспойно. Решил возвратиться домой. А там случилось несчастье: сын  сломал руку.
...Его жена,Хелена, показывает  малюсеньких цыплят под лампой, один пришел сам, на голос, погреться в руках человека, такой маленький, а звуки издает громкие, настоящий оркестрик. Лика предположила:"Наверное,он родился первым:  покрепче других."  Рассказала, как однажды в Казахстане две девочки купались на озере, и вдруг одна говорит: "Смотри, какая вода стала мутная , пошли лучше домой!" И как раз в тот день случилось наводнение. Смыло чеченские дома.
Я спросила об особенностях рыбалки здесь, в Германии: какие рыбы  водятся.
Ротфэдэр(красноперка), ротауге (красноглазка), барш (окунь) - на озере. А на реке церте, аланд, брассе (лещ), угорь. А еще  в реке Везер  водится  рыбка  барбе, любящая жить в речом затишке. Похожая рыбка есть на Или - усач, без чешуи, а здесь с чешуей - барбе.
Удостоверение показал с марками. В нем надо записывать, в какой реке или озере рыбачил   и какую рыбу   поймал.

Чтобы здесь стать рыбаком, говорит Александр, надо прослушать курс рыболова, сдать экзамен и платить ежегодные взносы в размере 100 евро.
Хелена  говорит: дешевле купить в магазине...

Белый амур.

 Мы заканчили тогда , вероятно, пятый класс.  Впереди каникулы – три месяца - классный руководитель предложил желающим  пожить две недели на природе, на берегу Или*. Не помню, какую сумму денег надо было взять с собой, может, рублей шесть, чтобы купить хлеб, лук, картошку, лавровый лист, черный перец, соль, на эти  продукты. Удочки с собой, одеяло и чашки-ложки. Я взял мешок и пару картошек, сделал петлю, повесил а нее одеяло – это был мой рюкзак. К школе подошла грузовая машина. Нас было человек пятнадцать. Классный руководитель – мужчина. Проезжаем соленые озера, канал, впадающий в Или – река в Алма-Ате.
Выгрузили все, шофер уехал, а мы остались. Учитель взял топор, лопатки,  мы срубили колышки, вбили их в землю и натянули на них масахан - сшитая марля , надевается как тюбетейка: средство от комаров, но не от дождя.
Учитель сказал нам: Нарвите травы, разложите на солнышке, чтобы она подсохла: будет постель. Нарвали травы, подсохла , постелили на землю, постелили одеяло – будет наш домик на две недели. Сделали печку из нескольких кирпичей, поставили чайник. А теперь идите ловить рыбу. Если поймаете мало рыбы, будет негустая уха.
Мы ловили удочкой, попадался и  толстолобик, и белый амур**, и маринка, но в основном окунь. И руками тоже ловили. Там размыло мост, лежала труба, в нее заплывала рыба. Мы закрыли вход в трубу и ловили рыбу руками.
Сидим чистим рыбу, а учитель варит уху. Смотрел за порядком: никаких скандалов, все были мирные, радостные на природе, километров 20 от жилья. Видели и змей, и паучков, и бабочек. А учитель нам объяснял, что убивать змею, лягушку нельзя, ибо это живое, это природа, а в ней круговорот, зависимость: змея ест лягушку, та в свою очередь поедает мошек. И мы придерживались этого в основе, чтобы сохранить природу. 
Утром солнце встает, теплы и нежны его лучи, и мы пробуждаясь вместе с солнцем, купались в реке, загорали, ловили рыбу и были рады тому, что мы на природе, ни с кем не было проблем.
Воду брали с Или, она пресноводная, но мутная, а, если отстоится во фляге, то ил оседает, можно варить чай, уху.
Один раз мы зашли далековато: хорошо рыба клевала, мы увлеклись, хоть и комары нас кусали, их было очень много, мы их сперва веточкой отшугивали, но потом они нас до того закусали, что мы побросали удочки, побежали в наш лагерь. Поужинав, легли спать. Сон был крепкий, хороший. И так были почти все дни одинаковы, но были счастливы и радостны. По прошествии двух недель за нами приехал шофер со школьной машиной, мы погрузили вещи и уехали.

Наш классный руководитель, географ,   как хорошо мог он объяснять и организовывать уроки: мы все  желали ему отвечать. Как он рассказывал! Я целый год не смотрел в книгу и получал пятерки. Мы все хорошо знали карту, полезные ископаемые знали назубок.
Закваска от учителя осталась на всю жизнь.

* Или (название реки происходит от монголького «Илансу», что означает мерцающая, сверкающая)– самая крупная река в Семиречье. Ее длина – 1439 км.

** Белый амур - рыба семейства карповых.

Случай после охоты.

«Смотри, - говорит Александр, - цыплята, ну возьми одного в руки.»
Наклоняюсь поймать -  убегают.    «Какая ты неловкая!»
Делаю усилие -  черненький птенец у меня в руках, именно птенец, желтый клювик открыв, пищит, норовит выпрыгнуть. « Не урони, а то он разобьется». Опускаю цыпленка на землю.

 Мы подходим  к навесу, у входа в который висят белые горшочки с начинающей розоветь клубникой, по верху вьются листья с зелеными гроздьями винограда. Владимир приглашает нас с Иоганном сесть на стулья у стола, сам, принеся светлое виноградное вино,  идет сполоснуть стаканчики.  Тост за здоровье. Пригубив вино, говорю, улыбаясь: «Как компот.»
«Про компот я тебе сейчас расскажу. На озеро Канчагай,  в Джигаду
ко мне приехали друзья, поохотиться.»  Владимир отвлекается, переходя на другую тему,  но я прошу рассказать про озеро Канчагай.
Канчагай - большое озеро. Деревья? Какие там деревья! Облепиха. Только это.
Ну, хотели они бутылочку водки купить, чтобы после охоты ее распить, но не нашли. Я тоже по поселку проехал – не нашел. А у меня в сторожке был самодельный стол, сверху прикрытый досочками, а под ним стояли  две бутыли вина, по 30 литров каждая.
Уже несколько лет как стояли.
Мы раздвинули досочки и достали бутыль вина. «Ну давай твой квас!» А я делал вино добротное, все хорошие ягоды, каждую ягодку сам отбирал, от кисти ее отделяя.
Ну я и налил им трехлитровую баночку, и они поехали на охоту. С вечера побабахали, вероятно, в уток. После охоты разожгли костер, расселись вокруг него, на четверых  выпили три литра  винца – этот компот.  Голова работает от него хорошо, а ноги – нет, больше метра не идут. И кто где сидел, там и остался  спать до утра. Прихожу утром, один стоит буквой зю, едва может пошевелиться. Пришлось к моему брату, травнику обратиться. Тот дал настой травы, но предупредил: надо легонько помазать ею спину. Жена, не поскупилась, и налила мужу этой жидкости столько, что лужа осталась на земле : Ты такой здоровый, не повредит. Образовался пузырь, а под ним настоящая дыра. Теперь есть другая жидкость. Просто смазали, и рана затянулась через сутки.
«У меня и сейчас есть эта жидкость,» - говорит Владимир. Улыбаюсь: «Спасибо, не надо". 
Я  вспомнила , как однажды, после суточной поездки в автобусе, мы пошли в Риге в японский ресторан. Хотелось перевести дыхание после поездки, а главное:  было любопытно узнать, что же  это такое сакэ. Официантка принесла нам  маленький графинчик и налила в рюмочки белую мутноватую жидкость. На вкус она напоминала теплый самогон.
" Больше никогда не буду заказывать это сакэ," - решила я.
 Когда же мы вышли из ресторана, я ощутила, что ноги идут хорошо!

ЧЕРТОВ МОСТ

- А знаешь, однажды что было! Ладно, я тебе расскажу эту историю, только фамилий не буду  называть. Дежурю я на 50-летие  Октября на станкостроительном заводе, охраняю магазин.  Невдалеке – спортивный стадион. И там – слышу-  шорохи, хлопки
по телу, не иначе кого-то бьют, там драка. У меня был с собой фонарик и пистолет.
Пистолет я  назад передвинул, а фонарик не включаю. Подошел тихонько, смотрю, что там происходит: человек 20 - 30  в возрасте 17-18 лет избивают человека: один держит, а остальные бьют, и руками, и ногами. Он их, как лось, крутит, а они, как муравьи, обвили его. Я потихоньку подошел, чтобы ничто не захрустело и резко включил фонарь. Все остановились, а я свечу им в глаза, ослепил их. Несколько человек подошли со стороны и говорят: «Это милиционер.»
Я спокойно говорю: « А что вы здесь делаете?» -«Он пьяный, мы хотим его домой отвести.-«Ну так и отпустите, он сам и пойдет. Ну, ладно, если вы хотите его домой отвести – ведите, только смотрите аккуратно, здесь темно.»
- Вы милицию вызовете? - спрашивают.
- Я сам милиционер. Если доведете этого человека домой – без проблем.
Проработав в милиции не один год, знал всю подноготную. 30 человек – муравейник, молодые, запинают, порвут. Скажем, один медведь и сто собак. И что сделают?
Я пошел  потихоньку иду. А они его резко отпустили и убегают через забор детсада.
Такая масса на забор - снесли. Я утром посмотрел забор, словно стадо здоровых слонов прошло. Смотрю: тот, которого били вчера, обкуренный, анашист, идет в мою сторону, по моим следам. А мне до телефона дойти…
Кочегарша, отработав ночную смену, едет на своем москвиче, интересная женщина. А что кочегарка! Вентиль закрутит, перчатки белые. Я – раз – в сторону и халлё. А мой преследователь стал посередине  дороги, кочегарша, что оставалось делать,  остановилась, сигналит. А он как даст двумя рукам по капоту, такой грохот внутри!
Я в 20-30 метрах от машины, она назад как даст, я еле успел отпрыгнуть, не пойму, как она дала скорость, но сильно газовала. Москвич пузом цепляется за асфальт. Пылища, искры, а она, испуганная газу дает, не переключая скорость. Сильно испугалась женщина. Уехала. Я назад.

Смотрю этот тип заходит в мою сторожку. У нас на проходной два телефона. Местный – три номера, городской – 5 номеров.
 «Я, - говорит, - позвонить хочу.» -«Звоните, пожалуйста. Вот два телефона».
Звонит по местному телефону, сидит и слушает. Ему никто не отвечает.
- Слушай, - говорю я, - мне надо позвонить.
И при нем объясняю: так и так, у меня задержанный, его надо отправить в райотдел, или дежурную часть, или в вытрезвитель: он опасен для общества. Его били 30 человек, надо разобраться. Про участкового я потом расскажу, в следующий раз, - обещает Владимир.
Сидим, он периодически звонит. Приезжают наши, они где-то обедали, а я их оторвал, злые: «Чего вызывал?» - «Надо узнать личность, и его били 30 человек». Милиционер,  как крутанул анашиста , тот упал.

- Как ты обращаешься с человекам, -сказал я.
- Ах, ты мне еще рассказываешь, вечно у тебя такие рассуждения.

Посадили его в коляску мотоцикла, я рядом, мой напарник и водитель. Знаешь что случилось? – Авария? – нет, он исчез. С недоумением смотрим: его нет, только сидел – нет. Еще и не тронулись. А он, сильно оттолкнувшись ногами, вылетел из коляски. На три метра. А наручников нам не давали, их не было, все примитивно.

Я раз – посмотрел, побил по щекам, живой. Скрутили его  втроем, казах Мурат, сильный  был такой,  и мой друг Сашка, и  снова в коляску. Мурат связал его кожаным ремнем – опять исчез.
Что делать? Или он нас убьет, или мы его повяжем. Засунули его в коляску, Мурат сидит сверху, как на коне.

А впереди Чертов мост! Если мотоцикл по нему едет, то один сантиметр остается  свободным справа, один слева. И вот приехали до райотдела.
Еле провезли. Завели его  за решетку,  в обезьянник, развязали.  А там толстые решетки, он их начал грызть зубами. Зубы только по сторонам летят, кровь…
А на утро, когда прошла наркота, сидит такой зайчик: кровь запеклась, зубов нет.


ШЕСТОЙ ЛОГ

Мой коллега молод,  только форму милицейскую надел, а я, значит, считаюсь старослужащий, ибо отработал в органах более десяти лет.  Он за рулем  москвича, а я сижу рядом. Едем  с ним  по маршруту: охраняем   магазины: двери, замки, окна, решетки, крыша, - все надо осмотреть, чтобы полный порядок! Вот едем с ним, а он хочет происшествий, чего-то необычного.  «Подожди,- говорю я ему,- не спеши: у нас  все еще впереди!»
...На маршруте прокладывали трубу большого диаметра и образовалась яма, территория  была  отмечена лентой, но она  со временем упала.  И вот теперь пьяный  мужчина упал в яму  - кричит, зовет на помощь. Как достать его оттуда?! Мой напарник, молодой такой,  натренированный лось, залез в яму и вытащил его. Тот сказал, что чувствует боль в ребрах, вероятно, поломаны. Явно в милицию не хотел. И мы отвезли его в больницу.
Туда-сюда- медсестра посмотрела, надо мол рентген, требуется время. Мы оставили его и отъехали. Минут через 5 -7 смотрю: идет, слегка покачиваясь. Пусть возвращается домой, - решили мы. И дальше поехали. Смотрим: двое мужчин, казахи, нам руками машут.
-Вот тебе еще одно происшествие, - говорю я Александру.
Останавливаемся. Они сообщают, что у них угнали машину Газ-51.
- Где? Когда угнали?
- Вот здесь стояла, возле дома, вот следы, уехала, но была здесь.
- Почему вы  не оставили машину на базе?
Неполадки, то сё, думал не доеду, словом, выкручивается. Мы записали номер пропавшей машины, посадили казахов сзади. Куда ехать?..
Когда мы пьяного из ямы доставали, он рассказал нам о 6-ом Логе и пояснил, что если какое происшествие произошло, пропала машина и прочее, то там мол найдете. Давай, - говорю, - воспользуемся его советом, поедем в 6 Лог.
На дворе ноябрь, сырость, и снежок начинает идти. А москвич наш не вездеход. Надо сообщить в райотдел: угнана машина, а он нет, давай поедем  туда, в Шестой Лог. Но мы оставим маршрут открытым!  Он не будет охраняться. Нет, стоит на своем. Машина начала буксовать, но идет. И фары высветили машину с искомым номером. Казах кричит: Эта машина моя!  Вот, она моя! Наш водитель, от волнения и неопытности погасил свет, а из той машины выскакивают молодые люди, убегают. Мы выскочили из авто и  побежали их догонять. Я упал в яму – саман*. Яму делали для стройматериалов. Что такое саман?
Саман – глиняные кирпичи. Раньше дома в деревнях  делали из самана: замешивали землю, глину и солому, потом брали ком , примерно равный объёму формы, и заполняли им форму, утрамбовывая  и заглаживая. Излишек глины снимали и перемешивали с общей массой,  потом раскладывали просыхать. Саманный кирпич не обжигают, а лишь высушивают на солнце.
Я еле выбрался из ямы. Присел посмотреть горизонт. Вижу: люди барахтаются: Лось с пацанами борется. Я скрутил ему руку, оставь их, остановись!  Иначе сам сядешь с ними за избиение. Мы мы не судья , и не палач, мы только должны только задержать,
Судить будут другие. В райотдел сообщили, что нашли две грузовые машины и двух подростков. Откуда вторая машина. Пока не знаем.

Это, как оказалось позже, подростки угнали  грузовую машину, а она по дороге забуксовала, тогда они пошли в школу и угнали стоявшую во дворе машину, крытую тентом, чтобы вытащить ту, что забуксовала. Из райотдела подошел вазик. Взяли парней. Как теперь перегнать машины?  Один  казах  сел за нашу машину, второй на угнанной, мой водитель сел за машину с тентом. Вся эта колонна развернулась, едем.
В РОВД , в райотдел. Приехали, написала разъяснительный рапорт.
Сдали все, и до утра у нас не было происшествий.

...Еще в 6-ом логу случай был. Август или сентябрь, не помню уже.
Прапорщик учил жену на мопеде ездить. Хулиганы с палками напали на него, разбили  каску,  голову и забрали мопед. Мы приехали, прочесали участок, но ничего не нашли.
Куда уехали – не понятно:  - след простыл -  в песке и пыли стерлись все следы. Словом, криминальная местность.
А однажды произошел весьма печальный случай. Забуксовала машина. Как раз шел милиционер и хотел  оказать помощь. Открывается дверь машины –  выстрел.
Погиб на посту.
Позже его именем назвали переулок в столице.

*Саман - (тюркск. букв. — солома) или адоба — необожжённый кирпич-сырец,
приготовленный из глины с добавлением резаной соломы или других волокнистых материалов (костры, мякины).

ЖИВОЕ ДЕРЕВО

Александр предложил  срезать  ножницами  гроздья светло-зеленого, мелкого винограда,
ветки которого вились по краям беседки. Я спросила, а как их правильно обрезать. Тогда он срезал сам,  сказав:  попробуй одну виноградину. Она оказалась не терпкой - тонкокожей, нежной и сочной .

Из рассказов Александра  запомнилось следующее.

Один мужчина, получив смертельную дозу радиации, умирал. Попрощаться с ним  приехала его мать. Она упросила врачей, чтобы ей позволили отвезти его  умирать (уже и паспорт его порвали)  домой. "Почему  порвали его паспорт, он ведь был еще жив!" - удивилась я.- "Ну знаешь, Советский Союз!"
А дома  его вернули  к жизни:  вывели  радиацию травами. Так и жил без паспорта. Потом, когда мать умерла, понадобился паспорт...

 Подходит жена Александра, Анна,  подает мне веточку черного винограда, который  растет рядом с теплицей . Стоим, беседуем, косточки выплевываем, куры их клюют.
Полезны виноградные косточки, их можно есть.

Однажды мой друг, - рассказывает Александр, попав в аварию, сломал ногу - открытый перелом, кость раздробилась на множество мелких осколков. Врачам он  сказал: "Делайте что хотите, а отрезать ногу я не дам!". После операции на ноге была большая незаживающая дыра. Ногу приходилось бинтовать утром и вечером.  А травник, Жора,  помог заживить рану. Оставался лишь маленький кружочек. Друг мой сетовал: "Теперь  группу снимут." Я ему сказал: "Не переживай, зато  будешь здоров, не надо будет два раза в день ногу бинтовать!"

- А теперь пойдем, как на лыжах, к калитке, чтобы не наступить на кур,- советует Александр.

  На прощание говорит, что у него есть Живое дерево и он даст мне листок,
 но раздобрел и дал   отросток  Живого дерева.  Сказал, что помогает, в виде свечей,  при воспалении почек и при геморое. Но нельзя злоупотреблять, делать свечи можно через день. Поискала в интернете - Живым деревом называют каланхое. Вероятно, разновидность, листья не такие резные.

ОБЫКНОВЕННОЕ ДЕЖУРСТВО

Однажды случилась большая драка.  Человек двести, кто с чем: колы, палки, цепи,- все  пошло в ход. Залетные дрались с местными,  2-3 часа они дерутся, а райотдел думает  ерунда. Люди звонят и звонят. Сели мы   напарником на мотоцикл,  наше дежурство!- едем. Kaнaва. И хоть широкая доска на ней, а не проехать на трех колесах. Как-то изловчился и - проскочил! Въезжаем  прямо в круг.  я за рулем,   у напарника рация - связь! Мотор рычит, под колесами грязь, глина, месиво, помятая трава.  Я осветил  прожектр на коляске. Как все метнулись! "Менты!!! - кричат.
Разбежались. И все дела.

А мой напарник сказал мне после : нет, я больше не хочу работать в милиции -  хочу жить.
С глаженными воротничками ходил, в зеркала гляделся, а тут на маршрут кинули...


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.