Всё путём или история одного странствия

«Пока мы еще живы, и есть еще время делать движенья любви – нужно оставить чистой тропу к роднику» Б. Гребенщиков

1.Грани слов.

Белой Дороги!..
Странно, что  только этим летом  впервые прозвучало для меня это пожелание, весьма популярное в Туве и Хакассии. Пожелание Белой Дороги  чем-то напоминает наше пожелание доброго пути. Однако под поверхностным слоем этой простой формулы светятся другие, более тонкие, значения. Белая Дорога означает также «путь добра», она означает радость, любовь… и даже дхарму – путь к реализации Тела Света, просветлению.
Так и  эту историю, которой я хочу с вами поделиться, следует рассматривать «на просвет», все события и метафоры в ней имеют двойное дно. Имеющий глаза – да увидит…

2.Кто и Куда.

Каждый из нас когда-нибудь да пускался в путешествие. Для большинства читающих эти строки выглядело оно так. Вы покупали билет на поезд (или самолет) до нужного города, собирали дорожную сумку… а дальше нужно было только переждать, избыть длинную дорогу. Болтовней со случайными попутчиками, кроссвордами. А чаще всего – просто-напросто сном. И потом, на новом месте – если только не происходило ничего экстраординарного – вы оставались все тем же человеком, с теми же заботами и привычками. Ну, разве что чуть посвежее и повнимательнее. У меня, кстати,  есть одна версия – почему некоторые люди, выезжая в отпуск или в командировку, пускаются во все тяжкие. Да они просто пытаются стряхнуть это бремя – себя самого – этого, блин, надоевшего зануду…
А теперь – внимание. От того, как именно вы проделываете свой путь, зависит – Кто и Куда приезжает. Если мы хотим изменить что-то в нашей жизни, то нам следует уехать на самом деле. Поэтому лично я, когда мне необходимы радикальные изменения – еду автостопом. За свою жизнь я познакомилась с очень многими автостопщиками, и совсем не редкость, когда человек буквально опьяняется дорогой, становится этаким «пьяницей странствий»… я могу их понять. Дело, конечно, не в автостопе, а в том качестве внимания, которое человек уделяет своему пути. Можно быть чистым от прошлого и совершенно осознанным и посреди храпящего плацкарта, и в походе за хлебом. Но в автостопном путешествии это получается как-то само собой. Когда выходишь с рюкзаком из города – через какое-то время просто физически ощущаешь, как отпускает тебя «пузырь» привычного мирка, и ветер сдувает смирительную рубашку твоей иллюзорной личности. И это только начало! До пункта назначения доезжает существо, способное выбирать «мир», в котором оно живет, поэтому новый город, асфальтов которого коснутся ваши ноги, может оказаться удивительным местом – совсем не таким, как если бы вы приехали сюда, проспав всю дорогу…

3.Неслучайные попутчики.

Этим летом все началось с того, что я отправилась в Туву, на фестиваль музыки и веры «Устуу-Хурээ». Одна. Ай-ай-ай, скажете вы, разве следует одинокой женщине так рисковать?.. Хм… Примерно так же подумала и я, и, за неимением иных попутчиков взяла с собой безымянного рыжего котяру, который в пути получил (и полностью оправдал) имя Эндорфин. Этот кот, конечно, не настоящий – он – театральная кукла, которую подарили мне друзья из театра «Кенгуру». И рыжая эта зверюга стала для меня самым настоящим стражем! Дело в том, что необычно выглядящий человек на трассе создает совершенно необычный настрой. Так что котейка мой послужил своего рода «фильтром» - во всяком случае, водители, лишенные чувства юмора, объезжали меня стороной – только мелькали неодобрительные маски их лиц. Зато людей, которые тянутся к чудесному, оказалось немало. Ведь театр – это всегда чудо, связь с детством. Поэтому и в Туву, и позже, в черноморский Утриш, я ехала быстро и весело.

4.Перевал.

Эта маленькая главка называется «Перевал», но речь в ней пойдет опять же о встречах. И не-встречах.
Вообще-то «одинокую женщину», меня то бишь, собирались подвезти прямо до места – знакомые моих знакомых, которые тоже ехали на  фестиваль  своей машиной. Но… перед самым выездом что-то не заладилось и не срослось, и я пошла как и собиралась – автостопом. И никакой досады, потому что в подобном пути ничего не происходит зря. Ну, значит и не надо было мне ехать с ними, подумала я с легким сердцем. И, как позже выяснилось, оказалась права. Дамы, ехавшие в той машине, несколько раз поссорились в пути. Они попадали в нелепые ситуации. В конце концов – они вообще добрались до Чадана позже, чем я — своим ходом. Дорога по-своему хранила меня от ненужного. Зато подарила мне кое-что, чего не случилось бы, едь я «нормальным способом». Когда будешь переезжать горный перевал, через Ергаки, сказала мне моя не-случайная хакасская попутчица, там,  на краю деревни, возле шашлычной есть травница. Возьми у нее «женской травы» - называется «адамово ребро». Чудеса творит… Название травы я записала в сотовый – а вот и название деревни, и имя травницы вылетели у меня из головы – и как ни старалась я их вспомнить – никак не могла… Однако, когда в сгущающихся сумерках мелькнула окрашенная в синий цвет шашлычная, я увидела, что рядом с ней действительно стоит женщина с пучками трав – и это - в 11 вечера!.. Так что, когда меня обняло волшебное звездное небо, отразившееся в горном озере и в самой моей душе, в сумке у меня лежал пакетик с драгоценным «адамовым ребром».
В Кызыл я приехала засветло, в полпятого утра, а в дороге все время засыпала – хоть мне было очень, очень обидно спать среди всей этой свирепой пронзительной красоты, озер, снежников, фантастических лесистых гор, где, как неожиданный дар, мягко вспыхнул далеко-далеко живой медово-рыжий костер, теплой рукой сжав мое сердце…

5.Устуу-Хурээ.

Потом был тувинский автобус до Чадана. Эта часть трассы М54,  уводящей в Монголию, почему-то оказалась пустынна, и я несколько часов слышала только странную для моего слуха тувинскую речь, жалея, что не понимаю языка людей, по земле которых путешествую. Один мой друг, переехавший с семьей жить в Москву, как-то раз поделился со мной дорожными впечатлениями. Когда едешь по Сибири, говорил он, вокруг тебя – огромные и прекрасные дикие пространства, а путешествуя по центральным областям России, все время проезжаешь через какие-то исторические места — там древний город, тут место битвы какое-нибудь… История!… не знаю - не знаю. Пресловутое «Чувство Истории» охватило меня, когда я ехала на том тувинском «ПАЗике» вдоль светлой ленты Каа-Хема, среди фантастических холмов Тувы. Эти древние места, это магическое небо, там и здесь сложенные на вершинах пирамиды из камней – да сами мои тувинские попутчики – все виделось мне какой-то древней и даже – фантастической – сагой…
Деревья и птицы… я и теперь вижу их во сне. Могучие лиственницы с акварельно выписанными на фоне прозрачного неба ветвями. Орлы. Широкими крыльями они словно оглаживали пространство. Холодный и чистейший Чадан!.. как радостно было входить в его светлые воды, как сладостно было их пить..
И, конечно, люди. Вообще-то люди давненько разучились «вписываться в пейзаж» - со своими сигаретными бычками, пивными бутылками и пьяными гитарами… но здесь все было иначе. Меня не удивил «сухой закон» на фестивале. Но очень большое впечатление произвело его беспрекословное выполнение! С момента, как я ступила на мягкую траву фестивальной поляны – я чувствовала себя в нужном месте в нужное время. Все люди, попадавшие в поле зрения, были мне родными (не важно – были ли мы знакомы), вся музыка, которую я услышала за трое суток, была божественна. А еще было совершенно особое возвышенное место – сам древний храм Устуу-Хурээ, с небом, полным птиц. Его стены пахли пылью и полынью, оставляли белые следы на руках…
 Завтра едем на родник, сказал один из руководителей фестиваля, Игорь Дулуш. А туда – Белая Дорога, такая белая… сами увидите. Честно говоря, поначалу я решила, что дорога эта – каменистая. А камни – белые или светлые – как стены храма Устуу-Хурээ. А дорога оказалась – просто прекрасной. Прекрасны были травы и холмы, и невесомый росчерк снежных вершин у самого горизонта. Мудрые собаки чабанов и летящие перистые облака. Вода родника – местного священного источника оказалась необычайно вкусной и сияла в руках, переливаясь радугой в теплой части спектра…

6.Двигаться вдоль.

Мой хороший друг, художник Виктор Привалихин, мастер невзначай сочинять афоризмы, размышляя о превратностях судьбы, как-то выдал: «Говорят, жизнь полосата – полоса черная, полоса белая, черная - белая… так вот что я подумал. Если ты попал на белую полосу – иди вдоль!»
Шутки шутками, а это правило отлично работает! В системе Симорон, например, такой взгляд «вдоль белой полосы» называется «отблеском Симорона», способностью видеть счастливую, волшебную составляющую происходящего. Действительно, так глянешь, я какую-то фантастику тут рассказываю. А ведь я могла бы пойти и по другой линии. А? Легко. И женщина-то я одинокая. И денег-то нет у меня на билет… А дорога-то опасная, и в машину-то меня не взяли. И холодно, блин, в палатке, а вдруг ее ветром сдует? А вдруг человек плохой попадется? Вон тот как посмотрел… ходу отсюда!..
Видите, совсем другая картина выходит. С таким видением я, возможно, и добралась бы до места. Вот только – до какого места? И кто – я?..
«Где бы тебя ни носило – любая дорога, в конце концов, приводит к морю. Только если идти по ней до конца… Сначала ты почувствуешь его дыхание. Оно прикоснется к тебе тенью одинокой чайки. И к вечеру этого дня море ляжет у твоих ног, смутно знакомое с незапамятных времен…» Ну, и так далее… Это мое собственное произведение, написанное лет двадцать тому назад. Вот так бывает, не думаешь, не чаешь, может показаться, что и жизнь уже прошла – а она на самом деле только начинается.
Моя Белая Дорога приняла меня и одела в свой волшебный свет – стоило лишь разрешить ей это. Сквозь благодатные воды Чадана, через благословения лам, шаманов, через освещенную колыханием свеч всенощную, отслуженную в сдуваемой ветром палатке в Хакассии, по мягкой лиственничной хвое и по разноцветным тротуарам городов – моя Белая Дорога все же привела меня на море, провела по таинственным можжевеловым лабиринтам и причудливо разрисованным камням Утриша, в ласковые и штормовые волны, соленые как древняя кровь земли. Привела туда, где я смогла родиться заново – счастливой. И это совершенно новая и еще более волшебная история, чем та, которую я сейчас рассказала. Тем более – она еще не закончена.
Добавлю только… Когда я вернулась в Красноярск, меня пригласили на лекцию ламы Геше Джампы Тинлея Римпоче. Поскольку ничего в моей жизни уже давно не происходит зря – я пошла. А поскольку после моего волшебного путешествия на море я больше никуда не спешу – я опоздала к началу на полтора часа. Но я понимала, что пришла вовремя. Я вошла в лекционный зал и фраза, сказанная Геше, попала точно в самую середину моего существа, она была похожа на то ощущение теплой руки, коснувшейся сердца. «Когда путь, которым вы идете – это Белая Дорога, все, что вас окружает, становится Чистой страной».
Я продолжаю путь. Чего и вам желаю.
Белой Дороги!


Рецензии
Прощай, Женечка-Сойка! Легкого пути тебе и белых облаков!

Марина Беляцкая   17.09.2012 13:50     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.