Тьмы низких истин нам дороже

          

«Да будет проклят правды свет,
Когда посредственности хладной,
Завистливой, к соблазну жадной,
Он угождает праздно!»
                (А.С.Пушкин.)
                * * *
Очерк Короленко «Парадокс» написан был в   1894 с этой самой поры, изречение урода  (феномена) от рождения, польского шляхтича Залуского Яна Кшиштофа о том, что «человек создан для счастья как птица для полета», растиражировано по всему миру.
Сам Короленко комментирует это так:
"Это афоризм, но и парадокс вместе. Афоризм сам по себе, парадокс в устах феномена... Феномен тоже человек, и он менее всего создан для полета... И для счастья тоже..."
Что же прельщает человека в этой цитате, а то, что прельщает – несомненно, иначе бы так долго этот афоризм не прожил. А он не только удержался в сознании, по крайней мере, русской интеллигенции, он определил вектор социального развития России на долгие годы вперед. В нём было семя грядущей революции и многих слез вместо счастья.
Здесь в этом центре содержится в свернутом виде идея общества все возрастающего потребления. Почему? Да потому что торжествующий, возрожденческий материализм, местами принимающий воинственные формы, ни какого иного эквивалента счастья кроме как вещного – состоящего из вещей, предложить не мог, да и не смел.
Ни кто из исследователей не обратил вниманье на то, что эта, гедонистическая, по сути, идея была объявлена уродом с детства! К тому же, как он сам представлялся, знающим  будущее. Ни кого не смущает тот факт, что только уроды знают будущее, а здоровые люди – не знают!
Это очень важный момент, поскольку мы сейчас перейдем к рассмотрению этого парадокса с позиции православного понимания природы человека и его целей в жизни. Почему именно с этой позиции? Ну, хотя бы потому, что первые люди России стоят со свечами в храмах, значит, есть в этом смысл.
                * * *
Начало всех начал изложено в книге Бытия и потому не поленимся, процитируем строки, относящиеся к нашему вопросу.
Первый вопрос: для чего создан человек? Ответ Библии таков: «И взял Господь Бог человека, [которого создал], и поселил его в саду Эдемском, чтобы возделывать его и хранить его».
Думается мне, что исполнение этой задачи и было полнотой человеческого счастья. Сейчас мы можем, но решительно этого не делаем, охранять и возделывать, то, что осталось от Эдемского сада. Ну, а коли так, то и отблеска былого счастья человек лишен. И совершенно невозможно свернуть ему с этой дороги восходящего потребления.
Что произошло с человеком дальше?
                * * *
16 И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть,
17 а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.
2 И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть,
3 только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть.
                * * *
4 И сказал змей жене: нет, не умрете,
 5 но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло.
6 И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел.
                * * *
16 Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою.
17 Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей;
18 терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; 19 в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься».
                * * *
Прошу прощения у всех тех, кто выучил это место, что называется наизусть. Иногда стоит перечитывать давно читанное, потому как древние тексты обладают удивительным свойством, которое я называю «высверком» новых смыслов.
Понятное дело, что всё прогрессивное человечество, а русская интеллигенция тут всегда забегала вперед любого паровоза, от чего и много подавленных оказалось локомотивом истории, ухватилась за это изречение, и в скором времени превратило его в непреложную истину.
Стало как-то неприлично отрицать это! Все равно, что сомневаться в том - дважды два четыре, или пять?
Между тем вся история человечества прямо свидетельствует, что человек рождается в этот мир на слезы и скорбь. Птица счастья иногда стремительно пролетает возле его лица, опаляет его и человек долго, долго ходит одурманенный этим мимолетным счастьем.
Вот из этого одурманенного состояния он и выглядывает в мир, выглядывает и тоскливо бредит мимолетным счастьем, а на самом деле отблеском потерянного рая.
Все спят, и ни кто не хочет открывать глаза, ведь если человек откроет глаза, то увидит, что сидит он как тот пан Ян Кшиштоф на своем дерьме и дерьмо поедает! И более того из этого дерьма соблазняет всех мечтой о подлинном предназначении человека. Парадокс? Несомненно!
                * * *
Бог, видимо из сострадания к человеку, установил так, чтобы человек не открывал глаз, и не видел своего подлинного состояния, а брел и брел вдаль, от рождения к смерти.
Об этом же говорит видный библеист, Мартин Бубер в своем письме  Льву Шестову:
«Разрешите мне  обратить  внимание  на ваше неправильное толкование текста Библии,  который вы взяли в качестве эпиграфа к своей статье. В  конце вы говорите:  «Зачем так было нужно?  Исаия объясняет: чтобы они  исцелились и обратились».
Но не это объясняет Исаия;  смысл  его  слов еще  более болезненен,  еще более жесток.  Он говорит:  ne forte vidiat...et audiat...er convertatur [ да не увидят... и не услышат... и не  обратятся]  Значит:  пророк  должен  сделать «бесчувственным (Vulgate)  сердце народа,  или «непроницаемым  (Лютер),  или  «ожиревшим»  (таков смысл  еврейского слова),  дабы он не обратился и дабы Бог не был принужден его исцелить в следствие  этого обращения.  Таков  жуткий  смысл   этой вести - народ не должен обратиться,  но должен идти вдаль, должен  быть «выжженным». 
Так что строчку Александра Сергеевича Пушкина, вынесенную в заголовок этой статьи следует закончить так: «Нас ослепляющий обман!»
А как же иначе? «Если к правде святой мир дорогу найти не умеет, честь безумцу который навеет человечеству сон голубой!» (П.Беранже)
Вот так! А всякого кто кричит и призывает проснуться, следует по обычаю древних римлян распинать на крестах вдоль дорог, чтобы другим было неповадно!
Искусство падшего человечества должно усыплять всякого пробуждающего к подлинной жизни, что оно с успехом и делает!
P.S. Последние исследования ученых в области восприятия человеком реальности, потрясают!
То, что мы называем реальностью – это иллюзия,  созданная нашим мозгом!
Мир воспринимаемый человеком – это гиперреальность, созданная мозгом миллионов людей на протяжении существования человечества. Наша общая иллюзия. С нею рождается ребенок, и эта способность мозга, создавать иллюзию окружающего мира, несомненное благо! И нет способа выскользнуть из этой иллюзии! Сумасшествие - это калейдоскоп спонтанных иллюзий!
Таковы ошеломляющие выводы современной науки о психики человека и в частности о восприятии им того, на что он смотрит.
Отсюда стоит по-новому взглянуть и на "вторую реальность" то есть на искусство!
Одна книга, один текст, но столько прочтений (восприятий) этого текста, сколько читателей!   
Давно известно, что все смотрят, но видит всяк по-разному, потому что увиденное, воссоздает не глаз человеческий, а мозг! Мозг видит.
Особо ярко разрыв между тем, что есть на самом деле как факт и тем как этот факт воспринимает человек, проявляет себя в искусстве фокуса! Поразительно уже и то, что в самом слове «фокус» скрыто иллюзорность того, что воспринял человек.
Прим. Фокус - Ловкий приём, трюк, обманывающий зрение, основанный на проворстве и быстроте движений, на знании каких-л. закономерностей, особенностей и т.п.

                Прокопьевск 2010 год.


Рецензии
Добрый день, Михаил! С большим интересом читаю ваши статьи.
С уважением, Галина

Галина Балабанова   28.09.2010 14:14     Заявить о нарушении