Статья в Российскую историю

Статья в «Российскую историю»

  Золин П.М.
Досредневековая история России в структуре института истории

   Статья подготовлена без поддержки
   Российского гуманитарного научного и иных фондов

 (Золин Пётр Михайлович, доктор исторических наук, профессор НовГУ)

Воспитывающая история учебников и научные исследования истории неизбежно различались и будут во многом отличаться. Но определённые соответствия между ними всегда требуются, хотя бы по базовым проблемам периодов. Понятно, что таким соответствиям мешают различные объективные и субъективные причины. Среди них и прозаические: упорно доказываешь значимость своего периода, имён и событий в нём - получаешь необходимые для исследований и жизни деньги, гранты, премии.

Профессор-русист Дюла Свак (Венгрия) при начале деятельности журнала «Российская история» (с 2009 г.; отчасти наследник «Отечественной истории» и «Истории СССР») справедливо отметил, что  «нельзя избежать терминологических и вытекающих из них методологических дискуссий. Необходимо прояснить значение слов: нельзя говорить на разных языках, не понимая друг друга, язык исторической науки ныне практически представляет собой какофонию слов, даже не соглашаясь с оппонентом, нужно стремиться хотя бы понять, что он говорит…Руководящим принципом журнала должен быть плюрализм исторических подходов, тем и методов… Необходимо держаться на одинаковом отдалении от идеологической, политизированной исторической традиции и современных форм ее проявления. Коммунистическая, религиозная, националистическая, либеральная и (нео)консервативная интерпретации истории одинаково находятся за рамками научной парадигмы» . [1] 

Надо сказать, что подобные благие пожелания в сложившихся ранее «террариумах единомышленников» преимущественно были и останутся гласами, вопиющими в пустыне. Диктаторские кланы («школы»), верно служащие политико-религиозным интересам во многих странах (вероятно, и во всех),  в исторической науке своих позиций сдавать не собираются. Любые опасные для их интересов инновации спешно подавляются, хотя такая политика в условиях информационного общества всё чаще даёт сбои. Интернет быстро знакомит многие тысячи людей с самыми современными научными достижениями в исследованиях реальной полномасштабной отечественной и всемирной истории.

К сожалению, новый журнал пока не имеет ни своего сайта и ни привлекательного форума, где его читатели могли бы оперативно обсуждать публикации. Возможно, в обсуждениях принимали бы участие и авторы, другие заинтересованные специалисты. В открытых обсуждениях при всех их издержках немало полезного, особенно для объективной науки.

Имеющий немало реальных достижений Институт Российской истории РАН  [2]   вольно или невольно уже своей структурой задаёт неизбежные ограничения на полномасштабные исследования отечественной истории, особенно с привлечением этногенетических, археологических, глоттохронологических и иных актуальных данных (подобные беды есть у многих устоявшихся научных структур в условиях информационного общества).
В Институте действует 12 исследовательских центров, внутри которых существуют творческие группы. Кроме того, ряд подразделений функционирует непосредственно при дирекции Института. Но бесконечное разнообразие многотысячелетнего прошлого нашего Отечества не под силу и тысячам специалистов.

Одним из базовых является Центр по истории Древней Руси под руководством
доктора исторических наук Владимира Андреевича Кучкина. Но этот добротный специалист имеет вполне устойчивые убеждения, что считать «древнерусскостью». И выходим мы здесь привычно на середину и вторую половину средних веков.  « Центр занимается проблемами общественного строя Древней Руси, возникновения и развития древнерусской государственности, политической истории русских княжеств IX-XIV вв., изучением политических, генеалогических и торговых связей с сопредельными государствами, вопросами древнерусского летописания и публицистики, комментированием и изданием памятников XI-XIV вв.»
В отечественной истории ничего ранее  IX века не было ?! [3]

Возобновление Сектора истории древнейших государств на территории России в структуре Института было бы не лишним, может официально вернуть отечественной истории несколько потерянных пока в ведущем исследовательском центре тысячелетий.

Центр истории русского феодализма (Руководитель - доктор исторических наук Николай Михайлович Рогожин) имеет свои хронологические ограничения. [2]  Но элементы феодализма обнаруживаются и в первой половине средневековья, а в округе России – и в античные времена [4].

Центр изучения истории территории и населения России  (Руководитель - академик РАН Юрий Александрович Поляков) – по определению, - нацелен на « изучение формирования территории и населения России на протяжении всей ее истории: изменение внешних и внутренних границ, численность, половозрастная структура, национальный и социальный состав населения, его расселение на территории страны, занятия, уровень грамотности, отношение к религии и т.д., а также социальные, политические, идеологические процессы в среде российской эмиграции, ее взгляды на прошлое и будущее России». [2]  Но столь широкому заявлению –«на  протяжении всей ее истории: изменение внешних и внутренних границ, численность, половозрастная структура, национальный и социальный состав населения, его расселение на территории страны…» - мало соответствуют силы небольшого Центра и реальные издания типа "Население России в ХХ веке", материалы Всесоюзной переписи населения 1937 г. и Всесоюзной переписи населения 1939 г. и т.д.
Творческие группы: I. "Население России в ХХ в." (руководитель - доктор исторических наук В.Б.Жиромская). II. Группа исторической географии (руководитель - доктор исторических наук Я.Е.Водарский). III. Группа по изучению русского зарубежья (руководитель - академик РАН О.В.Будницкий). Рецензии специалистов на исторические карты любителей были бы полезны[5]


Центр по изучению отечественной культуры (Руководитель - кандидат исторических наук Александр Владимирович Голубев) только разворачивает работу по новым направлениям: « Наряду с традиционными направлениями исследования истории культуры (история художественной культуры, науки и просвещения, интеллигенции, история культурного сотрудничества народов России и международных связей российской культуры), Центр развивает новые для отечественной историографии направления, такие как: история менталитета, образа жизни отдельных слоев и социальных групп российского общества; история идеологии, историософии, государственной культурной политики, соотношение роли общества и власти в развитии культуры; проблемы взаимовосприятия и взаимовлияния культур, что позволяет вписать историю российской культуры в мировой контекст. На базе Центра работают два постоянно действующих семинара по изучению менталитета русского общества и по изучению международных культурных связей России». Безусловно, это интересно и перспективно. [2]
В принципе проблематика Центра изучения отечественной культуры, с учётом многотысячелетних её корней,  всеохватна. К примеру,  при изучении истоков отечественной ментальности стоит помнить о ярких погребальных обрядах на землях России уже в палеолите (Костёнки, Сунгирь), что явно не связаны с доминирующими ныне религиями. Требуют большего внимания Капова пещера и другие памятники раннего искусства на российских землях. [6]


Центр истории религии и церкви в России (Руководитель - доктор исторических наук Владимир Михайлович Лавров) включает творческие группы:
I. По изучению монашества и монастырей в России (руководитель - доктор исторических наук Н.В.Синицына).
II. По изучению и изданию документов по тысячелетней истории Русской православной церкви (руководитель - доктор исторических наук Б.М.Клосс).
III. По изучению взаимоотношений советского государства и церкви (руководитель - член-корреспондент РАН Я.Н.Щапов).
Центр работает над проблемами прошлого Русской православной церкви, ее взаимоотношений с государством, с другими вероисповеданиями, истории религиозной мысли в России. С 1997 г. Центр публикует ежегодник "Церковь в истории России". [2]
Но при таком узковатом подходе неизбежно провоцируются ортодоксы других религий. Да и история христианской религии на землях России (к примеру – Приазовье, Северный Кавказ) явно не тысячелетняя, а почти двухтысячелетняя. История язычества на землях России имеет возраст в десятки раз больший [7]

Центр военной истории России (Руководитель - доктор исторических наук Георгий Александрович Куманев) включает творческие группы:
I. Подготовки трудов и публикаций по военной истории IХ-ХIХ вв. (руководитель - кандидат исторических наук В.А.Артамонов).
II. По истории Первой мировой и Гражданской войн (руководитель - кандидат исторических наук С.Н.Базанов).
III. По истории Второй мировой и локальных войн ХХ в. (руководитель - доктор исторических наук Г.А.Куманев).
Сотрудники Центра исследуют вопросы происхождения войн и военных конфликтов на территории России, участия населения страны в вооруженной защите Отечества, вопросы характера, условий и способов ведения боевых действий в различные периоды противоборства России, СССР с внешними врагами, проблемы становления и развития тыла и военной экономики, а также процессы совершенствования отечественного вооружения и военной техники. [2]

Но у нас военной истории до 9 века нашей эры не было ?! Полиэтничные скифы от Приазовья во главе с полководцем Мадием не громили врагов южнее Кавказа в 7 веке до н.э. ?! Не давали отпор полчищам Кира и Дария у Каспия и Чёрного моря в 6 веке, не пустили в Скифию Македонского в 4 веке и т.д. ?! Или это не история народов на землях нынешней России ?! [8]


Центр «Россия в международных отношениях» (Руководитель - доктор исторических наук Леонид Николаевич Нежинский) имеет творческие группы:
I. Истории внешней политики России до первой мировой войны включительно (руководитель - доктор исторических наук А.В.Игнатьев).
II. Внешнеполитической деятельности советского государства (руководитель - доктор исторических наук Л.Н.Нежинский).
Профилирующая тематика Центра - исследование и освещение истории внешней политики России и советского государства с конца XV в. до настоящего времени в общем контексте эволюции международных отношений. [2]

Сколько сил – столько и профилей. Но международных отношений у народов от земель России хватало и задолго до нашей эры. [9]


Центр истории народов России и межэтнических отношений (Руководитель - доктор исторических наук Вадим Винцерович Трепавлов) включает в тематику исследований сотрудников - теоретические проблемы межнациональных отношений; история народов России, их политическое и культурное взаимовлияние; проблемы вхождения различных народов и территорий в состав России; национальная политика и управление национальными регионами в XVI-XX вв.; развитие диаспор, в том числе русского населения Ближнего зарубежья (Прибалтика, Белоруссия, Украина, Молдавия, Закавказье, Казахстан, Средняя Азия). Центр издает периодический сборник "История народов России в исследованиях и документах". [2]

При учёте «истории народов России, их политического и культурного взаимовлияния; проблем вхождения различных народов и территорий в состав России» Центр неизбежно должен касаться и античных времён. Но хватит ли у него на это сил.; [10]



Сам член-корреспондент РАН Андрей Николаевич Сахаров возглавляет Центр «Историческая наука в России».  Работа центра ведется по комплексной программе "Историческое сознание и познание и их влияние на общественно-политическое развитие". В рамках программы центр исследует тему "Историографическое наследие России". Исследования ведутся по следующим направлениям:
1. "Историческая наука России ХVIII - ХIХ вв.".
2. "Историческая наука России ХХ в."
3. "Историческая наука русского зарубежья".
4. "Зарубежная историография истории России ХVIII - ХХ вв."
Центр поддерживает научные контакты с региональными университетами и академическими институтами, участвует в международных проектах по истории исторической науки. Центр издает ежегодник "История и историки". [2]

Теоретический вопрос один. Были ли – к примеру – летописи (хронографы и т.п.) выражением средневековой исторической науки или «исторической науки» в средние века не было, не говоря уже об античных историках и истории. При положительном ответе неизбежны направления « Средневековая историческая наука Руси и России», «Досредневековые историки о народах на землях России». [11]


Понятно, что Институт Российской истории РАН  не может подменять работу десятков других научно-исследовательских учреждений, с разных сторон изучающих многотысячелетнее отечественное прошлое. Но вот суммировать достижения этих учреждений ему необходимо уметь. Иначе вся ранняя отечественная история будет представать очень отрывочной и неточной, игнорирующей массу современных исследовательских достижений. Современное состояние школьных,  да и вузовских учебников истории России по досредневековым сюжетам – убедительный тому пример. [12]


Примечания

  [1]  Заседание редколлегии журнала с новым названием "Российская история" //О будущем Российской истории – издалека, но не со стороны// Фонд в поддержку русского языка и культуры // http://www.russtudies.hu/Aindex.php?menu=46&lang=r&hirid=109;
http://traditio.ru/wiki/Российская_история_(журнал)

[2] http://ru.wikipedia.org/wiki/Институт_российской_истории_РАН
http://www.iri-ran.ru/; http://www.iri-ran.ru/struk-ru.html

[3] Очерки истории СССР С древнейших времен до довольно недавних
http://www.history-sssr.ru/taxonomy/term/105
Древняя Русь в свете зарубежных источников: Учебное пособие для студентов вузов / М. В. Бибиков, Г. В. Глазырина, Т. Н. Джаксон и др.; Под ред. Е. А. Мельниковой. - М.: Логос, 1999. - 608 с: ил. http://www.lants.tellur.ru/history/DRSZI/
Г.В.Вернадский.  Древняя Русь http://gumilevica.kulichki.net/VGV/vgv1.htm и др.
Речь идёт не о строго Славянской или Варяжской Руси http://ru.wikipedia.org/wiki/Русь , а о возникновении античных народов, их  государственности на землях средневековой Руси и – тем более – современной России. И древность этих народов всё больше осознавалась задолго до нашей эры А. И. Иванчик.  Накануне колонизации. Северное Причерноморье и степные кочевники VIII–VII вв. до н. э. в античной литературной традиции: фольклор, литература и история. Pontus Septentrionalis III. Русское издание Pontus Septentrionalis III. Москва, Берлин:  Палеограф ,2005 312 с., в т. ч. 14 иллюстраций ISBN: 5-89526-015-2
http://www.proza.ru/2010/02/27/200

[4] http://ru.wikipedia.org/wiki/Феодализм; Социология Макса Вебера: труд и экономика. Кравченко А.И.
«…Феодальные личностные и вещные отношения, их преломление в массовом сознании своей эпохи наблюдаются и за хронологическими пределами того примерно тысячелетнего (с 5 по 15 вв.) интервала, который в науке признан периодом феодализма. Уже давно учеными делались попытки рассмотреть историю античного мира под «феодальным углом зрения». Например, история Спарты с ее илотами давала повод рассматривать социальный строй Лакедемона как крепостничество, находя ему близкие аналоги в средневековой Европе. Известные основания для такого подхода давала и история античного Рима с его колонатом и другими явлениями, наталкивавшими на параллели со Средневековьем. В классической монографии Д.М.Петрушевского Очерки из истории средневекового общества и государства почти половина текста была отведена рассмотрению именно «государства и общества Римской империи». Аналогичным образом признаки отношений феодального типа обнаруживают в индустриальном обществе – не только в новое, но и в новейшее время. Среди множества примеров – отсутствие на протяжении десятилетий паспортов у советских колхозников, их фактическое прикрепление к земле, обязательный минимум выработки трудодней. Не в столь болезненных формах, но реликты Средневековья давали и дают себя знать и в Западной Европе. Знаменитый французский историк Жак Ле Гофф говорил в начале 1990-х: «Мы живем среди последних материальных и интеллектуальных остатков Средневековья». http://www.krugosvet.ru/enc/istoriya/FEODALIZM.html
http://planetadisser.com/see/dis_47779.html; http://www.vuzlib.net/beta3/html/1/10875/10880/
и др.

[5] По Интернету созданные в Центре исторические карты не указаны. А на добротные исторические карты В.В.Николаева, А.Родионова, В.Булата  специалисты Центра даже не откликнулись рецензиями
http://sunapse.ru/rushistory/Map.html; В.Николаев ostu.ru Николаев | Vladimir V. Nikolaev, 2001-2007. http://ostu.ru/personal/nikolaev/index.html
Родионов Александр http://gumilevica.kulichki.net/chronosophy/mapmaking11.htm
http://gumilevica.kulichki.net/maps/hun03.html и др.; В.Булата
http://gumilevica.kulichki.net/chronosophy/AtlasEurasia.htm

[6] Бужилова А. П. Институт археологии РАН, Москва. К вопросу о семантике коллективных захоронений в эпоху палеолита // В кн.: Этология человека и смежные дисциплины. Современные методы исследований. Под ред. М.Л.Бутовской. М.: Ин-т этнологии и антропологии, 2004. С. 21-35.http://www.evolbiol.ru/antropol1.htm; http://www.trinitas.ru/rus/doc/0211/008a/02111056.htm;
http://ru.wikipedia.org/wiki/Шульганташ

[7] МАКАРИЙ . МИТРОПОЛИТ МОСКОВСКИЙ И КОЛОМЕНСКИЙ
ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЦЕРКВИ ОГЛАВЛЕНИЕ
ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСТВА В РОССИИ ДО РАВНОАПОСТОЛЬНОГО КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА КАК ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ РУССКОЙ ЦЕРКВИ
Предисловие  ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСТВА В ПРЕДЕЛАХ НЫНЕШНЕЙ РОССИИ ДО ОСНОВАНИЯ РУССКОГО ЦАРСТВА
(ок. 60 - 862)
Глава II. Церковь Христова в древней Скифии, или в нынешнем Новороссийском крае.
I. Епархия Скифская. II. Епархия Херсонская. III. Епархия Готская. IV. Епархии Сурожская, Фулльская и Боспорская.
Глава III. Церковь Христова в древней Сариатии, или в нынешнем Кавказком крае.
I. Следы христианства в Чихии.
II. Следы христианства в Алании.
и др. http://litzona.net/show_5546.php;
Язычество древних славян (Рыбаков Б.А.) http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000031/;
В.Я.Пропп. Исторические корни Волшебной Сказки http://lib.ru/CULTURE/PROPP/skazki.txt

[8] Голицын Николай Сергеевич. Всеобщая военная история древних времен (в 4 частях)
http://runivers.ru/lib/detail.php?ID=60690; Н.И. Васильева. Краткая история Великой Скифии http://sventovid.narod.ru/TXT3H/SKIF/p02.htm ; Г.В.Вернадский Древняя Русь .
Этногенетики указывают, что эти «скифы» были носителями гаплогруппы R1a, как и большинство россиян ныне. Женские группы нередко представлены более древними митохондриальными ДНК. Выделенной из останков скифских курганов, они  дали множество результатов и выводов. Анализ HV1 последовательности, полученной из останков мужчин скифо-сибирского мира в Республике Алтай, указал на гаплогруппу  N1a материнской линии. Гаплогруппы мтДНК N1a была найдена в относительно высоких частот в южной окраине евразийской степи, Иран (8,3%), и в индийской группы Havik (8,3%), высшей касты браминов. Отсюда, возможно древние популяции предположительно пришли из Европы, которые жили в соседних северо-западной частях субконтинента. В популяционной генетике человека гаплогруппой N называют одну из гаплогрупп, выявленных при анализе последовательности митохондриальной ДНК (mtDNA). Эта необыкновенно широко распространённая гаплогруппа, носители её субкладов живут на нескольких континентах[6], поэтому её называют макро-гаплогруппой. В свою очередь, макрогруппа N сама представляет собой одну из ветвей гаплогруппы L3, от которой она отделилась в западной части Азии 50 — 80 тыс. лет назад. Предковая гаплогруппа L3, в свою очередь, происходит от потомков гипотетической митохондриальной Евы из Африки.

От гаплогруппы N происходят почти все гаплогруппы Европы, Океании, а также носителей индейских и многих азиатских языков. Она образовалась в западной части Азии приблизительно в то же время, когда и другая широко распространенная макрогруппа М. Обе в небольшом количестве встречаются в районе Африканского Рога, куда были привнесены в результате обратной миграции их носителей около 30 тыс. лет назад.

В эпоху раннего неолита субгаплогруппа N1a была широко распространена в Европе[7], однако в дальнейшем вытеснена другими гаплогруппами.

От макрогруппы N происходят другие широко распространенные макрогруппы: A, N1, R, I, S, W, X, Y. Из них:
гаплогруппа А обнаружена в Центральной и восточной Азии, а также среди американских индейцев [8];
гаплогруппа R — предок ряда распространенных групп, B, F, JT, P, а также HV, К и U, широко представленных в Европе[9];
гаплогруппа S обнаружена у австралийских аборигенов[10];
гаплогруппа W распространена преимущественно на западе Евразии[11];
гаплогруппа X1 обнаружена в Северной Африке, а гаплогруппа X2 — в Европе, Сибири и Америке[12];
гаплогруппа Y распространена среди нивхов и айнов, а также, в небольшом количестве, среди корейцев, монголов, коряков, ительменов, китайцев, японцев, жителей Малайского архипелага и некоторых тюркских народов[13][14].
http://ru.wikipedia.org/wiki/Гаплогруппа_N_(мтДНК)
В популяционной генетике человека гаплогруппой M называют одну из гаплогрупп, выявленных при анализе последовательности митохондриальной ДНК (mtDNA). Эта гаплогруппа широко распространена в Азии[4], особенно в Индии[5]. Тем не менее, макрогруппа М сама представляет собой одну из ветвей гаплогруппы L3, от которой она отделилась 60 — 75 тыс. лет назад[2][1]. Предковая гаплогруппа L3 в свою очередь происходит от потомков гипотетической митохондриальной Евы из Африки.

Макрогруппа M является предком нескольких гаплогрупп. Важнейшие их них:
гаплогруппа C — распространены у народов севера Азии, американских индейцев и латиноамериканцев [6][7];
гаплогруппа D — встречается в Средней Азии, на Дальнем Востоке и среди американских индейцев[8];
гаплогруппа E — встречается в юго-восточной Азии;
гаплогруппы G и Z — распространены на севере Евразии, в частности, у финнов, саами, части японцев[9];
гаплогруппа М1 — найдена в западной Евразии и на Африканском Роге[10][1][11];
линии М2 — М6, а также М18 и М25 встречаются только в Индии[12][13][14][15][16][17];
М7 — М10 и М21 — широко распространены в восточной и юго-восточной Евразии[18][19][20][21][22];
M11 — встречается только среди китайцев[23];
M12 — небольшая группа в Японии [23]; и т.д.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Гаплогруппа_M_(мтДНК)


Y-хромосомы ДНК тестирование проводится на древних скифских скелетов датируется бронзового и железного веков в Красноярском крае обнаружили, что все, кроме одной из 11 субъектов осуществляется Y-ДНК R1a1, с голубым или зеленым цветом глаза и светлые волосы часто, предлагая основном европейского происхождения этого конкретного населения. [49] дополнительное тестирование образцов Xiongnu показали, что скифо-сибирского скелета (датируется пятым веком до н.э.) с сайта Seb;stei выставлены R1a1 гаплогруппы. Moreoever, гаплотип STR мотивы, характеризующие эти R1a1 гаплогрупп оказались близко напоминают те найти среди текущих балто-славянского населения Восточной Европы, а также в коренных народов в Южной Сибири. [Править] В противоположность этому, они были найдены лишь спорадически среди Центральной и Восточной Азии населения, а вовсе не среди западных европейцев. [49]
http://en.wikipedia.org/wiki/Scythians

[9] Г.В.Вернадский. Древняя Русь. П.М.Золин Дипломатия Великой Скифии (32) http://www.proza.ru/avtor/zolinpm&book=15#15

[10] В. Петрухин, Д. Раевский - Очерки истории народов России в древности и раннем средневековье http://www.slavlib.ru/downloads.php?cat_id=4&download_id=952 ;
http://www.proza.ru/avtor/zolinpm&book=19#19 и др

[11] Историю народов на землях России и соседей уже в античности отразили Гекатей Милетский, Геродот (допускают его личное знакомство со Скифией), Геланник и многие другие авторы, ряд которых побывали на землях, что ныне входят в Россию.См.: В.В. Латышева "Свод античных надписей, найденных в Северном Причерноморье" (т. 1-2, 4, 1885-1901) ; изданные в оригиналах и с русским переводом "Известия древних писателей, греческих и латинских, о Скифии и Кавказе" (т. 1-2, в. 1-5, 1893-1906; переиздан русский перевод в "Вестнике древней истории", 1947-49).
Средневековые историки с 6 века Абраам Мамиконеиц, Агафий Миринейский, Атанас Таронаци, Дионисий Малый (из Малой Скифии), Евагрий Схоластик, Захарий Ритор,
Иоанн Малала, Иордан (историк; из аланов ?), Марцеллин Комит, Менандр Протектор,
Прокопий Кесарийский, Феофан Византийский и др. Обилие публикаций в Интернете.

[12] История России. С древнейших времен до конца XVI века. 6 класс. Данилов А.А., Косулина Л.Г.  (восточные славяне и соседи восточных славян) http://www.alleng.ru/d/hist/hist196.htm; Россия и мир. Древность. Средневековье. Новое время. 10 класс. Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю. (побольше, но очень мало: 8 страниц – вся  Древнейшая история нашей Родины 54 – 62) http://www.alleng.ru/d/hist/hist161.htm
История России и мира с древнейших времен до конца XIX века. Учебник для 10 класса. Загладин Н.В., Симония Н.А. (акцентов на Скифию в античной истории нет)
http://www.alleng.ru/d/hist/hist162.htm
История России с древнейших времен до конца XX века. Арсланов Р.А., Керов В.В. и др.
Пособие для поступающих в Вузы.  (от славян) http://www.alleng.ru/d/hist/hist007.htm
История России с древнейших времен до конца XX века. Барабанов В.В., Николаев И.М., Рожков Б.Г. (от славян) http://www.alleng.ru/d/hist/hist137.htm
Пособие по истории Отечества для поступающих в вузы.  Орлов А.С., Полунов А.Ю., Шестова Т.Л., Щетинов Ю.А. (от славян) http://www.alleng.ru/d/hist/hist003.htm
И многие книги, обращенные к студентам и школьникам http://www.alleng.ru/edu/hist4.htm
Вместе с тем, очевидно, всё активнее пробиваются и более объективные издания, продолжающие линию исследований Б.А.Рыбакова, О.Н.Трубачева, В.В.Седова, А.Г.Кузьмина, Л.Н.Гумилёва и других учёных, отразивших отечественное прошлое на глубины в несколько тысячелетий.

Образцом включения античной истории в отечественную остаётся учебник "История России с древнейших времен до конца XVI века " (/Новосельцев А.П., Сахаров А.Н., Буганов В.И., Назаров В.Д., отв. ред. Сахаров А.Н., Новосельцев А.П., 1996 (несколько переизданий, особенно издательством АСТ).
Своеобразным  мотором подобных изданий выступал и Виктор Иванович Буганов (1928 – 1996), добротный специалист по средневековым источникам. В работе «Реальная история России» мною отмечено особое значение учебника с разделом, написанном А.П.Новосельцевым .
 


Рецензии