Повелители морали

Моралофаги - это нуклеарная единица первого уровня постиндустриального, а впрочем - любого общества. Моралофаг твердо уверен не только в незыблемости морали, но и в собственной непогрешимости либо исключительности, а также в относительной исключительности и непогрешимости всех членов своей общины. Выражается это в том, что горячо осуждая проступки или преступления против морали, он отрицает, что сам (или член его общины - религиозной, национальной) способен сделать подобное, даже в тех случаях когда он уже сделал это. Как мы знаем войны и убийства легко совмещаются с заповедью "не убий". Смертный грех чревоугодия, стяжательнства с упитанными и важными личиками служителей различных религий. Еще более непримирим моралофаг, когда речь заходит об идейных лидерах его общины, для самых кровавых преступлений, сомнительных наклоннотей которых всегда найдется достаточное и необходимое основание.

Пример моралофага - героиня фильма Стивена Содерберга "Пузырь". Безобидная толстушка убивает свою коллегу, потому что та - плохой человек. Та женщина действительно вполне аморальна - подворовывает деньги, всех использует, мечтает, что на нее вдруг свалится большое богатство, но усилий никаких не прикладывает. И героиня ее убивает. Этот поступок совершенно стирается у нее из памяти, она не может вспомнить даже когда следователь предьявляет ей неопровержимые доказательства. Таким образом, очевидно, что моралофаги хороши для общества тем, что сами следят за монолитностью своих рядов, исключая всех "неформатных".

Есть примеры обществ, условно свободных, где большое количество общин не позволяет одной из них агрессивно навязывать остальным свое представление о морали. Палестина, Голландия, в какой-то степени Соединенные штаты и Великобритания. Но, к сожалению, в большинстве обществ имеется две-три общины и, по крайней мере, неприязнь, а в худшем случае - открытая вражда между ними.

Моралофаг абсолютно верит авторитетам, например библии, корану, ведам, талмуду итд. Впрочем, он часто и не знаком с этими тектсами, просто уверен в том, что в этих книгах имеется подтвержение всех его убеждений (а иногда и суеверий). Поэтому их нельзя ни в чем убедить с помощью логики, зато им можно внушить какую-либо конструктивную или деструктивную идею.

Элита поощряет распростанение моралофагов и старается их приучить к принятию альтруистических решений на основе эмоциональных импульсов - так ими легче манипулировать. Для этого в голове у моралофага обязаьтельно должен быть светлый образ - христианского святого (мученника), строителя коммунизма, воина джихада в раю под сенью аллаха (мученника). По идее элита должна любить моралофагов, поддерживать их и морально стимулировать. На практике, мы знаем, это происходит по другому - элита слишком грубо использует моралофагов, доводит их до предела выживания. Моралофагам больно и обидно. Петиции президенту, который якобы не в курсе незаконных действий чиновников на местах - яркий пример взаимодействия моралофага с элитой.

Моралофагов ненавидят т.н. "свободные художники", всякого рода фрилансеры, мелкие бизнесмены, правда только до тех пор, пока их не возьмут в истеблишмент, т.е. в случае если художник из свободного становится придворным, то он начинает любить моралофагов и заступаться за них на самом высшем уровне.


Рецензии