Пусть услышат моё молчание

ОЛЕГ. 24 ГОДА. ОЧЕВИДЕЦ:
Просто какая-то странная история…

ЮЛЯ. 14 ЛЕТ. ОЧЕВИДЕЦ:
…Это было как в кино. Только не кино, всё было настоящим…

АЛЕКСЕЙ. 42. ОПЕРАТИВНИК ФСБ:
… до сих пор непонятно, где он взял оружие, почему он был там. Непонятны цели, самое страшное, это когда не понимаешь цель….

СЕРГЕЙ. 34. ОПЕРАТОР «НТВ»:
… мы все боялись, не понимали, но боялись. И работали….

«ПУСТЬ УСЛЫШАТ МОЁ МОЛЧАНИЕ».

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК НОВОСТЕЙ. «1 КАНАЛ». 10:45, 03.08
… У нас на прямой связи наш корреспондент Игорь Никифоров. Игорь?
- Да, Екатерина.
- Какова сейчас ситуация в Арзамасе?
- На данный момент по-прежнему четверо сотрудников милиции убиты и двое ранены. Один из получивших ранение был госпитализирован, второй отделался царапиной и от госпитализации отказался.
- Предпринимаются ли какие-либо меры по устранению террориста?
- В данный момент идёт совещание оперативного штаба. Пока только известно, что на место уже прибыли сотрудники ФСБ. Милиционеры по-прежнему пока только сдерживают зевак за кордонами, установленными на безопасном расстоянии.
- Выдвигал ли террорист какие-то требования?
- Террорист по-прежнему не выдвигает ни требований, ни пожеланий….

ЕВГЕНИЙ. 24. ТАКСИСТ:
… лето жаркое, а он был в плаще, поэтому я так обратил на него внимание. Мы перекусывали в палатке, было где-то 8 утра. Он прошёл мимо нас в сторону Собора с тремя загородительными знаками, деревянными, видимо, спёр где-то у дорожников, и с сумкой на плече. Он подошёл к лестнице у Собора, встал на неё и огородил себя с трёх сторон этими знаками и просто встал на лестнице. Странный, конечно, парень. Из церкви стали люди выходить, кто-то из них крикнул, ну… словно испугался, через полчаса наряд приехал…

ОТЕЦ АРКАДИЙ. 61. СВЯЩЕННИК:
… прихожанка увидела в его руках пистолет и закричала, я вышел из храма, и увидел, как он приставил пистолет к своей голове…я позвонил в милицию…
…нет, толпу он не расстреливал, он просто стоял с приставленным к виску пистолетом…

ПАВЕЛ. 24. МИЛИЦИОНЕР:
…мы приехали и увидели, что парень стоит в центре сооруженного им круга и держит ствол у виска. Он не дрогнул, не испугался, на нас никак не среагировал. Из машины нас вышло шестеро. Было принято решение заговорить с ним, заболтать его и за разговорами подойти к нему на достаточное расстояние, чтобы обезвредить. Один из нас заговорил с ним, и мы медленно стали приближаться к нему…

АНДРЕЙ. 24. ПСИХОЛОГ:
…вы не понимаете, он организовал себе личное пространство. Они вошли в это пространство, и он начал стрелять…

ПАВЕЛ. 24. МИЛИЦИОНЕР:
… он молчал, один из нас продолжал говорить, мы медленно с трёх сторон подошли к линии из загородительных заборов…

ЮЛИЯ. 14. ОЧЕВИДЕЦ:
… я услышала выстрелы, было где-то 8:15. Я увидела, как двое милиционеров упали, парень у Собора выстрелил ещё в двух, я… не знаю…машинально включила камеру на телефоне…

ПАВЕЛ. 24. МИЛИЦИОНЕР:
… как только мы прошли заборы, он начал стрелять, двое упали сразу, потом ещё двое…я плохо помню…я сделал шаг назад, но пуля всё равно чиркнула плечо. Я упал и потянулся к кобуре…он увидел это движение и распахнул плащ…

ЮЛИЯ. 14. ОЧЕВИДЕЦ:
…четверо милиционеров не шевелились, один отползал, один лежал, но ещё дышал. Парень распахнул плащ, и тот, что отползал, он вскочил и побежал к машине. Я, как сняла, позвонила другу, переслала ему видео..
…нет, меня он не тронул, хотя было видно, что он меня заметил. Я стояла от заборов далеко, метрах в четырёх…

НОВОСТИ. «1 КАНАЛ». 9:00. 03.08.
… шокирующая информация пришла из Нижегородской области. Неизвестный террорист расстрелял шестерых милиционеров из пистолета у здания Воскресенского собора в Арзамасе. Очевидцы сняли произошедшее на мобильный телефон. Это шокирующие кадры, просим родителей убрать от экранов детей…

Известно также, что террорист огородил себя дорожными знаками, и, судя по всему, расстреливает каждого, кто пресекает эти границы. Кроме того из пресс-службы ФСБ Арзамаса подтвердили информацию о наличии у террориста взрывчатки, которую он готов пустить в ход. Пока непонятны намерения террориста, он не выдвигает никаких требований, не идёт на контакт…

АНДРЕЙ. 26. ПСИХОЛОГ:
…ему нужно внимание, причём всеобщее внимание. Он мог всё сделать в любой подворотне, но он выбрал именно это место и всё спланировал так, как вышло…

АЛЕКСЕЙ. 42. ОПЕРАТИВНИК ФСБ:
…мы прибыли на место в 9:02. Сразу дали команду отогнать зевак подальше и перекрыли площадь. Парень стоял на лестнице, окруженный знаками с трёх сторон, он держал пистолет у виска в одной руке, к большому пальцу другой была привязана нитка, соединённая с чекой каждой гранаты, которые были у него под плащом. Рука была напряжена, понимаете? Т.е. если рука чуть разогнётся в локте, то взрыв неизбежен, поэтому от снайперов отказались сразу. Мы поговорили с раненым милиционером, вызвали переговорщика…было принято решение не заходить за знаки…мы не боялись пистолета, мы боялись, что рука дрогнет. Т.е. фактически, единственное, что мы могли делать – это отгонять зевак подальше. Он превратил нас в заложников.

ЮЛИЯ. 14. ОЧЕВИДЕЦ:
…да, было страшно. Я понимала, что если он подорвётся, то много людей погибнет. Но я не уходила…сложно сказать, почему…он…словно гипнотизировал, он заставлял задавать вопросы самой себе. Я спрашивала себя, кто оно, чего он хочет, каков его замысел, почему пистолет у виска…он просто стоял, не говорил, не делал ни движения, но все смотрели на него. Ждали чего-то, может ответа на свои вопросы…

ПАВЕЛ. 24. МИЛИЦИОНЕР:
…никто толком не мог понять ситуации, поэтому никто ничего и не делал. Парень мог подорвать себя, а толпа всё прибывала и прибывала. Я слышал, что кто-то уже успел снять видео, как он нас расстреливал, и выложить в Интернет. Потом приехало телевидение, и начался муравейник. Я дал интервью всем центральным каналам. А он просто стоял, его снимали десятки телекамер, а он даже не изменился в лице. Там у него за ограждением было тихо и спокойно, мне даже в какой-то момент захотелось туда, к нему…

АНДРЕЙ. 26. ПСИХОЛОГ:
Анализы показали, что он не был пьян, или под кайфом. Я уверяю вас, он был в здравом уме.

ЮЛИЯ. 14. ОЧЕВИДЕЦ:
…мне ужасно хотелось пошевелиться, но я боялась, он смотрел лишь перед собой…но казалось, что он всё видит, как картины с секретом, которые, куда не пойди, смотрят на тебя…

НОВОСТИ. «1 КАНАЛ». 12:00 03.08
…продолжается драма в Арзамасе. Террорист по-прежнему не выдвинул требований, также, пресс-служба ФСБ опровергла информацию о причастности террориста к каким-либо радикальным группировкам…

АЛЕКСЕЙ. 42. ОПЕРАТИВНИК ФСБ:
..я помню, как все выжидали, и каждый ждал что-то своё. Но всем хотелось одного, чтоб всё закончилось хоть как-то…вы просто не видели толпу тогда…она жаждала крови, взрыва, убийства…они заготовили телекамеры, сотни стояли наготове с мобильными телефонами…и когда девочка двигаться начала, все напряглись, и взглядами подгоняли её…

ЮЛИЯ. 14. ОЧЕВИДЕЦ:
…понимаете, это будто сон, как дымка, я стояла в четырёх метрах от ограждений…но словно во сне, на мгновение мне показалось, что он не реален…что он – мираж. Я не сознательно двинулась туда, я до сих пор не пойму, почему я туда двинулась…

СЕРГЕЙ. 34. ОПЕРАТОР «НТВ»:
…она хотела туда войти, понимаете? А я не включил камеру! Она сделала три шага и встала на один уровень с заграждениями, она стояла на периметре, а камера была выключена! Я просто стоял и смотрел! Я не мог двинуться, потому что думал, что ей конец, или просто растерялся…я не знаю…это был бы кадр на «ТЭФИ»! Он тут же направил пистолет на неё, тут же! Я ждал выстрела, все ждали, и она сама ждала, хоть и остановилась, она начала что-то ему говорить, а он даже не смотрел на неё! Всегда перед собой! Ни одна мышца на лице не дёрнулась, оно не изменилось бы даже если бы он выстрелил…

ЮЛИЯ. 14. ОЧЕВИДЕЦ:
…я позже назвала это «фокус». Мир стал чётко сфокусирован на дуле, которое смотрело мне в глаза, а всё остальное расплывалось…я даже, наверное, видела пулю внутри ствола, я не сомневалась, что он выстрелит, хоть он и не смотрел на меня…

АНДРЕЙ. 26. ПСИХОЛОГ:
…обратите внимание, как легко он управлял всем, он очень чётко знал, на какие кнопки нужно жать, как играть толпой, милицией, ФСБшниками…я даже где-то восхищаюсь им…

ЮЛИЯ. 14. ОЧЕВИДЕЦ:
…я ему сказала «не надо». Он молчал, я всё ждала, и останавливала свои ноги, которые хотели сделать ещё шаг…это стоили мне очень больших усилий…я сказала, что отойду, пусть только не стреляет, он по-прежнему молчал. Я сделала шаг назад, потом ещё и ещё, я видела: чем дальше я ухожу, тем ниже опускался пистолет, когда я уже поворачивалась спиной, то краем глаза заметила, что он снова приставил пистолет к своей голове.

НОВОСТИ. «1 КАНАЛ». 15:00. 03.08
…по-прежнему неразрешённой остаётся ситуация в Арзамасе. Террорист по-прежнему ни выдвигает никаких требований…

АЛЕКСЕЙ. 42. ОПЕРАТИВНИК ФСБ:
…убивало ожидание. Толпа даже смолкла. Все устали. Он не шевелился, милиционеры уже откровенно курили…

АНДРЕЙ. 26. ПСИХОЛОГ:
…истина в том, что толпа не так податлива, как кажется. Дай ей шоу – она будет носить тебя на руках, но стоит ей наскучить, и всё – вы пропали. И он это знал, и он наскучил ей, и вроде бы он потерял контроль, но всё равно он ей управлял.

ЮЛИЯ. 14. ОЧЕВИДЕЦ:
…я видела, как он начал медленно опускаться, и поняла, что скоро всё закончится, так или иначе.

АЛЕКСЕЙ. 42. ОПЕРАТИВНИК ФСБ:
..он медленно опустился к сумке. Мы все тут же насторожились, была тут же дана команда быть в боевой готовности. Он положил пистолет на асфальт и медленно, очень медленно, нарочито медленно начал расстёгивать замок у сумки. Все мы следили за его движениями. Мне пару раз пришла в голову мысль, что это может быть бомба, что он сейчас подорвётся…но я никак не отреагировал, и никто не отреагировал…

ЮЛИЯ. 14. ОЧЕВИДЕЦ:
…он достал из сумки магнитофон, поставил его на асфальт и включил. На Площади было тихо словно все спали…и каждый слушал звуки…

АЛЕКСЕЙ. 42. ОПЕРАТИВНИК ФСБ:
…это был «Романс» Сплина. Он медленно поднялся и снова приставил пистолет к голове. Просто стоял и слушал, и все слушали вместе с ним. Я знал, что произойдёт, это всегда видишь в глазах…

ЮЛИЯ. 14. ОЧЕВИДЕЦ:
…когда Васильев начал петь «Привет! Мы будем счастливы теперь и навсегда» он спустил курок…

АЛЕКСЕЙ. 42. ОПЕРАТИВНИК ФСБ:
…на слове «Привет» он вышиб себе мозги…

АНДРЕЙ. 26. ПСИХОЛОГ:
…он хотел, чтобы мы видели в этом смысл. Во всём: в песне, в поведении, в месте им выбранном.

АЛЕКСЕЙ. 42. ОПЕРАТИВНИК ФСБ:
…он упал, рука дёрнулась, потянула за нитку, но гранаты так и не взорвались. Учебные были.

ВЕСТИ. «РОССИЯ». 17:00 03.08.
…террорист, угрожавший взорвать Воскресенский собор в Арзамасе, покончил с собой прямо на глазах сотен очевидцев. Как сообщает источник в местном отделении ФСБ, парень выстрелил себе в голову из пистолета, который держал у своего виска всё это время. После осмотра тела выяснилось, что связка гранат, привязанная к плащу не могла взорваться, потому что гранаты были не боевые…

АНДРЕЙ. 26. ПСИХОЛОГ:
…никто и звать никак. Но он практически сравнялся с Богом…

АЛЕКСЕЙ. 42. ОПЕРАТИВНИК ФСБ:
…все разошлись достаточно быстро. Я помню, как стоял над его телом и всё пытался увидеть…ну что-то в его глазах, но ничего не находил.

ЮЛИЯ. 14. ОЧЕВИДЕЦ:
…наверно мы должны были извлечь из этого какой-то урок, но он просто ушёл. И не сказал какой.


КОНЕЦ.


Рецензии
Спасибо. Интересные детали... ))) И вообще инетересно...

Лиса А   09.11.2010 00:35     Заявить о нарушении
Благодарю вас, Лиса)) Спасибо за потраченное время)))

Артём Афанасьев   09.11.2010 01:05   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.