ЁЖИК

                Я всегда немел от неописуемой красоты и бесчисленности
                образцов беспредельной мудрости жизни, насыщающих живую материю в
                соответствии с потребностью и обстоятельствами самих условий
                жизни.
                С. Рерих. «Мой источник  вдохновения».

    В трудные годы после войны 1941 – 1945 годов мы отапливались лузгой – шелухой
семечек подсолнуха. Покупали её на заводе, а для топки делали специальные форсунки. Приносили лузгу из сарая мы, дети. В самом конце зимы, набирая лузгу лопатой, я по-
чувствовала, что она тяжелее обычного. На ней оказался какой-то колючий шар, это был свернувшийся ёж. Очевидно, он забрался в сарай через щель между дверью и землёй.
Мы принесли ежа домой и положили в тёплую комнату, но он не разворачивался. Чтобы узнать, чем его кормить, взяли книгу о животных. Прочли, что, кроме насекомых, которые являются основной пищей ежа и которых мы не могли добыть, он ест яйца, фрукты, ловит мышей, лягушек и даже может съесть змею. Когда мы кончили читать, то увидели, что ёж развернулся и бежит. Был он узкий, приплюснутый по бокам. Казалось, что на ежа сверху наброшена шуба из иголок. Глядя на него, никак нельзя было представить себе, что он, свернувшись, станет шаром. Оказывается, под кожей у ежей расположены продольные и кольцевые мышцы, при сокращении которых они сворачиваются. Наш ёжик только проснулся от зимней спячки, поэтому был очень худой. Мы налили ему в блюдце молока и дали всё, что было в доме. Но он спрятался под кровать и весь день не показывался. Когда вечером все легли спать и потушили свет, раздались какие-то стуки и шуршание. Это ёжик бегал по полу и тащил себе газеты под кровать. Еду он всю съел, но, вероятно, был ещё голоден. Мы подложили ему корм, ненадолго наступила тишина, а затем он опять начал бегать по комнате. Тогда зажгли настольную лампу. Ёж перестал бегать, и мы спокойно проспали до утра.

    На следующую ночь не помогли ни корм, ни лампа: он бегал всю ночь, что-то искал и тащил к себе под кровать. Даже утром ёж продолжал бегать, и мы смогли рассмотреть длинную мордочку, глаза и уши. Голова и тело его были покрыты грубыми тёмными волосами.
Так прошло несколько суток, после чего ёжик ночью по одеялу взобрался к маме на постель. Это переполнило чашу терпения нашей многострадальной мамы, и она сказала: «Или ёж, или я!» Стали думать, куда определить ежа. Уже наступили тёплые дни, и мы решили предложить его в ботанический сад. Там его приняли с распростёртыми объятиями, так как ёж - полезное животное.
 
    Возвращаясь домой, мы говорили о той, поистине беспредельной, мудрости, благодаря которой эти маленькие удивительные создания - ежи, смогли выжить с древнейших времён до наших дней.


Рецензии