На хлопковых полях идут беседы
Но это не отражается на сборщиках хлопка – школьниках, учителях, инженерах, рабочих, водителях, парикмахерах и прочем служивом люде, оторванных от своих профессиональных дел и принудительно-добровольно загнанных на хлопковые грядки для выполнения дневной нормы. Между сборщиками так и шастает бригадир ширкатного хозяйства имени «Человека, определившего эпоху», делает замечание тем, кто ленится, с его точки зрения, или неправильно достает «вату» из сухой коробочки. У границ поля патрулируют сотрудники милиции, цель нахождения которых вообще неясна. Они вроде бы охраняют хлопкоробов от террористов-фундаменталистов, а может быть следят за тем, чтобы народ не увиливал от подневольного труда, или чтобы вражеские журналисты не проникли сюда и не сфотографировали сцену уборки урожая, а как следствие, не раскрыли государственную тайну о количестве собранного с последующей публикацией секретных сведений в Интернете.
В самый разгар трудового дня у обочины останавливается автобус, оттуда вываливается экзотическая толпа. Бригадир улыбается, полагая, что привезли новых хлопкорАбов. Однако к нему подходит импозантный мужчина в очках и уверенно заявляет:
- Мы прибыли с культурной программой, обязаны её провести у вас.
- У меня работа кипит, - отмахивается бригадир, сделав кислую мину на лице. Но это не прокатывает. Мужчина-культуртрегер резко прерывает его:
- Это постановление областного хокима!! Если тебе не нравится – иди и спорь с начальством!
Бригадир понимает, что это чревато большими проблемами для здоровья и для экономики ширкатного хозяйства, и потому покорно склоняет голову:
- Хоп, ака, гап йук (ладно, брат, нет трёпа). Что за культурное мероприятие – танцы, песни, театр?
- Беседы!
- Нима-нима (чего-чего)? – недоумевает надсмотрщик над хлопкорАбами. Ему кажется, что приехавший из города над ним надсмехается.
- Хичнима (ничего)! Беседы с хлопкоробами.
- О чем?
- О необходимости качественно и быстро убрать национальное богатство – хлопок и умении давать отпор продукции массовой культуры! – громко поясняет мужчина-просвятитель. Стоящие же позади него пассажиры автобуса галдят: точно, верно, нас прислали к вам помогать, морально поддержать, указать ориентиры борьбы с чуждым влиянием из Интернета!
Бригадир озадаченно чешет потную репу, он ничего не соображает:
- Но, ака, все итак собирают хлопок, зачем беседовать с ними на эту тему, отвлекать?
Тут культуроносец срывается:
- Слушай, не срывай мне политическое мероприятие, или тебе все объяснит прокурор в своем кабинете. Мы что, думаешь, идиоты? У нас важное мероприятие, и график проведения, и темы - утверждены лично хокимом. Игнорировать их – значит подрывать общественную безопасность и конституционный порядок.... Или может ты …. ваххабит? – уже с подозрением спрашивает Импозантный.
Бригадир, глядя на навостривших уши милиционеров, понимает, что дела приобретают не просто серьезный оборот, а становятся просто угрозой его жизнедеятельности, и испуганно машет обеими руками:
- Нет, что вы, домулло! Беседуйте, сколько желаете, я не буду вам мешать. Кого позвать?
- Всех немедленно гони сюда! – сердито произносит Предводитель Лекторов.
Народ собирают через пятнадцать минут, и то благодаря оперативным навыкам милиции. Человек сто пятьдесят заняли места на фартуках с собранным хлопком, а рядом с ними присели старики, которые, попивая не спеша из пиалы горячий зеленый чай под лепёшки с виноградом, принялись рассказывать о своей жизни.
- Да, давно это было. Прекрасные и сложные времена я пережил. Тогда я был лихим всадником у курбаши Хайруллы Гани, великого воина. Мы воевали с большевиками за свободу нашего края, и благодаря нам Советская власть толком так и не утвердилась здесь, - говорит один седобородый старик, поправляя тюбетейку. – Меня за это наградил Ислам-ака Каримов орденом «Шухрат», и я горжусь своим сопричастием к делу независимости Узбекистана. А теперь, детки, послушайте, как я рубил своей саблей головы взятых в плен красноармейцев-кяфиров...
Другой старик – в пестром чапане и синих ичигах – рассказывает о том, как они в молодые годы читали запрещенные коммунистами книги древних мыслителей и тайно посещали Гур-Эмир, чтобы поклониться великому Сохибкирану и продолжить его дела по всему миру. «Мы уже тогда знали, что наш великий предок был настоящим героем Узбекистана и благодаря ему мир царил на всей планете», - поглаживая головы юных слушателей, шамкает беззубым ртом старикашка.
Остальные деды тоже повествовали о своей бурой молодости про то, как они давали отпор всякому чуждому влиянию из-за границ республики и защищали местные устои и традиции. Дилором-ханум, столетняя бабуся, признавалась, что всегда с радостью носила паранджу, так как не хотела, чтобы похотливые мужские взгляды сглазили ее красоту, и призывала девушек не носить джинсы, короткие юбки, шорты, легинсы, топики и прочее, что привносит нестабильность в общество, угрожает нравственным ценностям, отрывает от наших исторических корней.
Бригадир нетерпеливо смотрит на часы, потом на хлопкорАбов, милиционеров и коллектив рассказчиков, и грустно переводит взгляд на поле, где было ещё ой как до хрена несобранного хлопка. Он понимает, что сегодняшний план может пойти коту под хвост, и хоким за такие «успехи» огреет его плеткой, да ещё и при всех. Поэтому он дернул за полу пиджака Шефа лекторов:
- Домулло, когда же тамом булади (закончится)?
Тот зыркнул на него так, что у бригадира душа чуть в пятки не соскользнула, и злым голосом произнес:
- Это закуска, сама пища ещё впереди. У меня там ещё серьезные лектора сидят, из институтов. Среди них есть доценты и профессора! Они должны провести беседы по книгам Президента!
- У меня поле простаивает, - в отчаянии прошипел бригадир.
И в ответ услышал:
- А у меня план бесед горит!
Часа через два стариков сменили лекторы, которые по возрасту оказались немного моложе. Хотя у них не было такой бурной молодости, однако было о чем поговорить. Они достали книги и стали спрашивать:
- Это труд нашего любимого Президента Ислама Абдуганиевича Каримова «Мировой финансовый кризис...». Кто читал его?
В ответ несколько человек подняли руки, а остальные растерянно переглядывались. Увидев это, лектора неодобрительно покачали головами, и после начали беседы. Они рассказывали о том, как в Америке разразился кризис, и что там все пошло шиворот-навыворот, а все люди разом обеднели, голод наступил, даже до каннибализма дошло. ХлопкорАбы охали и радовались, что сами не уехали на Запад.
- Но благодаря мудрой политике Нашего любимого Президента была принята Великая Антикризисная программа, и мы защитили себя от пагубного влияния иностранной валюты, и теперь на наших столах всегда стоят ляганы плова, имеется свежая лепешка, в банкоматах много денег, а по телевизору во всём мире показывают наши успехи.
Всё это заняло еще час, после чего лекторы разделили слушателей на группы и стали проводить семинарские занятия, опрашивая вопросами, выясняя - кто и как усвоил лекцию. Тех, кто плохо отвечал, лектора записывали в свой блокнот, чтобы потом передать списки районному начальнику милиции для профилактических работ – а вдруг это предатели, ваххабиты, тайные читатели Интернета?.. Заодно усадили на мешок бригадира и стали допрашивать его с пристрастием, причем вопросы о статьях Уголовного кодекса задавал сержант милиции, который был в составе охранявших поле.
Под вечер подкатил служебный автомобиль, откуда выскочил корреспондент информационного агентства «УзА».
- Сулейманов, - представился он, поздоровавшись с мужчиной в очках. – Как идут мероприятия по борьбе с выявлением вредных привычек, таких как СПИД, наркотики и гомосексуализм? Как обстоит с пороками нелегальной миграции и самопродажи в сексуальное рабство?
- Ведем борьбу с энтузиазмом, и народ внимательно слушает лекции наших аксакалов и лекторов-профессоров, - бойко отвечает Импозантный.
Журналист записывает: «Хорошее настроение хлопкоробам придают различные встречи и культурно-просветительские мероприятия, проводимые на местах при сотрудничестве областных отделений Республиканского центра духовности, Союза писателей республики, общественного движения молодежи «Камолот», эстрадного объединения «Узбекнаво», фондов «Махалла» и «Нуроний» и управления по делам культуры и спорта... Всем понравилась искренняя беседа с аксакалами, учителями и наставниками, пропагандистами духовности, поэтами и писателями».
- Продолжайте это хорошее мероприятие, вечером я отправлю заметку в Ташкент, - сказал Сулейманов, запрыгивая в салон машины. – А я двинулся в соседнее хозяйство, надо осветить, - как там, среди пахтакоров идет обсуждение последнего Указа Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по вовлечению выпускников образовательных учреждений в предпринимательскую деятельность»...
Между тем импозантный мужчина достает кассовый приходо-расходный ордер и заполняет. Бригадир с недоумением спрашивает:
- А это зачем?
- Вы оплатите нашу работу. Думаете, я бесплатно пригнал сюда аксакалов и профессоров? С меня начальство тоже требует финансовый план по культурным сделкам с хлопкоробами...
Бригадир икает, и молча сует в карман чек. Эти визиты, явно, наложат свой дополнительный груз на хозяйственный результат ширката.
Лекция продолжается...
Бригадир тихо смахнул с лица скупую слезу. Истинные чувства высказать в открытую побоялся, а только посмотрел на беседующих и тихо выскользнул в поле, чтобы до наступления темноты хотя бы самому набрать немного хлопка.
Примечание.
Данный рассказ был написан под впечатлением от статьи «УзА» «Беседы на полях».
http://uza.uz/ru/society/12070
(Персональный сайт
Ядгара Норбутаева)
Свидетельство о публикации №210092901346
Игорь Леванов 29.09.2010 21:49 Заявить о нарушении
Спасибо за мнение.
Алишер Таксанов 29.09.2010 21:52 Заявить о нарушении