Мои истоки

Мои далекие предки по материнской линии вышли из Испании и поселились на берегах Днестра... Вместе с собой они принесли виноградную лозу и культуру виноделия... Много позднее ( 27 февраля 1932 года) на карте появилась Винницкая область.

"Передайте Фейге, что я виноват перед ней и прошу у неё прощения за то, что выдал её замуж без её согласия..." - последняя предсмертная фраза моего прадеда Шулыма.

Моя любимая бабушка.

Моя бабушка Фиш Фейга Шулимовна родилась в 1897 г в селе Петрашовка Ямпольского района  Винницкой области. Она была старшая дочь в семье  прадеда Шулыма и прабабушки Лыбы (Львица - пер. с идиша) в честь которой меня и назвали. Следом за бабушкой через два года  родился любимец прабабушки и всей семьи - Мойша, затем родились Рива, Исрул, Мендл и Поля.
У моего прадеда Шулыма был брат близнец по имени Шлойма. Они взяли в аренду сельскую мельницу, которая кормила их, пока не настало время капитального ремонта... Близнецам пришлось взять кредит под залог мельницы. Мельницу они отремонтировали , но им не удалось выплатить кредит в срок, и мельница перешла к кредитору. Так как, до прихода Советской власти семья Шулыма своей земли  не имела, то чтобы как-то прокормить семью, мой прадед был вынужден батрачить на помещика и на зажиточного крестьянина - соседа по имени Евтым. Евтым платил больше, чем помещик.  В межсезонье Шулым ловил рыбу в Днестре.
Моя прабабушка умела шить и она настояла на покупке швейной машинки в кредит. И на этот раз возникли проблемы с кредитором... Кредит нужно было погашать ежемесячно, при этом в специальной книжке кридитор делал запись... Когда оставалось всего несколько платежей, у семьи Шулыма возникли финансовые затруднения и они задержали платеж. Кредитор приехал к ним домой на лошади и потребовал показать книжку со всеми расписками о платежах. Он взял книжку, вскочил на лошадь и хотел уехать,  но мой прадед схватил лошадь под узцы, и та не могла двинуться с места... Он бросил в прадеда книжку и ускакал. Так удалось отстоять швейную машинку...
Моя прабабушка обшивала всех соседей и иногда, это был единственный зароботок в семье.
Мой прадед был очень набожным человеком, и в его семье соблюдались все религиозные традиции иудаизма.
Когда пришло время, для Мойши взяли учителя по древнееврейскому языку и Торе (Библии)... А для обучения моей бабушки денег не хватало...  Фейга очень хотела учиться и делала самостоятельно все задания, которые задавали Мойше... Однажды, когда учитель спрашивал Мойшу, Фейга стала ему подсказывать... И учитель обнаружил, что Фейга хорошо знает заданный Мойше материал, и сказал, что готов заниматься со способной Фейгой даром.

В 14 лет моя бабушка, по совету родственников, переехала к последним в город Ямполь, где  стала сама зарабатывать преподованием  древнееврейского языка и Торы. Она ходила по квартирам и давала частные уроки за небольшую плату.
Так она попала и в дом своего будущего мужа - моего деда, но до их свадьбы было еще очень далеко...

Мой дедушка
Мой дед Файнгегш Мелех бен Шимон - (Файнгегш - прекрасный парень- пер. с идиша, Мелех - царь пер. с иврита, бен- сын  пер. с иврита) в русском варианте Михаил Шимонович родился в 1890 году в городе Ямполь  Винницкой области в семье извозчика.
В семье было восемь детей - шесть сестер и два брата. Старшую сестру звали Хайя, Мелех был вторым ребенком в семье. Их брат Мойша был младшим ребенком, а между ними были девочки - Рухл, Шейндл, Бася, Фрима и Голда.
У Шимона были свои лошади и мой дед помогал прадеду управляться с ними, а позднее и сам начал заниматься извозом.
Родной брат прадеда Шимона занимался торговлей, и когда Хая и Мелех были уже достаточно взрослыми, предложил и им заняться торговлей...
Моя бабушка стала давать уроки сестрам моего  дедушки. И хотя семья моей бабушки была бедной, даже её поразила бедность, в которой жила семья моего деда. Фейга была очень красивой и на неё сразу обращали внимание, где бы она не появлялась. И конечно мой дедушка сразу влюбился в мою бабушку, но его любовь была безответной... Однажды бабушку увидел родственник дедушки по имени Мойша, который  бывал в доме дедушки. А с появлением в этом доме молодой красивой учительницы, Мойша стал бывать чаще и его посещения совпадали с рассписанием уроков, которые давала моя бабушка в этом доме. Как рассказывала моя бабушка, ей очень трудно было думать об уроках в такие моменты, а хотелось быстрее закончить и пойти на свидание с высоким и красивым Мойшей. Они очень полюбили друг друга, и все вокруг уже называли их жених и невеста... Но шел 1914 год, началась Первая Мировая Война и Мойшу забрали в армию и отправили на фронт... Что такое получить похоронку - моя бабушка узнала еще в Первую Мировую Войну, когда ей было 17 лет...
Тем временем мой дед продолжал в душе любить мою бабушку, занимался торговлей вместе со своей старшей сестрой Хаей. Когда Хая вышла замуж, они разделили с Мелехом свое дело на два маленких магазинчика. Один остался у Хаи с её мужем Мендлом, а второй у Мелеха. И уже только Мелех помогал поднимать своих младших сестер и брата.
Первая Мировая война принесла многие беды - голод, разруху, затем две революции и гражданскую войну. Все это сопрвождалось грабежами и погромами особенно в еврейских местечках. Чтобы как то защититься от погромщиков, друг моего деда по фамилии Нейман организовал отряд самообороны... Конечно мой дед участвовал в этом отряде, когда требовали обстоятельства. Позднее, по распоряжению Буденного, им было выдано оружие для защиты от банд петлюровцев...

Тем временем к власти пришли Большевики. Отобрали земли у помещиков и поделили среди безземельных сельских труженников по колличеству едаков... Получила землю и семья моей бабушки. У них не было ни лошади ни быка и они сами по очереди впрягались, чтобы пропахать землю... Примерно, в это же время у одного из соседей моего прадеда никак не могла отелиться корова и уже начала умирать. Сосед пришёл к Шулыму и говорит: "Шулым, если есть у тебя счастливый ребёнок, купи у меня корову за бесценок..." И мой прадед купил... Все члены семьи возжами вытянули теленка вместе со внутренностями коровы... И опять помог другой сосед по имени Евтым - выходили и корову и теленка... Так в семье моего прадеда появилась корова с теленком.


Рецензии
Написано просто здорово! Читается на одном дыхании!
И как хорошо, что спасили корову и телёнка!
Вдохновения вам! И успеха!
с искренним уважением и теплом,

Наталия Антонова   10.09.2015 08:54     Заявить о нарушении
Спасибо большое! Будьте здоровы и счастливы! С теплом и уважением,

Леон Миронов   11.09.2015 21:01   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.