Крылатый морской конь

У этого памятника в Санкт-Петербурге, напротив администрации Приморского района очутились мы в начале лета. А виной всему… дождик.

Утром в окна весело заглядывало солнышко, поэтому и собрались ‘на воздух’. В ЦПКиО решили погулять, заодно и выставку художественного стекла посмотреть там под открытым небом. Но, как часто бывает в нашем городе, вышли из метро и… дождь, да не шуточный. Что же, повернуться и – домой? Ну, нет. Решили перебежать на трамвай, остановок пять и - ближе к цели. А там, глядишь, снова природа смилостивится - не так, уж, часто просто на прогулку удается вырваться.

Да вот уже и из трамвая надо выходить… «Дождик-дождик перестань…», - «Нет, - говорит дождик, - еще попугаю вас…».

И что же? Дацан нас приютил.  Мимо шли, в сторону набережной большой Невки – как раз и поровнялись с буддийским храмом. Зашли внутрь. Впечатления необычные. Сильные. Переступили порог – и в другой мир попали. В левой части храма - информация краткая на стенах… скамеечки… посидели… здесь же и фильм о ламе Этигелове демонстрировался…

Уже покидая Дацан, объявление увидели о национальном балете Тайланда. Оказалось – сегодня, здесь же невдалеке, ‘рукой подать’ -  в здании Администрации Приморского района, да еще и бесплатно!

«Пошли?» - «Конечно». - «А художественное стекло?» – «В следующий раз. Не будем нарушать тематику, раз уж так получилось».

Да. Так это все предисловие было.
Вот по пути из Дацана на балет Тайланда нам и открылся «путь из Варяг в Греки».


Уже издали за зеленым газоном сквозь редкие деревья возникли очертания необычного каменного комплекса. То ли ладья старинная… да нет же – слишком короткая для ладьи. Но, явно голова коня… и хвост какой-то мудреный… - это уже, когда поближе подошли. И снова – ну, ведь не весла же это, по одному с каждой стороны и разного цвета?! Нет! Ну, какие весла - у коня?!

И, надо сказать, чем ближе мы подходили – тем больше притягивал к себе этот памятник своей какой-то необычайно загадочной суровостью. Я-то впервые оказалась на этом месте. Так что же это за сооружение такое? Совсем приблизились. И на угловом камне (слегка южный дольмен напомнил мне, только без «входа» и пропорции иные) читаем вырубленные буквы-строки:

КРЫЛАТЫЙ  МОРСКОЙ  КОНЬ
НЕБО – ВОДА – ЗЕМЛЯ
ПУТЬ ИЗ ВАРЯГ В ГРЕКИ
ПО ЗЕМЛЯМ СЛАВЯН И ФИННОВ
ЗДЕСЬ ПРОХОДИЛ КОГДА-ТО.
----------------------------------------------
КАМИНКЕР
ДМИТРИЙ
ДАНИИЛ
2008

Так вот оно что-о! Путь из Варяг в Греки… здесь! Ну, да, а где ж ему быть-то еще?!
Теперь уже я стала как будто другими глазами смотреть на эту причудливую, для первого совсем непосвященного взгляда, композицию-символ. В самом деле, как еще можно было символически объединить три стихии - небо, воду и землю? Конечно же – это должен быть конь! Он и по земле носил всадников, и в небе летал крылатый Пегас с легкостью, как ветер, и в море гиппокампы, конь-рыбы, возили колесницу Посейдона.

И постепенно мое вИдение стало обрастать собственными фантазиями образами-«объяснениями»… Морской конь – путь по воде.  А там, где волоком?  Может быть, скульпторы Каминкеры представили, как и я, какого было тянуть по суше ладью огромную, метров десять, наверное, длиной (все же, не напрасно издали элементы ладьи видятся) и решили «подмочь» варягам в преодолении препятствий, добавив коню крылья… Кстати, уточку финнов, завуалированную в хвосте морского коня, я не сразу опознала.

И в то же самое время, конь этот хоть и крылатый, но приземленный в своей грубоватой суровости и простоте – ведь «приземлился» он в нашем, северном городе, именно там, где в далекие времена 9-12 веков проходила часть великого водного пути от Балтийского моря через реку Неву в озеро Ладожское…

Вообще, вся скульптурная композиция, выполненная из разных видов гранита (черный, светло-серый, красный), задумана как фонтан. Когда он действует, то этот крылатый морской конь-ладья погружается в воду. И тогда на пути его ‘перекатываются’ гранитные волны и ‘плывут’ причудливые каменные рыбы. По замыслу авторов еще должны быть фонари в виде чаек, но я их пока не видела…

Ну, что еще сказать? Спасибо – дождику!

***


Весьма удивили меня такие вот реплики несведущих потребителей Интернета:
- "Госпидя!... детей пугать только..."...
- "Ну и какое чувство прекрасного будет формироваться у детей? Есть другие скульпторы, есть другие формы, есть другое видение, а это кто выбирал, интересно?"
и т.п.

Да, есть... и другое, и пусть оно Будет!

В данном случае, думаю, это реальная возможность 'восприятия' прошлого в наши дни. И дети со своим, "другим" вИдением, скорее разберутся и в форме, и в содержании, нежели взрослые - авторы этих реплик.

Кстати, если хоть немного поинтересоваться творчеством Дмитрия Каминкера, то можно легко выйти на такое уникальное явление в культурной жизни Санкт-Петербурга, как "Деревня Художников". Или хотя бы узнать, что работы его находятся и в собраниях Русского Музея, и Третьяковки, и музеях других городов и у нас, и за рубежом...


Рецензии
Татьяна, здравствуйте. Озадачили вы меня однако. Я коренной Петербуржец (хоть так и хочется сказать Ленинградец) в по крайней мере в четвертом поколении, а у этого памятника не бывал. Спасибо вам за познавательную и интересную миниатюру. С огромным уважением

Никонов Андрей 2   21.10.2021 14:34     Заявить о нарушении
Думаю, можно сожалеть, если не знаешь классику - архитектурные памятники, скульптуры «открыточные виды» Ленинграда-Петербурга.
Комплекс «Крылатый морской конь» появился в 2009 году. Я оказалась там случайно в 2010-ом. Может, пройдёт пару веков и этот крылатый конь станет классикой?!
Но съездить туда стоит.
Большое спасибо, Андрей!
С уважением,

Татьяна Аверьянова   21.10.2021 18:23   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.