Когниции подростка
Идеализм подростков
Подростки чаше бывают не в духе и страдают депрессиями, чем дети и взрослые. Они не терпимы с теми, кто не согласен с ними и кто, возможно, спокоен перед лицом несправедливости. Более того, способность отличить возможное от реального позволяет им не только понять. Что такое мир взрослых, но и представить, каким бы он мог быть, особенно в идеальных условиях. Эта способность подростков сравнивать то, что есть, с тем, что могло бы быть, превращает их в идеалистов. Сравнив возможное с реальным, они осознают, что действительность далека от идеалов, и становятся критичными наблюдателями фактического положения вещей, а также весьма критично относятся к взрослым. У некоторых подростков на определенное время возникает желание спасти человечество, переделать мир в различных групповых движениях. Некоторые подростки увлекаются политическим идеализмом и утопически идеями перестройки общества. Они считают, что предпринимают серьезные усилия, чтобы переделать мир, обычно в словесных баталиях. У старших подростков эгоцентризм сменяется социоцентризмом, то есть становятся защитниками угнетенных. Способность сочувствовать чужим страданиям появляются у юных именно потому, что в их собственных душах идёт постоянное брожение. Из-за своей психологической незащищенности подростки легко идентифицируются со слабыми, бедными и угнетенными жертвами эгоистического общества. Элкинд (1967) считает, что младшие подростки бунтуют в основном на словесном уровне, и только в юности, молодые люди начинают связывать свои идеалы с соответствующими действиями и становятся более понимающими, терпимыми и полезными.
Долговременные ценности.
Одна из основных характеристик подросткового периода – то, что индивид начинает примерять на себя взрослые роли. При этом подростки склонны считать себя равными взрослым, разрабатывают собственную жизненную программу, заботятся о будущем и думают о реформировании общества. В начале для личности подростка характерен большой эгоцентризм, который постепенно изживается в процессе децентрации. [ Эмоциональная децентрация ( от лат. de - отрицательная приставка + centrum – центр круга) - способность отстраниться от собственных эмоциональных переживаний, способность к восприятию эмоций, эмоционального состояния другого человека (Психология человека от рождения до смерти. Под редакцией А.А. Реана. «Прайм- Ерознак» М. 2002. с. 263. ]. Параллельно с развитием формального мышления возникают системы ценностей, ориентированные на долговременные задачи, а не на мгновенное вознаграждение или достижения сиюминутной цели.
Лицемерие
У подростков слово часто расходится с делом. Поведение молодых людей показывает, что у них не хватает опыта для того, чтобы применить его на практике. Это происходит, скорее всего, по причине незрелости их интеллекта, а не из-за порочности характера. Подростки считают, что следовать принципам высокой морали – значит просто осознать их и выразить словами, а ничего конкретного можно и не делать. Способность подростков размышлять о себе, о собственных мыслях и обществе приводит к тому, что они притворяются, что они не те, кем являются. Ожидается, что им должна нравиться школа, но на самом деле это бывает не часто. Ожидается, что подростки разделяют убеждения своих родителей, даже когда не согласны с ними. Ожидается, что они не должны выражать обиду и гнев, но на самом деле они и обижаются, и сердятся. Подростки не решаются говорить с родителями и обсуждать самые важные для себя темы. От них требуют не делать одного, не чувствовать другого и не хотеть третьего и ожидают отрицания самих себя и, следовательно, лицемерного поведения. Подростки часто притворяются, что они не те, кого ожидаю увидеть другие.
Псевдоглупость
Элкинд (1978) отмечает, что подростки часто демонстрируют качество, которое он называет псевдоглупостью. Это тенденция выбирать слишком сложный подход к проблеме, что приводит к неудаче не потому, что эта проблема сложна, а потому, что она слишком проста. Они излишне анализируют ситуацию, ища нюансы, которые, скорее всего, не будут найдены, и их действия парализуются, поскольку задача выглядит слишком сложной. Другим словами, способность выполнять формальные операции позволяет подростку рассматривать альтернативы, но этот новый для него процесс еще не полностью контролируется. Поэтому подросток кажется глупым, хотя на самом деле у него отличные способности и просто не хватает опыта.
Интроспекция
Подростки зачарованы своими мыслями и чувствами. Мир подростков полон внутренних проблем, которые при внимательном с их стороны размышлении могут разрешиться. Подростки начинаю проводить всё больше времени, погружаясь созерцание самих себя, занимаясь инроспекцией.
Я- концепция
Подростку приходится сформулировать некоторые постулаты относительно самого себя. Постепенно он начинает отличать правильные взгляды на себя от ошибочных и формулирует общее представление о себе. Я – это часть личности индивидуума, которую он/она осознает. Я- концепция и позднее идентичность формирует основу самооценки . Люди с высокой самооценкой нравятся сами себе, люди с низкой самооценкой –нет.
Самооценка необходима для «выживания души, это элемент, который придает человеку чувство достоинства. Она вырастает из взаимодействия с другими людьми, в котором Я является важным для кого-то. Я вырастает из малых достижений, похвалы и успеха» (Lazaarus, 1991). Я-концепция - это сумма определений и образов себя. Я-концепция также состоит из мнений о различных аспектах Я, таких как социальные навыки, спортивные качества и моральность. Подростки собирают доказательства, которые помогают им оценивать себя. Они сравнивают себя со своими идеалами и идеалами других.
Свидетельство о публикации №210093001042