О воспитании детей
«Душа младенца есть храм Божий, - говорил Блаженный Иероним, - поэтому надо наблюдать, чтобы она ничего не слышала и ничего не говорила, кроме истин евангельских; она не должна понимать ни безстыдных басен, ни соблазнительных песен; ее нежный язык должен возноситься только к Богу». Иногда можно услышать от родителей такое мнение, что младенца еще рано воспитывать, так как он еще ничего не понимает, говорить не умеет да и спросить не может, а вот когда он подрастет, тогда уж можно заняться воспитанием. Наверное, они просто не задумывались о том, что внутренний мир ребенка является отражением внутреннего мира его родителей. Что он видит вокруг себя, то и впитывает, с кем общается, тому и подражает и, в конце концов, научается. А первые люди, которых видит ребенок и с кем общается – его родители. Обратите внимание на маленьких детей: любимые игры у девочек – в дочки-матери, а мальчиков – в пожарников, в водителей, в докторов и т.д., в тех, кем по профессии являются их отцы. Старец Паисий Афонский говорил, что благочестие детям нам нужно давать с молоком, а не с твердой пищей, потому что, когда дети еще малы, т.е. глупы, они списывают с родителей, как бы на незаписанную кассету; тогда необходимо позаботиться, дабы они «заполнили» ее добротой и любовью. Но когда они немного подрастут, нужно быть внимательными и действовать с рассуждением и осторожностью. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) в своих проповедях указывал на необычайную актуальность предостережения апостола Петра спасаться от рода прелюбодейного и грешного относительно наших детей, которые ежедневно подвергаются духовной заразе: «Надлежит беречь всеми силами детей от развращенности, беречь от общения с теми развращенными детьми, которые учат их всем порокам, учат греху непослушания и непочтительности. Надо беречь их от отравы сладострастных романов, которые они так любят читать. Вырывайте из рук их эти ядовитые книги, не позволяйте им осквернять молодые сердца этими греховными мерзостями, этой нечистотой».
В наши дни предостережения апостола Петра и напоминания святителя Луки необыкновенно своевременны, так как в полку духовной заразы прибыло. Обрушившаяся на наши головы и головы наших детей пресловутая свобода, превратилась в лавину лжи: свободу от совести, свободу развращения и растления детей – будущего нации и нашего будущего, свободу разрушения собственной жизни, свободу обижать слабых и беззащитных, свободу «хождения по трупам» в погоне за сиюминутными благами временного материального мира, не только не приносящими истинной радости по их достижении, но и ложащимися на душу омертвляющей тяжестью и духовным мраком. Не только сладострастные романы, но и безчисленное количество иных легкодоступных печатных изданий дополняют лавину порока и разврата, льющегося с экранов телевизоров, и это все декларируется свободой слова. Возможно, наше общество просто не знает, что есть свобода, так не поняв и не разобравшись, в стремлении обрести ее немедленно, бросается из одной крайности: «свобода, равенство, братство» – в другую: вседозволенности. Православному христианину, как, наверное, и невоцерковленному мирскому адекватному человеку, тяжело понять и совершенно невозможно принять все вокруг происходящее, тем более, невозможно подобный натиск выдержать детским душам без духовной помощи и молитвенной поддержки родителей и близких людей. Так обратимся же к творениям Святых Отцов, как к источникам Божией мудрости. Первосвятитель митрополит Филарет Московский поясняет, что есть истинная свобода: «Бог создал человека свободным. Но истинная свобода – это далеко не саморазрушительный произвол, а «способность и возможность избрать и исполнить лучшее».
Наверное, никто из святых отцов не уделял столь много внимания вопросам воспитания детей в своих проповедях и наставлениях, как святитель Иоанн Златоуст. Для нас, православных христиан, горьким обличением звучат его слова, отрезвляя от дурмана мирской суеты и, заставляя задуматься об истинных ценностях: «Родители, которые пренебрегают воспитывать детей своих по-христиански, беззаконнее детоубийц. Под долгом воспитывать детей своих я разумею не одно то, чтобы не допускать их не умереть с голоду, чем многие люди, кажется, и ограничивают свои обязанности по отношению к детям…Я разумею о попечении образовывать сердца детей в добродетели и благочестии – долг священный, которого никак нельзя преступить, не сделавшись виновным в некоторого рода детоубийстве. Все у нас должно быть второстепенным в сравнении с заботой о детях и с тем, чтобы воспитывать их в наказании и учении Господнем. Не так полезно образовать сына, преподавая ему науки и внешние знания, посредствам которых он станет приобретать деньги, сколько, если научить его искусству презирать деньги. Богат не тот, кто заботится о большем стяжании имения и владеет многим, а тот, кто ни в чем не имеет нужды. Не заботьтесь о том, чтобы сделать сына известным по внешней учености и доставить ему славу, но старайтесь о том, чтобы научить его презирать славу настоящей жизни; от этого он будет славнее и знаменитее. Это возможно сделать и богатому и бедному; этому научаются не от светских учителей и не при пособии наук, а из Божественных писаний».
«Напоминайте детям чаще о Святом Крещении, о данных ими тогда обетах, чаще внушайте им, что мы все рождаемся во грехах и возрождаемся в крещении не для временной жизни, не для приобретения чести, славы и богатства, но для жизни вечной»,- писал Святитель Тихон Задонский.
На вопрос как с первых дней воспитать дитя, чтобы оно, придя в возраст, ничего так не желало, как быть истинным христианином, человеком и разумно свободным существом, но и имеющим обязательство пред Богом, митрополит Серафим Чичагин дает четкий ответ: «Надо окружить дитя святынею и добродетелями. Вера и благочестие родителей должны привести к церковности, к частому причащению Святых Христовых Таин, сопровождающемуся чудесным исцелением младенцев. Начатое христианское воспитание необходимо продолжать и в детстве, и в отрочестве, и в юношестве. Когда у дитяти начинают пробуждаться силы, родителям должно усилить внимание, ибо грех, живущий в человеке, непременно возбудит борьбу со стремлением к Богу и дети не в силах сами бороться; тогда начинается борьба родителей с грехом, живущим в дитяти.
Должно так вести и направлять силы телесные и душевные ребенка, чтобы не отдать их в плен плотоугодию, пытливости, своеволию и самоуслаждению. Это главное, в этом мудрость христианского воспитания».
О том, что распространенное в наше время светское воспитание, которое не только нельзя назвать христианским, но и является большим грехом, Иоанн Златоуст говорил: «Даруя нам детей, Господь вверяет их нашему попечению и предоставляет нам власть над ними. Чем оправдаемся мы пред Господом? Не тем ли, что дети нас не слушают? Но родители обязаны предотвращать такую гибель детей, должны овладеть первыми их впечатлениями, наложить на них узду, когда они еще не имели силы разорвать ее, а не ждать, пока страсти, усилясь постепенным развитием, сделаются необузданными и неукротимыми… Вашим детям едино на потребу – вера, религия. Религия есть броня против ударов судьбы и ухищрений врага; она есть сила для борьбы со страстями и соблазнами; она есть ручательство, что дети проживут честно, добродетельно и не совершат безумных преступлений; наконец, только религия дает возможность претерпеть невзгоды до конца и понести свой крест за Христом до дверей Рая».
«Нет никакого высшего искусства, как искусство воспитания. Мудрый воспитатель создает живой образ, смотря на который радуется Бог и люди», - сказал святитель Иоанн Златоуст.
В заключение, всем матерям, воспитывающим своих детей в наше сумасшедшее время, борющимся за души своих детей с бесчисленными соблазнами "свободного мира", в момент, когда опускаются руки, и, кажется, что ты уже ничего не можешь поделать, вспомните или прочтите слова преподобного Иустина Поповича, которые вас утешат, придадут силы и вернут надежду: «Ибо только истинная христианка – истинная воспитательница; в преходящем земном мире христианская мать – единая истинная воспитательница, ибо детям своим она дала безсмертие и вечность. Да, ибо детей своих научила вечной и безсмертной евангельской истине, вечной и безсмертной евангельской правде, доброте, молитве, кротости, смирению, надежде. А это то, что детям уготовляет безсмертие и вечность. Такое воспитание поистине вечно, ибо этим и ради этого люди и живут и в этом земном, и в том небесном мире».
А после, передохнув немного, снова продолжайте с верою свой нелегкий труд христианского воспитания, а Пресвятая Богородица вам всегда поможет - только попросите.
Андреева Ирина.
Свидетельство о публикации №210093001225