Пасхальный подарок

                А ведь так приятно, так хорошо на душе становится, когда в
                тебя крепко верят и ждут от тебя только хорошего.
                Особенно, когда так в тебя верит беззащитное маленькое существо.
                В. Бианки. Плавунчик.

    Изящная чёрно-белая кошечка Радя сидит передо мной на чистом листе бумаги. Она только что сотворила одну из своих любимых шалостей: тихонько пробралась на шкаф, а оттуда неожиданно грациозным прыжком перелетела на письменный стол, совершив мягкую
посадку перед моим лицом. Теперь она смотрит мне прямо в глаза в ожидании ласки.

    А ведь так Радя стала смотреть недавно. Прежде, когда наши глаза встречались, она торопливо отводила свои, будто с боязнью, чем огорчала меня. Потом я прочла у австрийского учёного К. Лоренца, что так ведут себя животные перед более сильными. С той поры, как с великим трудом мне удалось отвоевать Радю у смерти, она смотрит мне прямо в глаза, как бы изливая доверие и любовь.

    Попала к нам Радя в трудное время, когда тяжело болела наша любимая бабушка. Едва наступило слабое облегчение, мы решили взять котёнка, которого на Пасху родила приблудившаяся кошка. Так у нас появился новый член семьи – кошечка Радя, от слова – радость.

    После болезни бабушка почти ослепла и так ослабела, что ей даже слушать радио было тяжело. Она очень любила животных, и Радя стала для неё действительно радостью. В свою очередь, кошка получила великолепное воспитание: она выросла деликатной, послушной, ласковой и аккуратной. Привязана Радя к бабушке была необычайно, после смерти старушки она сутки пролежала возле покойницы. А потом Радя заболела от тоски, и её едва удалось выходить.

    Любила Радя всех нас. Часто, бывало, она сладко спит, свернувшись клубочком, вдруг вскакивает, полусонная, и мчится к дверям. Там становится столбиком, опираясь передними лапами на стул, и застывает в ожидании. Лишь через несколько минут раздаётся звонок, и приходит кто-нибудь из нас.

    Радя стремилась участвовать во всех наших делах. Утром делала со мной зарядку, не прочь была и сама поупражняться. Когда её подбрасывали, крутила сальто, а приземляясь, ожидала аплодисменты, как заправская артистка. Очень любила уборку пола, потому что в куче мусора находила свои потерянные игрушки. Когда же я садилась к столу работать, у меня всегда на коленях лежала круглая меховая подушечка.

    Иногда Радя помогала нам. Если падал карандаш или булавка, она подбегала к упавшей вещи. Заметив это, мы просили её: «Радя, ищи!» Завелась в нашем старом доме мышь и вскочила в комнату, прячась среди молочных бутылок. У Радюшки уже к этому времени не было зубов, поэтому я сама бросилась ловить мышь. Но Радя показывала, куда она прячется. Так вместе мы удачно поохотились.

    Были у Ради в семье и обязанности, которые она возложила на себя: поддержание нормального психологического климата и врачевание. Если кто-нибудь из нас начинал громко говорить или сердиться, она бросалась ко рту говорящего и взволнованно мяукала. Заметив, как она волнуется, мы старались её успокоить, а при этом улетучивалось и наше раздражение. В минуты горестей и неприятностей она по-своему утешала нас: ласкалась и мурлыкала.

    Зато как любила Радя спокойствие, согласие и веселье! Когда мы с друзьями садились кружком, она обязательно прыгала мне на колени и внимательно следила за разговором, переводя глаза с одного говорившего на другого. Будучи врождённым меломаном, Радя очень ценила классическую музыку, особенно Моцарта. Тут она даже пыталась, протягивая лапку, достать что-то из пластинки.

    А видели ли вы, как танцуют кошки? Для этого мне надо было стать посередине комнаты и запеть колыбельную песню. Где бы Радя ни была, она прибегала и, встав на самые цыпочки своих белых лапок, начинала медленно обходить вокруг меня. Спина у неё была выгнута колесом, поднятый хвост шевелился, как плавники у рыбки вуалехвоста.

    Особенно поразительным было поведение Ради во время наших болезней. Когда у мамы повышалось давление, кошечка прыгала к ней на колени. Во время одышки у мамы Радя, спавшая на подоконнике на солнышке, вдруг вскочила и бросилась к маминому лицу, двигая головкой, как бы спрашивая: «Что с тобой?» А когда скорая помощь с трудом привела маму в чувство, Радя, несмотря на мои протесты, улеглась у мамы на коленях. Так и проспали они несколько часов, пока не прошёл приступ.

    Была у меня печёночная колика, Радя легла рядом, касаясь спиной правого бока и вытянувшись во всю длину. Лежала она, расслабившись, как неживая, сходя только на опилки. Даже чтоб покормить, её приходилось насильно стаскивать с постели. Температуры у меня не было, значит, и этим нельзя объяснить её поведение. Провела она так с неделю, пока мне не стало легче.

    Теперь, когда Ради уже нет, мы часто вспоминаем её, верную подружку наших суровых и радостных дней.


Рецензии