Лужков и вертикаль

28 сентября 2010 г. в России произошло событие, истинное значение которого нам еще предстоит осознать. Это не просто громкая отставка «непотопляемого» московского мэра, это – начало новой политической эпохи. Вернее, последний аккорд старой, промежуточной – между попытками создать из России современное демократическое государство и полной зачисткой всех истинных проявлений демократии в стране, замена их на декорацию. Теперь демократия в России похожа на холст в каморке папы Карло – на нем лишь нарисован очаг, он внешне очень похож на настоящий, но не греет, а служит для прикрытия потайной железной двери.
          Юрий Лужков был последним крупным чиновником и политическим деятелем, осмеливавшимся оставаться независимым от выстроенной командой Путина-Медведева вертикали власти. Да, да, именно Путина-Медведева, потому что нет никакого противостояния между бывшим и нынешним президентами, они – одна команда, и деятельность Медведева – прямое продолжение деятельности Путина. Противостояние между ними – еще одна видимость, уловка, подыгрывающая мечтам оппозиции, много раз обкатанная на лохах игра «в хорошего и плохого полицейского».
          Отставкой Лужкова завершилась череда мер, направленных на создание полностью ручного управления огромной страной. Началось это еще при Ельцине, закрепившем в Конституции особенный статус президента, его неподконтрольность парламенту. Затем - Закон о политических партиях, ставший преградой для создания новых партий без административного ресурса; увеличение числа силовых ведомств, напрямую подчиняющихся президенту; отмена выборов губернаторов - закон, разработанный лично Путиным, позволяющий ставить угодных президенту руководителей регионов и снимать их в случае потери «доверия президента», в точном соответствии с которым Медведев и снял Лужкова.
          Посмотрим, как прокомментировал президент Медведев свое решение об отставке мэра Москвы: «Трудно представить себе ситуацию, чтобы президент и губернатор могли работать в условиях, когда президент - высшее должностное лицо России - не испытывает доверия к тому или иному чиновнику, к тому или иному руководителю региона, что, собственно, и произошло. Это произошло в первый раз, но я не исключаю, что такие случаи могут повториться, это зависит от конкретной ситуации».
          Тут все совершенно прозрачно. Во-первых, основное условие работы для любого крупного чиновника – его лояльность президенту, профессиональные качества и соответствие должности даже не рассматриваются. Во-вторых, это явная угроза для всех оставшихся: пример Лужкова – другим наука – не будешь лояльным – полетишь в тартарары. Поэтому и сняли его так громко и жестко. Могли бы ведь дать доработать до конца срока, но тогда был бы не тот эффект, устрашение для остальных чиновников – важный момент в этой отставке.
          А это комментарий отставки Лужкова, сделанный премьер-министром Путиным: «Но очевидно, что отношения у мэра Москвы с президентом не сложились. Между тем, мэр является подчиненным президента, а не наоборот, поэтому нужно было своевременно предпринять необходимые шаги для нормализации этой ситуации».
          Путин в своей обычной пацанской манере режет правду-матку в глаза: Лужкова уволили, потому что он не сумел договориться с Медведевым. То есть уволили «по понятиям». А не по демократическим законам. Конечно, сам закон о назначении и отставке губернаторов, авторством которого гордится Путин и в соответствии с которым уволили Лужкова, не имеет ничего общего с демократией, он ей прямо противоположен. Но до сих пор его применение сопровождалось хоть какой-то юридической обоснованностью. Уволенным ранее с формулировкой «утрата доверия президента» трем губернаторам были до этого предъявлены обвинения в совершении уголовных и административных правонарушений. Так, первый уволенный с этой формулировкой глава Корякского автономного округа Владимир Логинов сорвал северный завоз, из-за чего зимой 2005 года в регионе разразился топливный кризис. Ненецкий губернатор Алексей Баринов находился ко времени отставки под арестом. Губернатор Амурской области Леонид Коротков был до отставки обвинен в злоупотреблении служебным положением, халатности и нецелевом использовании бюджетных средств.
          Отставке Лужкова предшествовали не обвинения, предъявленные прокуратурой, а мощная атака подконтрольных Кремлю СМИ, создавшая подходящее случаю «общественное мнение». Официальных обвинений, видимо, так и не будет. «Непотопляемый» мэр Москвы, управлявший столицей 18 лет, если уж и пойдет ко дну окончательно, то потащит за собой длинную вереницу чиновников из администрации президента и правительства РФ, включая самих президента и главу правительства. Поэтому, они, скорее всего, предпочтут не рисковать, ограничившись травлей в СМИ.
          Сама эта травля тоже весьма примечательна – своим цинизмом. В ходе нее активно использовали, в том числе, и настоящие проблемы Москвы и москвичей, и действительные прегрешения московского мэра. Только известно обо всем об этом было много лет – и москвичам, и гостям столицы, и премьер-министру, и президенту. Разрушение исторического облика Москвы варварской реконструкцией по-лужковски и точечной застройкой, нарастающий транспортный коллапс, ужасная экологическая обстановка, бешенные цены на жилье, непомерно богатеющая жена мэра, которая не могла стать столь успешной бизнес-вумен без использования административного ресурса мужа – это все общеизвестные факты, о которых до недавнего времени вслух говорили лишь немногие общественники-энтузиасты на своих пикетах и интернет-сайтах. Сейчас их вытащили на федеральные телеканалы. Попользуют и выкинут. А проблемы останутся, тем более что не все они происходили по вине мэра. Давшим команду устроить СМИ-атаку на Лужкова нет дела ни до исторического облика и экологического состояния Москвы, ни до москвичей с их проблемами, как им нет дела до проблем всех россиян.
          Их волнуют совсем другие вещи – борьба за власть. За полностью неподконтрольную обществу безграничную власть над огромной страной, богатой сырьевыми ресурсами и бедной людьми с нерабской психологией.
          Что теперь представляет собой политическое поле России, после отставки последнего независимого чиновника федерального масштаба? Ручное правительство, марионеточный парламент и карикатурная оппозиция - оппозиция, радующаяся отставке Лужкова, совершенной механизмом вертикали власти, с которой эта самая оппозиция якобы борется.
          Теперь осталось лишь констатировать, что вертикаль власти, о необходимости которой столько говорил Путин, наконец, полностью построена. Ура, товарищи?..


Рецензии
Ура, товарищи! Да... уж.
Римма, у тебя тут такие материалы, что по ним видны современные процессы.
Просто дневник эпохи!

Наталья Ромодина   02.05.2017 22:23     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.