Виктору Становскому, - создателю механизмов ЭЦ
Свои впечатления на последнее Ваше письмо я накатал в тот же час, но сразу тогда не отправил. И правильно. А сегодня, наконец, мне приспичило в позе умника изложить своё мнение, теперь уж хоть чуть-чуть более продуманное.
По очередным механизмам ЭЦ, аналогичным тем, в которых зацепление эвольвентное, мне пока сказать нечего, да я и не очень-то вникал. Как говорится, будем посмотреть. Вот ежели сообразить очень актуальные примеры их применения, любопытства к ним и наблюдательности инженерной будет больше у каждого. Надежды понятны и мне, а проблемы реализации - пока не очень.
Моё любопытство больше привлекла идея Вашего механизма, применительно к двигателю внутреннего сгорания.
1. Полагаю, что на Вашей схеме не стоило показывать зубчатые колёса. Они, во-первых, не имеют отношения к самой идее, а во-вторых, в реализации должны оказаться столь огромными, что компактность основного устройства уже не выглядит подкупающе важной.
2. Как решается проблема мёртвой точки, на этой схеме не видно.
3. Полагаю, что блок цилиндров в виде соосного расположения двух таких механизмов со сдвигом на четверть фазы по циклу работы – выход из этой трудности.
4. Предложена объёмная (гидравлическая или газовая) машина. В качестве ДВС, полагаю, – это не лучшее из возможных примеров её применения. Её принципиальные возможности шире.
5. Двигатель и насос – устройства обратимые, в смысле кинематики механизма.
6. Возможен не обязательно именно только двигатель сгорания. Можно подумать и о пневмодвигателе, например, в качестве стартера для основного двигателя в средствах транспорта. Ради надёжности и безопасности двигатель винтового, кажется, фирмы «Сухой», прекрасного спортивного самолёта для высшего пилотажа, со звёздчатым расположением поршней, заводят, если надо, даже в воздухе, от баллона сжатого воздуха. (На днях я это видел по Интернету). А французы, - как я слыхал, - предлагают использовать пневмомоторы даже для городского транспорта, наверное, личного. Пневмодвигатели вообще очень компактны. В качестве технологической оснастки станков и средств механизации ручных инструментов – это очень даже перспективное направление техники.
7. Те же механизмы могут быть использованы в качестве пневмокомпрессоров. А для них и вопроса о мёртвой точке не стоит.
8. Насколько я понимаю, хитроватый, - не шибко подробно показанный у Вас, - механизм преобразования поступательного движения поршня во вращательное движение вала не относится ни к ЭЦ, ни вообще к циклоидным устройствам. Это механизм кулачковый, где шарики катятся по канавке, вдоль синусоиды. Точнее, здесь эта синусоида является эллипсом, - косым сечением цилиндра плоскостью. Ведь канавка должна быть как-то симметрична относительно плоскости вращения вала, точнее, именно здесь она симметрична некой линии по диаметру этого вала. Циклоида этого не даёт, а синусоида, как некий частный случай циклоиды, - натяжка уж слишком странная.
9. Работоспособность такого копира, – шарика по косой канавке, - не идёт ни в какое сравнение с работоспособностью кривошипно-шатунного механизма, в частности, с работоспособностью шеек коленчатого вала.
10. Однако, для одноразового в течение не долгого времени использования этого механизма в пневмо-моторе (для какой-то особой цели) можно бы посчитать компактность и малый вес такого устройства стоящем того, чтобы использовать его только один раз. (Например, в дорого стоящем космическом аппарате).
11. Фантазируя, можно представить себе даже миниатюрный ДВС кратковременного одноразового действия.
12. Что касается мечты о замене существующих ДВС в автомобилях, да и вообще на транспорте, то это выглядит слишком наивной мыслью.
13. Предложено уже великое множество идей по созданию всяких ДВС, из которых не одна реально не грозит существующим двигателям, хотя построено множество прекрасно работающих опытных образцов.
14. Когда-то, ещё в 70-х годах, только лишь начав заниматься механизмами А.П.Зайчева (sin x = sin nx), я и сам тоже подумывал приблизительно о том же. Давно уже известную косую канавку с шариками на ней, используемую (вместо косой шайбы с шатунами) в качестве очень компактного механизма привода плунжеров в гидромоторе, я, было, подумывал применить в качестве исключительно компактного привода лишь единственного, но довольно крупного поршня, расположенного соосно на валу такого типа гидромашины. К своему тому благому пожеланию я очень скоро тогда же потерял всякий интерес.
Свидетельство о публикации №210093001448