Слово

Говорят, оно было вначале. Очень может быть. Что ещё может существовать в безвоздушной темноте, в бесконечной промёрзшей пустоте вселенной живя самим собой? Чьё это было слово – неведомо, но через миллионы лет, тот, кто написал эту первую строчку Ветхого завета прекрасно понимал, на что способны слова. Он хмелел, видя как бесконечность смотрит на него из глаз людей слушающих написанное. Он метался прикованный к своей рукописи тем, что сильнее любой цепи и искал нужные слова. Ловил их из воздуха и бросал наземь, разглядев. Он смотрел на звёзды, на буруны пыли в пустыне, на чахлые деревца и не видел их. Ему приносили пищу и он не чувствовал её вкуса. Он то бежал за непонятно откуда рождающимися словами, то мучительно вытаскивал их из душного зноя, из грязных, спутанных волос, из пыльных вихрей и прозрачного света далёких звёзд и снова бежал, боясь не успеть за их стремительным бегом. И однажды, когда слова нарисовали пусть не совсем такую, как ему хотелось, но вполне законченную картину, ему показалось, что он понял того, кто сказал первое Слово…

Но это было много позже. Через века после того, как Слово сказало лохматое, низкорослое существо с дубиной зажатой в огромных ладонях. Оно было никудышным охотником и плохим следопытом. Смотреть по сторонам ему было от чего-то интереснее, чем ловить ноздрями запах потенциальной пищи. Да и слово он наверняка услышал от своей самки, которая баюкала детёнышей или препиралась с соседками. Сказала и не заметила. А он поймал это слово, долго пробовал его на вкус, складывая губы разными способами, перекатывал его на языке, тихо, чтобы никто не услышал, говорил его самому себе. Он придумал ещё слова, много разных слов и однажды, когда соплеменники ругали его за очередную неудачу в охоте, он так расстроился, что забыл о своём секрете и сказал одно из своих слов. Это был первый Человек.

Скорее всего соплеменники рано или поздно  избавились от своего словоохотливого родича. Очень может быть, что избавились радикально – опасный это тип, мало ли что ещё придумает. Но слово было сказано. Слово начало плодиться и размножаться. Снова и снова появлялись люди, очарованные словами. Они учились связывать их в цепочки, узоры и сети; они сплетали их в песни и сказки. Слова, придуманные людьми стали рисовать необыкновенные картины, которые люди никогда не видели. Слова рождали другой мир. Загадочный, пугающий и притягательный.

Люди признали за словами силу и власть, они поверили, что с помощью слов можно творить великое колдовство: повелевать ветром и дождём, поднимать из земли металлы и мёртвых, воевать, переноситься на огромные расстояния, разжигать огонь и лишать жизни. Они были правы по-своему, просто понимали это слишком буквально, или, действительно, слова в е времена имели такую силу. Может быть это от того, что их было ещё совсем мало и в каждое слово был вложен гораздо больший смысл и любовь. Быть может, со временем слова измельчали или опростели их носители, или слишком много стало и тех и других, но тайна так и осталась тайной. 

Секрет слова, которое живёт само по себе.



Июнь 2010г.


Рецензии