А кто будет родину защищать

Россия является самой крупной державой на карте мира. И все же потери в последние годы мы несем неисчислимые. Особенно они велики в духовно-нравственной сфере – разгул преступности, алкоголизма, наркомании, самых низменных человеческих пороков и страстей. Смерть и насилие, жестокосердие, похоть, разврат стали не только обыденными явлениями нашей жизни, – методично, злонамеренно, под разными предлогами они продолжают насаждаться среди нас с театральных подмостков, с кино- и телеэкранов, со страниц журналов и газет.

Нужны ли сегодня России храбрые воины, способные как Илья Муромец, Александр Невский и Александр Суворов к бескорыстной и жертвенной защите Родины? Вопрос этот – не праздный. Сейчас все больше людей в нашей стране начинает понимать, что своих сыновей надо воспитывать крепкими духом и телом.

И если решить задачу физического развития ребенка особого труда не составляет, то воспитать дух, созидающий в будущем воине любовь к Отечеству, способность отважно сражаться, проявлять волю к победе и побеждать, не так легко. Не секрет, что в наше время все труднее встретить мальчика, подростка, юношу, носящих в себе такие качества, как мужество, храбрость, отвага, выражающиеся в способности прийти на помощь слабому, встать на сторону беззащитного, умеющих жертвенно полагать «душу свою за други своя».


В значительной мере ослабление характеров русских детей объясняется отрывом от традиционной народной педагогики, при которой ребенок через сказку, былину, песню переживал первую встречу с трудностями земной жизни. Чистая, еще не помраченная грехами душа ребенка в естественной среде поэтических образов, интуитивно, на подсознательном уровне, определяла свое отношение к добру и злу, выбирая служение подвигу во имя добра. Надежных ратных людей – вождей и рядовых воинов – русский народ умел взращивать всегда. История Древней Руси – это почти беспрерывная оборонительная война, это битва не на жизнь, а на смерть за свою свободу, это постоянное решение вопроса быть или не быть. В борьбе за свою независимость во время монголо-татарского ига Россия несла колоссальные потери – только в плен были угнаны миллионы русских людей и проданы на невольничьих рынках восточных и средиземноморских стран. Сколько же их погибло в сечах, от пожаров, сколько стариков и детей уничтожено завоевателями во время набегов?


Каждый взрослый мужчина на Руси был воином, а народ перед лицом общей беды понимал свое призвание на земле, как защиту Отечества, его святынь и духовных идеалов. «Служба, – пишет Иван Солоневич в книге «Народная монархия», – была очень тяжела, но от нее не был избавлен никто. Монахи и купцы, дворяне и мужики, посадские люди и всякая гуляющая публика – все было так или иначе поставлено на государеву службу, даже преступники…».
В настоящее время система духовно-нравственного воспитания граждан Российской Федерации сталкивается с рядом сложнейших проблем, требующих безотлагательного решения. Основными из них являются:

• отсутствие единой государственной идеологии, определяющей смысл и цели существования Российского государства и народов, проживающих на его территории;

• отсутствие единой общегосударственной системы формирования у граждан России высоких духовно-нравственных качеств на основе исконно российских ценностей и традиций, в том числе и воинских;

• девальвация духовных ценностей, потеря значительной частью общества нравственных ориентиров и, как следствие, катастрофически низкий духовно-нравственный уровень населения, утрата традиционно российского патриотического сознания, чувства долга перед Отечеством среди молодежи;

• постоянная и всесторонняя пропаганда в СМИ чуждого российскому народу образа жизни западного общества, культа насилия, разврата, исключительно потребительского отношения к государству, к военной службе, друг к другу;

• идеологическая экспансия со стороны различных деструктивных сект и оккультных учений, а также организаций экстремистского и даже фашистского толка, подрывающих и порочащих традиционные национальные ценности русского народа и других народов России;

• существенное снижение воспитательного воздействия на население со стороны государственных органов образования, культуры и искусства;

• обострение криминальной обстановки и межнациональных отношений в государстве.


Наиболее остро и болезненно эти изъяны сказываются на облике, умонастроениях и поведении представителей подрастающего поколения. Их неокрепшие души не успевают выработать иммунитета к негативным проявлениям нашей непростой действительности. Отсутствие критического отношения к своим поступкам часто приводит молодых людей к легкомысленному верхоглядству и слепому подражательству. А ведь молодежь – это наше с вами будущее, будущее нашей страны! Хочу остановиться на предательстве. Когда я был школьником, часто говорили: «Вот пойдешь в армию, там из тебя сделают человека». Я скажу по-другому: «В армию надо в первую очередь идти человеком. Потому что от предательства гибнет больше людей, чем от пуль на полях сражений. Человек, уклоняющийся от службы в армии – уже предатель, совершающий тягчайший грех перед Родиной. Ибо каждому мужчине необходимо защищать  родных, близких и Родину, для этого он и рожден. На заре православия за отказ служить Отечеству предавали анафеме. Все мы – воины Христовы, присягавшие заступиться за Россию в минуты опасности. Воин, давший присягу, осознанно отказывается от жизни для себя – его жизнь принадлежит Родине навсегда».


Русским философом Иваном Александровичем Ильиным создана универсальная цельная теория, объединившая проблематику личности, общества, права, государства, патриотизма, Чести, Долга, Родины и воинского служения.


Важнейшей задачей на современном этапе общественного развития России является возрождение всех сфер ее жизни. Ее решение возможно лишь через развитие гражданских отношений, стимулирование внутренних источников роста, в том числе отстаивание национальных интересов. Рассчитывать же на то, что «…самобытная российская общественность безропотно воспримет, и будет воспроизводить идеалы, ценности и социальные формы, выработанные западной цивилизацией – утопия. И она становится опасной не только для России, но и для всего мира, когда ее пытаются воплотить в жизнь под экстремистским лозунгом: «Реформы любой ценой!».


И.А.Ильин уверен, что главная причина всех бед и страданий лежит в утрате российскими, европейскими обществами духовно-религиозного восприятия и отношения к миру. То есть, главная причина заключена в духовном кризисе религиозно выверенной идеи. Как отмечает философ, утрата традиционных моральных ценностей и господство безбожия стали не только болезнью Русского общества. Они привели к общечеловеческому кризису духовности.


Подлинный патриотизм связан с Родиной, а Родина – это, прежде всего, народ. Она, словно мать, бережно растит и духовно поднимает своих граждан, создает условия для их творческой, созидательной деятельности. Патриотизм как качество личности закладывается с детства. Слушая колыбельные песни, постигая картины окружающей действительности, заучивая первые стихотворения, дети инстинктивно привязываются к «своему». Затем эти прекрасные чувства поддерживаются, развиваются в школе и перерастают в осознанную любовь к Отечеству.


Иван Ильин так раскрывает понятие Родина: «Это духовная реальность. Чтобы найти ее и узнать, человеку нужна личная духовность. Это просто и ясно: Родина воспринимается именно живым и непосредственным духовным опытом; человек, совсем лишенный его, будет лишен и патриотизма».


В связи с тем, что, по мнению Ильина, «... в основе патриотизма лежит акт духовности самоопределения, найти Родину значит реально испытать соприкосновение с нею, как с возвышеннейшим предметом, пережить своего рода духовное обращение». Быть истинным патриотом означает самоотверженную любовь к Родине. Сила этого чувства превышает остальные, в том числе и любовь к себе. Только тогда, когда человек именно так воспринимает духовную жизнь и духовное состояние народа, он обретает свою Родину и сам становится настоящим патриотом.


Дух патриотизма – универсальный нравственный идеал, который лежит в основе любой государственной военной системы. В противном случае он не имеет никакой ценности. Именно патриотизм, ответственность за свою землю, родных и близких помогли выстоять, победить, вернуть России славу и уважение в мире.


Массовый патриотизм, мужество и отвагу проявил русский народ в Великой Отечественной войне (1941-1945 г.г.). Ранним утром 22 июня 1941 г. фашистская Германия и ее союзники обрушили на нашу страну удар невиданной в истории армии вторжения: 190 дивизий, св. 4000 танков, более 47000 орудий и минометов, 5000  самолетов, до 200 кораблей.


На решающих направлениях своего наступления агрессор имел многократное превосходство в вооружении, технике и личном составе. Вторая мировая война, развязанная фашистской Германией, стала одним из самых кровавых и драматических событий за всю историю человечества. Она вовлекла в свою орбиту 61 государство – 4/5 всех жителей земли. Вторая мировая война явилась результатом глобальной конфронтации середины ХХ века.


Решающее значение в планах фашистской Германии придавалось разгрому СССР. Фашистское руководство предусматривало в этой войне главную цель своих изуверских планов – полное уничтожение Советского Союза и порабощение народов нашей страны. Солдатам и офицерам вермахта вручили памятки, в которых говорилось: «...убивай всякого русского, советского, не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик, – убивай, этим ты спасешь от гибели себя, обеспечишь будущее своей семьи и прославишься на века».


Эта кровавая схватка унесла миллионы человеческих жизней. Она закалила многих, но вместе с тем искалечила судьбы людей, круто изменила их жизнь, принеся им муки и страдания, горе и лишения, горечь и печаль. За годы войны Германия и ее союзники потеряли свыше 15 млн. человек, из них на Восточном фронте – около 9 млн. человек. Потери США и Великобритании составили несколько сотен тысяч человек. Всего в годы второй мировой войны погибло более 50 млн. человек.


В результате фашистского нашествия Советская страна потеряла около 27 млн. человек (17 млн. мирного населения) убитыми, около 30% национального богатства. Великая Отечественная война поглотила огромные материальные ресурсы, разорила среду обитания людей, нанесла ущерб природе. Война для русского народа была оборонительной, справедливой. Это способствовало подъему традиционного русского и советского патриотизма. Звание Героя Советского Союза получили более 11500 человек. Советский Союз внес решающий вклад в победу антигитлеровской коалиции: советско-германский фронт на протяжении 4 лет (1418 дней и ночей) войны являлся главным фронтом второй мировой войны. Здесь было разгромлено 607 дивизий фашистского блока (союзники нанесли поражение 176 дивизиям).


Морально-политическое единство советских людей, патриотизм, дружба народов СССР, справедливые цели войны породили массовый героизм на фронте, трудовой подвиг народа в тылу. Цена Победы оказалась высока, но жертвы, принесенные на алтарь Отечества, не были напрасны. Наш народ принес их в борьбе с фашизмом, в войне, в которой решался вопрос о жизни и смерти страны, об исторической судьбе государства, о независимом существовании.


В Великой Отечественной войне на фронте и в тылу у советских людей со всей силой проявились самоотверженность и дисциплина, массовое самопожертвование и огромная энергия, напор и невиданная стойкость, без которых Победа была бы невозможна. Такой стойкости,  мужества и патриотизма история не знала. Не знала она и такой воли, и силы убеждений. В этой убежденности в правоте своего дела оказались слитыми идея защиты Отечества и национальная идея, вера в справедливость социализма и религиозная вера, доверие к власти. Это укрепило Красную Армию, спасло ее во время поражений и неудач, сделало страну единым военным лагерем, способствовало мобилизации всех материальных и духовных ресурсов во имя победы.


В годы войны совершили подвиг труженики тыла, снабжавшие армию всем необходимым. «Всё для фронта, все для победы» – лозунг, которым руководствовались старики и подростки, женщины, вставшие на места ушедших на фронт мужчин. Война стала серьезным испытанием русского народа, выдержать которое можно было, только обратившись к традиционным, проверенным историей духовным ценностям, сплотившись на основе освященного Православием принципа Соборности. Господь Бог защитил Святую Русь и еще раз показал необходимость единения религии и власти. Победа в войне подчеркнула богоугодность и особую духовно-историческую миссию русского народа.


В период войны мощнейшим средством пропаганды стало преклонение перед «героическим обликом наших далеких предков». Советская пропаганда заговорила об Отечественной войне, которую вел советский человек против фашистской Германии, вспомнила имена Александра Невского, Дмитрия Донского, Суворова, Кутузова, Нахимова и многих других русских полководцев. В их честь учреждались новые советские ордена и ими награждались за подвиги, совершенные уже в ходе Великой Отечественной войны. Стал пропагандироваться опыт военного искусства и полководческого мастерства, накопленный многими поколениями русских людей в борьбе с немецкими, татаро-монгольскими, шведскими, польскими, французскими и другими иноземными захватчиками: в частности опыт народных ополчений и партизанского движения.


Проводились параллели между Отечественной войной 1812 г. и Великой Отечественной войной, писалось о преемственности традиций русской и советской армий. Для того чтобы это подчеркнуть, были использованы некоторые внешние атрибуты русской армии: возвратились звания, погоны, кадетские корпуса («суворовские» и «нахимовские» училища) и т. д. Для того, чтобы привлечь на свою сторону народ, правительство решило использовать такую национальную ценность русского народа, как Православную церковь, чтобы поставить ее мощное идеологическое воздействие на  народные массы на службу Советскому государству в целях достижения победы над врагом.


В сентябре 1943 г. состоялась историческая встреча Сталина и руководства Русской Православной церкви. На ней были решены такие насущные для церкви проблемы, как созыв Архиерейского собора для выбора Патриарха, создание Священного синода, открытие богословских академий и семинарий, издание религиозной литературы и др. Для связи правительства с церковью был создан специальный государственный аппарат – Совет по делам Русской Православной церкви. Впоследствии были урегулированы отношения государства с другими религиозными конфессиями. В результате этих мер было достигнуто морально-политическое единство советского общества, что являлось в то время не просто идеологическим штампом, а средством укрепления общества в целях достижения общей цели.


То, что Русская Православная Церковь не стоит в стороне от важнейшего дела военно-патриотического воспитания молодежи, закономерно. Будучи Вселенской по сути, Церковь одновременно включает в себя и национальное начало. Русская Православная Церковь всегда благословляла свою паству на освободительные сражения. В период наполеоновского нашествия святитель Московский Филарет проповедовал: «Уклоняясь от смерти за честь веры и за свободу Отечества, ты умрешь преступником или рабом; умри за веру и Отечество – ты примешь жизнь и венец на небе».


«Может ли христианин быть солдатом?» – этот вопрос и сегодня встает перед многими, призываемыми на военную службу. Ведь даже на справедливой войне солдат вынужден проливать кровь других людей! Ведь даже войны в защиту Отечества остаются несчастьем и бедствием! Но ведь война выявляет не только темные стороны человеческой природы; война может пробуждать и все великое, благородное, дремлющее в народе; она приводит к вере, к молитве; она вызывает готовность к самопожертвованию, любовь к Отечеству и сострадание. Ведь грех за человеческие страдания ложится, прежде всего, на тех, кто развязывает войну, а не на воинов, жертвующих на полях сражений собственной жизнью за чужие ошибки и преступления. Они, по учению Церкви, совершают подвиг в защиту Отечества.


В Древнерусском Православии крест и меч, положительный и отрицающий лики любви, неразделимы. Так во всей важности встает вопрос о совместимости креста и меча, церкви и армии. Молитва открывает душу для божественных веяний и укореняет ее в них. Молитва есть духовный меч, отсекающий соблазны. Меч воина – «огненная молитва» за утверждение дела Божия на земле, за восстановление в падших душах образа Божия, пресекающая силы ада и злодейства. Российский философ Гончаров С.З. пишет: «Молитва монаха – это духовный меч, пресекающий в душе злые помыслы. Меч воина – «огненная молитва», ограждающая дело Божие от злодеяний. В Православии молитва направляет меч, но не наоборот. Такова молитва св. Сергия Радонежского и таков меч Дмитрия Донского.

Христос учил не мечу, а любви. Но, ни разу не осудил он меча, «ни в смысле организованной государственности, для коей меч является последней санкцией, ни в смысле воинского звания и дела». Вертолетчик майор Виктор Николаев служил в Афганистане, прошел все «горячие точки» Советского Союза.


В своей книге «Живый в помощи» пишет: «Наша ежедневная действительность требует того, чтобы мы содержали душу и тело в святой чистоте. Православное воинство доказывает ежечасно: Подвиг русского духа нетленный! Потому что Господь дал нам талант: присягая, Родину защищать. Помня о святой чистоте, мы должны, где бы ни находились, уходя, куда бы то ни было, не оставлять после себя духовную и мирскую грязь. Идя в разведку или в бой, надо сохранить о себе такую светлую память, как будто ты сюда уже никогда не вернешься, ибо плохое уже не исправить. Там, в Афганистане, Закавказье и других горячих точках перед боем или разведвыходом мы знали – насколько честно мы погибнем, настолько праведно сложится дальнейшая жизнь наших детей, А сегодня от повального разрушения морали армия детей ночи становится опаснее внешнего врага».


Много размышлял И.А. Ильин об армии, ее предназначении. «Чью армию я считаю своей, такова моя идентичность». Вот как философ советует вселять в юные души образ армии: «Армия есть сосредоточенная волевая сила моего государства, оплот моей Родины; воплощенная храбрость моего народа, организация чести, самоотверженности и служения – вот чувство, которое должно быть передано ребенку его национальным воспитателем.


Ребенок должен научиться переживать успех своей национальной армии как свой личный успех; его сердце должно сжиматься от ее неудачи; ее вожди должны быть его героями; ее знамена – его святынею. Сердце человека вообще принадлежит той стране и той нации, чью армию он считает своею. Без армии, стоящей духовно и профессионально на надлежащей высоте, – Родина останется без обороны, государство распадется и нация сойдет с лица земли. Преподавать ребенку иное понимание, значит содействовать этому распаду и исчезновению». Безусловно, проблемы духовно-нравственного состояния общества отражаются и на духовном состоянии его защитников.


Духовность армии невозможно рассматривать вне духовности создавшего ее общества, но при этом духовность Вооруженных Сил имеет свою особенность, которую весьма точно определил Иван Ильин.

Во-первых, армия – это «сосредоточенное воплощение государственной силы», государственной власти, как «элемент государственного бытия», как организованное множество людей, систематически «подготавливающих себя к победе и ради нее – к смерти и убиению во имя государственной цели».

Во-вторых, «каждый воин должен носить в душе сознание государственной цели и ее волевое и эмоциональное «приятие». Поэтому служение в вооруженных силах должно быть проникнуто живым вдохновением государственности».

В-третьих, родовой особенностью воина является то, что он есть «гражданин, принявший на себя сосредоточенное бремя гражданского звания и бытия», связавший свое дело с вопросом «о личной жизни и смерти, что определяет то высокое достоинство, ту высокую ответственность и то чувство чести, без которых невозможна армия и с которым сопряжено воинское звание». Отсюда воин «должен верить в духовную правоту своей Родины, своего государства и своего жизненного дела» и черпать свои силы и решимость в самой государственной цели и воле к ней.

В-четвертых, военная подготовка бесполезна без духовного воспитания человека, «...армия вне достоинства и чести эфемерна как воинская сила, но подлинна как источник государственного разрушения и гибели».


Таким образом, специфика воинской деятельности в сочетании с высочайшим напряжением духовных и физических сил, со способностью самопожертвовать во имя Родины определяют значимость духовного фактора для армии, делают его важнейшим компонентом военных побед.
Носителем и множителем военных традиций является офицерский корпус.


Можно без преувеличения утверждать, что облик военной организации зависит, прежде всего, от общей культуры офицерского состава, его выучки и дисциплинированности, верности долгу. Именно офицеры являются становым хребтом российской армии, определяющим ее состояние. Военная служба для большинства офицеров всегда была не только первостепенным государственным делом, но и лично значимым, которому они посвящал всю свою жизнь. Не случайно А.И. Каменев в своей работе «Офицер –  профессия идейная» писал: «Офицер – это надежда нации. Без него армии нет. Без армии нет государства. Без государства нет свободы граждан, нет достойной жизни, нет будущего ни у живущих, ни у потомков».


Сегодня можно констатировать, что лучшие духовные качества российского офицера не поблекли и не затерялись в прошлом. Нынешние офицеры являют собой ярчайшие примеры служения Отечеству, отдавая ему без остатка самое себя и ничего, по сути, не требуя взамен. Удивительно современно звучат сегодня слова генерала А.И. Деникина, сказанные им на первом офицерском съезде в мае 1917 года: «Наш офицер сквозь бедную трудовую жизнь свою донес,… как яркий светильник – жажду подвига. Пусть же сквозь эти стены услышат мой призыв и строители новой государственной жизни: “Берегите офицера!” ибо от века и доныне он стоит верно, и бессменно на страже русской государственности. Сменить его может только смерть».

Кадровый военный при любых обстоятельствах должен был сохранять свое личное достоинство как составляющую достоинства своего звания. «Чувство чести требует, чтобы офицер во всех случаях умел поддержать достоинство своего звания на той высоте, на которой должно находиться достоинство этого класса общества, несущего на себе священную обязанность защищать престол и Отечество».


Мне часто приходится встречаться с участниками и ветеранами Великой Отечественной войны. Общаясь с людьми, которые, не щадя своей жизни, остановили фашистского агрессора и не дали ему уничтожить русский народ, я восхищаюсь великими воинами нашей Родины. Многим ветеранам и участникам войны далеко за 80 лет, но их душевная теплота и пример Мужества, Героизма, Чести, Долга, воинского служения, проявленные на фронтах Великой Отечественной войны, на века  останутся для нас ярким примером для подражания.


Митрофан Харитонович Часовников (бывший работник нашей компании) прошел всю войну. В 1941г. 17-летним мальчишкой он умудрился приписать себе 1 год в свидетельстве о рождении и уйти на фронт. Перед отъездом мать дала Митрофану Харитоновичу иконку, которую он всю войну носил у сердца и благодаря которой он, много раз легко и тяжелораненый, вернулся с фронта живым и невредимым. Иконку М.Х. Часовников до сих пор хранит у себя дома в заветном месте.


В ноябре 2009 года я в очередной раз по традиции навестил Митрофана Харитоновича. Мы сидели за столом и пили чай, он делился своими воспоминаниями о войне и неожиданно, прервав нашу беседу, ушел в комнату и вернулся с иконкой-спасительницей. Меня поразило то, с какой любовью и нежностью он развернул передо мной материнский подарок. От иконки исходило тепло, и выглядела она так, словно два дня назад ее купили в нашем Югорском Храме. Горько было мне услышать от старого солдата слова о том, что самый страшный враг одиночество. С болью в сердце старый воин говорил: «На фронте было страшно, но рядом всегда ощущался локоть боевого товарища, а одиночество убивает меня каждый день».

 
9 Мая 2010 года 65-й День Победы в Великой Отечественной войне (1941-1945 г.г.). Каждый год в этот день мы поздравляем ветеранов Великой Отечественной войны. Это день внимания к старшему поколению и благодарности за наше освобождение. Мало осталось участников и ветеранов самой ужасной и кровопролитной войны за историю человечества и наша общая задача окружить их вниманием, заботой и теплом не только в этот Святой День, но и помнить об их существовании всегда и не допустить того, чтобы в мирное время одиночество убивало заслуженных и уважаемых людей.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.