Трудные подростки
Делинквентность (от латинского delinquere – проступок, прегрешение,
ошибка, вина, преступление, провинность, дурное поведение) синдром
патохарактерологической реакции человека или группы, проявляющийся
в систематическом совершении им или ими мелких правонарушений, не
достигающих степени преступлений, основной вид девиантного
поведения[3. М.И. Еникеев. Энциклопедия. Общая и социальная психология. «Приор» М.2002.с.82].
Девиантное (отклоняющееся) поведение (от позднелатинского deviatio –
отклонение) трактуется как поступок, деятельность человека или группы, не
соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стереотипам, образам). Девиантное поведение в
специальной литературе интерпретируется, как индивидуально поведенче-ский акт изучается психологией и как социальное явление, выражающееся в
распространенных, массовых формах человеческой деятельности, не
соответствующих официально установленным или фактически сложившимся
нормам[10].
Схематично категории дезадаптивных школьников проходят этапы
отклонений в поведении и развитии;
1) Трудновоспитуемые дети, имеющие близкий к норме уровень дезадаптации, который обусловлен особенностями темпера-мента, наличием легких дисфункций мозга, нарушением вни-мания, недостаточностью возрастного развития, особенностями социально-психологической и педагогической ситуации воспитания и развития;
2) Нервные дети, неспособные в силу возрастной незрелости эмоциональной сферы самостоятельно справляться с тяжелыми переживаниями, обусловленными их отношениями с родителями и другими значимыми для них взрослыми;
3) «Трудные подростки», не умеющие решать свои проблемы социально приемлемым образом, характеризующиеся внутренними конфликтами, акцентуациями характера, неустойчивой эмоционально-волевой сферой, измен под влиянием семейной обстановки, воспитания, ближайшего окружения становятся яв-но выраженными и со временем необратимыми;
4) Фрустрированные подростки, которым свойственны устойчивые формы саморазрушающего поведения, опасного для их здоровья (употребление наркотиков, алкоголизм), духовного и нравственного развития (сексуальные отклонения, домашнее воровство), будущего социального положения (прекращение учебы, бродяжничество) самого факта их существования (склонность к суициду, вызванная желанием избавиться от ощущения собственной ненужности, отсутствия смысла жизни).
5) Подростки-делинквенты, постоянно балансирующие на грани дозволенного и противоправного поведения, не сообразующегося с социально приемлемыми представлениями о добре и зле.
Поскольку социальная адаптация – это включение индивида или группы в социальную среду, приспособление их к соответствующим правилам, системе норм и ценностей, практике и культуре организации, то социальная дезадаптация подростков – это нарушение процесса социального развития, социализации индивида.
Индивид – отдельно взятый человек как представитель человеческого рода, обладающий своеобразными психофизиологическими особенностями. Индивидуальность – обозначает неповторимое сочетание природных и социальных свойств (3. с.111).
Признаки социальной дезадаптации – нарушение норм морали и права, асоциальные формы поведения и деформация системы ценностных ориентаций, утрата социальных связей с семьей и школой, резкое ухудшение нервно-психического здоровья, увеличение ранней подростковой алкоголизации, склонность к суициду.
Однако социальная дезадаптация – процесс обратимый, поэтому, по мнению многих учёных и практиков, можно не только предупредить отклонения в социальном развитии подростков, но и управлять процессом ресоциализации социально дезадаптированных детей и под-ростков.
Один из зарубежных авторов, Тревис Хирши (Hirchi, 1995) разработал теорию контроля, гласящую, что социальный контроль зависит от способности представлять последствия своего поведения. Автор полагает, что пред всеми людьми время от времени возникают определенные делинквентные соблазны. Однако большинство удерживаются от них, представив реакцию семьи и друзей; кроме того, почти любого человека остановит перспектива разрушения карьеры. Однако те же люди, которым кажется, будто им нечего терять, становятся нарушителями правил. Если быть точнее, то существует четыре типа социального контроля:
1) Привязанность. Прочные социальные связи побуждают к комфортности; слабые связи, которые установились в семье, группе равных и школе, оставляют людям свободу для погружения в делинквентность.
2) Приверженность. Чем больше человек привержен реализации за-конных возможностей, тем больше преимущества комформности. Напротив, тот, кто не слишком уверен в своем будущем успехе, ско-рее склонится к делинквенции.
3) Включенность. Широкая включенность в деятельность, которая расценивается как законная – в работу, учебу и спорт, - тормозит развитие делинквентности. У тех же людей, что «болтаются без дела» в ожидании удачи, хватает времени и энергии на делинквентную деятельность.
4) Убежденность. Твердая убежденность в общепринятой морали и уважение к авторитетным фигурам сдерживает делинквентные наклонности. Не слишком сознательные люди, оставленные без надзора, больше подвержены соблазнам и искушениям (Osggood et al., 1996).
Психологическая помощь при делинквентном поведении школьников.
Социальная адаптация предлагает использование психологических
по своей природе механизмов – идентичности, интериоризации, эмпатии, уподобления, приемов обратной связи. Объектами социальной адаптации становятся ценности, требования, установки (семьи, групп, организаций, территориальных и национальных общностей), складывающиеся в них формы взаимодействия, связи и взаимоотношения, этика поведения в различных системах, а также способы предметной деятельности.
Кристин Гриффин отмечает, что Стенли Холл (открыватель феномена «подросткового возраста») призывал корректировать молодежную делинквенцию противоречивыми микстурами: свободой и контролем. Свобода позволяет подросткам открывать их потенции, а контроль абсолютно необходим для установления порядка и самодисциплины.[36].
Психологическое консультирование по проблемам делинквентного поведения – это деятельность, в ходе которой мы побуждаем индивида, изменить свои отношения с делинквентным (греховным) миром. Мы обнаруживаем, как он представляет себе мир и как его структурирует, и изменяем это представление на лучшее (социально одобряемое поведение) для него. Разумеется, мы стремимся только к тем изменениям, которые полезны для человека и сохраняют его целостность. Психологическое консультирование по вопросам делинквентного поведения можно разделить на три вида деятельности:
1. Обнаружение – мы обнаруживаем то, что есть, раскрываем представление человека о мире. Выясняем, кем индивид является на самом деле (его аддиктивность, виктимность, делинквентность) какие восприятия и знания ему доступны.
2. Прояснение – мы выявляем и нейтрализуем чуждые, ненужные, делинквентные, криминальные или неподходящие представления.
Кроме того, мы находим дезадаптивные, «неправильные» ответы в уме человека и шаблоны, которые были установлены без полного согласования с намерениями индивида. В основном это материал, используемый в отрыве от ситуации. Решение проблемы состоит в том, чтобы вернуть его в адекватную (конформную) ситуацию.
2. Программирование и переориентирование – мы целенаправленно строим наилучшие (заповедные) для человека представления о мире. Мы усиливаем то, чего человек на самом деле желает (навыков социально одобряемого поведения: 1-счастливой семейной жизни, 2-материального благополучия, 3- здоровья), и воплощаем это в реальность. Развиваем социально одобряемые черты и способности, которые он хочет иметь [36].
. Основным сдерживающим началом по отношению к делинквентному поведению выступает связь между индивидуальным и общественным. Когда она ослаблена или затруднена, вероятность совершения проступков (прегрешений) повышается. На эту связь оказывает влияние такие факторы:
; Степень осознания данным человеком общественных норм на уровне собственной совести.
; Степень обеспокоенности мнением других людей о нем.
; Степень приверженности традиционным занятиям и консервативным жизненным целям.
Многие специалисты склонны рассматривать психопатов не как потенциальных делинквентов, а скорее как людей, подверженных поведенческим нарушениям (проступочности, прегрешениям). Но, правда и то, что многие психопаты действуют делинквентным образом. Роберт Хейр предлагает обстоятельный список характерных особенностей психопатической личности, демонстрирующей делинквентное поведение:
; проблемы с поведением в раннем возрасте (вспыльчивость и не-послушание);
; ранее начало преступной жизни (В юношеском возрасте и даже раньше);
; внешний шарм и обаяние, за которыми скрываются грубость и безжалостность;
; непомерное чувство собственного достоинства;
; паразитический образ жизни (существует за счет других людей);
; потребность в постоянной эмоциональной встряске, склонность впадать в скуку;
; импульсивность, слабый поведенческий контроль;
; проявление патологической лжи, склонность к жульничеству и аферизму;
; хаотичное сексуальное поведение, многочисленные кратковременные браки;
; поверхностность чувств (отсутствие глубокой привязанности к кому-нибудь или чему-нибудь);
; неумение раскаиваться или признавать собственную вину, безответственность;
; склонность к рецидивизму (вновь и вновь идут на проступок (прегрешение);
; отсутствие реализма, наличие невыполнимых долгосрочных целей;
; делинквентная разносторонность (действуют мастерски в проступках (прегрешениях) разного вида)[33].
Рональд Блэкборн считает, что только изменения в социальных структурах могут оказать существенное влияние на деликты, поскольку его корни лежат в социальной несправедливости и непропорционально большой власти авторитетов определять то, что считать проступком (прегрешением). С этих позиций терапия, нацеленная на отдельных людей, семью, делинквента, пытается хоть как-то, на скорую руку, поправить эту проблему, и к тому же, вольно или не вольно, перекладывают вину на жертву. Личные проблемы и дефициты многих из них поддаются психологической терапии, даже если отдаленные причины их проблем и дефицитов часто лежат в неблагоприятных социально-экономических условиях. Преодоления этих проблем может быть лучшей стратегией реабилитации индивидуума и предотвращения повторного совершения проступка (прегрешения). Тем не менее, предотвращение проступков (прегрешений) среди делинквентов не предотвратит совершения людьми первого проступка (прегрешения), как и не предотвратит делинквенцию среди тех, кто не был пойман. Впрочем, проблема профилактики (превенции) делинквенции имеет соответствия в понятиях первичной, вторичной и третичной профилактики, которые стали руководящими принципами охраны психического здоровья граждан. Первичная профилактика нацелена на предотвращение возникновения расстройства посредством создания прямых барьеров на пути его развития, тогда как вторичная профилактика представляет собой вмешательство на ранней стадии и имеет целью предотвращение развития расстройства в тяжелое или хроническое. Третичная профилактика занимается восстановлением трудоспособности и предупреждение рецидива расстройства и традиционно фокусируется на психологической терапии и реабилитации [22].
Предотвращение делинквенции при помощи жетонной системы. Айллон и Азрин (1968) сообщили об использовании жетонов в качестве вторичных подкрепляющих стимулов для активизации самообслуживания. В дальнейшем жетоны можно обменять на продукты питания и т.п. При научении по моделям психолог или ассистент демонстрирует определенное поведение, за которым наблюдает клиент, и не сопровождают его анормальными реакциями. Недостаток метода в создании «искусственного» поведения, в своеобразном замещении человеческой натуры роботизированными командами.
Свидетельство о публикации №210093000643
Очень полезные сведения,спасибо за интересное изложение статьи.
С уважением,
Таисия Кучина 08.10.2010 06:45 Заявить о нарушении