Жить для России и умереть за Россию

Родина наша – колыбель героев, огненный горн, где плавятся
простые души, становясь крепкими как алмаз и сталь.
А.Н. Толстой

К сожалению, 65-летний юбилей Победы в Великой Отечественной войне (1941–1945) праздновало небольшое количество, оставшихся в живых участников и ветеранов этой самой ужасной и кровопролитной войны за всю историю человечества. Многим участникам и ветеранам уже далеко за 80 лет. На встречах со школьниками и студентами герои и орденоносцы ходят все реже. Для воспитания национально-патриотического самосознания необходимо привлекать ветеранов: офицеров запаса ВС РФ, ветеранов Афганистана, участников боевых действий в «горячих точках».


У нас прекрасная молодежь, но ей не хватает примеров для подражания и идеалов. В этом я убедился, когда принимал участие в проведении «Урока мужества». Урок проходил в Югорском индустриальном колледже в канун празднования Дня защитников Отечества. Ребята в полной тишине больше часа слушали, об интересных моментах из моей военной службы мы говорили о долге, чести, патриотизме и воинском служении. Обычно молодежь старается не задавать лишних вопросов и быстро покинуть лекционный зал, но вопросов поступило много, причем очень актуальных и важных. Мне пришлось 30 минут отвечать по существу заданных вопросов.


Нам необходимо в экстренном порядке вернуть во все образовательные учреждения предмет – начальной военной подготовки и возродить старые традиции проведения с десятиклассниками военно-полевых сборов под руководством ветеранов Вооруженных Сил Российской Федерации. На разных возрастных ступенях важно воспитать у школьников уважение к историческому прошлому своего народа, бережное отношение к народной памяти, национально-культурным традициям, тем людям, кто своим трудом обогатил национальную и общечеловеческую культуру. В комплекс задач патриотического воспитания необходимо включать формирование уважительного отношения к символам суверенности народа и государства – государственному флагу, гербу, гимну, Армии.


Экономический кризис глубоко затронул все области жизни общества, но больше всего сказался на интеллектуальном потенциале Отечества – культуре, науке, образовании, национально-патриотическом самосознании молодежи. Очень сильно пострадала духовная сфера – то, что лежит в основе национального самосознания и величия каждого народа, любой нации. Россия не может возродиться и уверенно двигаться в будущее без преодоления духовного кризиса. Духовный потенциал нации – единственная реальная и эффективная сила, способная восстановить страну решить государственные, политические, экономические и социальные проблемы. Государственная стратегия Российской державы должна опираться на историческое наследие, богатейший опыт общественного развития, патриотизм и духовность русской нации.


В основе народного образования и воспитания лежит любовь к России, а значит, как принято говорить, патриотическое воспитание. В содержании образования это отражается практически во всех предметах. Изучая историю, культуру, различные науки, мы должны показать, какую роль сыграли наши соотечественники в этих направлениях бытия человечества, как они посвящали свои достижения России, как служили ей верой и правдой, как любили ее. Особенно глубокое отражение патриотическая направленность может найти в таких предметах, как история и литература. Следует отметить, что патриотизм не ограничивается только любовью к Отечеству, а возвышается до уровня жертвенного отношения к нему, до желания в случае необходимости отдать за него жизнь, до решимости вынести вместе со своим народом любые испытания, скорби и лишения.

 
Особенно ярко представлены вопросы национально-патриотического самосознания в работах великого русского философа – Ивана Александровича Ильина (1883–1954). Он  связывал патриотизм с национализмом. Патриотизм, в его понимании, есть любовь и инстинкт прилепленности к родному. Родина – это «духовная реальность».


Патриот – от греческого слова родина, отечество, а патриотизм – от греческого – земляк, соотечественник. В. И. Даль указывает: «Патриот, любитель Отечества, ревнитель о благе его, … отечественный, полный любви к отчизне». Патриотизм характеризуется как: чувство гордости своим отечеством, его историей, свершениями; стремление сделать страну краше, богаче, крепче, счастливее; основа национального самосознания, побуждающего народ к великим свершениям.


Патриотизм – это национальная ценность отечественной культуры. Любить Родину, понимать ее жизнь можно только при условии глубочайшего уважения к ее истории. Негативное воздействие на молодежь современных средств массовой информации, навязывающих зрителю и читателю новые варианты «современной истории». Очень сильно ими искажаются исторические события ХХ века. Из нашего прошлого вычеркиваются целые эпохи, великие имена героев, полководцев. Такое «новое» представление  истории России не может породить высоких национально-патриотических чувств. Молодежь  оказывается лишенной исторической памяти и предоставлена свободе выбора патриотических ценностей между «Рембо и Ильей Муромцем, Томом и Джери и героями русских сказок».


Формирование человека-патриота должно быть ориентированно на взаимосвязь национальных и общечеловеческих ценностей, при должном уважении к ценностям других – цивилизаций. Применительно к современной России ее коренной национально государственный интерес замыкается на сохранении нации, то есть самобытности народа, его основных традиций, культуры, нравственных ценностей, в том числе путем обеспечения безопасности государства как института и социальной общности. Сюда же относится защита территориальной целостности, суверенитета, экономической безопасности. И. А. Ильин писал, «борясь за Родину, мы боремся за совершенство, и силу, и свободу русского духа, а для его расцвета нам нужна и территория, и быт, и государственная мощь».


«Подлинный патриотизм не в том, чтобы громче других говорить о любви и ревности ко всему отечественному»,  говорил В. Г. Белинский, а в том, чтобы, доказав на деле, получить «имя патриотов за свои заслуги от общества в истории, как получили его Минин и Пожарский, Сусанин и другие…».


Олицетворяя главное предназначение армии с высшим патриотическим долгом, с идеей наиболее самоотверженного и последовательного служения великой России, Ильин писал, что «Русская армия всегда была школой патриотической верности», выступает как «наша сила, наша надежда, основа нашего национального существования». Армия невозможна без патриотизма и жертвенности. Ее лозунг: «Жить для России и умереть за Россию». Суровая школа военной истории привила русскому народу выносливость и национальную стойкость, которая была решающим фактором в наиболее трудные моменты истории России. Жизненный инстинкт и национальная стойкость стали основными чертами русского характера.
Заставить человека любить государство невозможно, но можно воспитывать дух любви, и государственная школа призвана к этому, она должна быть пронизана этим стремлением. Государство – не репрессивная машина для поддержания граждан в покорности, а организующая сила для защиты Отечества на основе права и справедливости. Власть и авторитет государства для этого и надобны. Для этих целей государство воспитывает и отбирает лучших людей, создает армию и флот. Воспитание любви к своей армии – одна из главных составляющих воспитания гражданина.


Ильин о сущности истинного национализма говорит следующее: «…Любить свою Родину умеет именно тот, кто не склонен ненавидеть или презирать другие народы».


Запад  и Америка  всегда были нашими противниками и конкурентами. С ненавистью и завистью они относятся к нашей территории с огромными энергетическими ресурсами, к нашей духовной культуре, к Православию, к нашему мудрому, толерантному многонациональному русскому народу.

Об этом свидетельствуют слова Алена Даллеса (директора ЦРУ): «…Окончится война, все как-то утрясется, и мы бросим все золото, всю материальную мощь на оболванивание и одурачивание русских людей. Посеяв там хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим в эти фальшивые ценности верить. …В управлении государством мы создадим хаос и неразбериху. Честность и порядочность будут осмеиваться и никому не станут нужны, превратятся в пережиток прошлого. Хамство и наглость, ложь и обман, пьянство и наркомания, животный страх друг перед другом и беззастенчивость, предательство, национализм и вражду народов, прежде всего, вражду и ненависть к русскому народу – все это мы будем культивировать, все это расцветет махровым цветом».


В образовательных учреждениях патриотическое воспитание является одним из направлений духовно-нравственного формирования гражданских качеств личности, установок идей служения отечеству, его защиты. В связи с тем, что духовная жизнь представляет для человека высшую ценность, ради нее должно любить свой народ, бороться за него и погибнуть за него. Именно в ней сущность Родины, которую стоит любить больше себя. С нею действительно стоит слить свою жизнь и свою судьбу, и это является подлинным служением Богу. Поэтому душа истинного патриота может жить только до тех пор, пока она пребывает в творческом объединении с жизнью своего народа.


Главная суть патриотизма это проявление его субъектами как чувства национальной гордости за Державу, их активное участие в укреплении государства и государственности как первоочередного условия эффективного функционирования социальных институтов, развития общества и личности.


В «Национальной доктрине развития образования в РФ», государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 годы» определены основные пути развития системы национально-патриотического воспитания самосознания всех слоев населения. В программных документах указывается, что от правильного понимания идеалов и целей воспитательной работы с юношеством зависят эффективность и качество решения задач во всех сферах жизни: социальной, экономической, политической, военной.


Рецензии
Добрый день, земляк. Я из Советского. Полностью поддерживаю Вас в этом вопросе. У нас в поселке, где я родился в начале 50-ых, бытовало мнение: если в армии не служил, девчонки с тобой дружить не будут. Зачем им дефектный парень? Вот так прививалась любовь к Отчизне. К 65-летию Победы я выпустил книгу под названием "Разорванная память". Там есть разделы "Фронтовые были","Солдатские воспоминания" и "Кусантские новеллы". Будет время - прочтите на моей странице. Мне хотелось бы знать Ваше мнение о написанном.

Борис Карташов   02.10.2010 16:15     Заявить о нарушении