Дневники I-12 Мир снизошёл мне в сердце

                из ранних дневников

                Михайловское

Живём с сестрой в деревне Савкино. Нас балуют Володя Самородский и его мама.

Поминаем детство весельем и криками. Много плаваем. Сестра послушна, весёлая,  мягкая, юная. Вечерами видим Элю, Ксану Эпову, Надю Гусакову. Я много болтаю лишнего, дурачусь.

С сестрой я не чувствую особой разницы лет.  По временам испытываю нежность к ней. Володя сдержан. О нём говорят хорошее.

Мы прекрасно прожили неделю. Володя утром будит нас с шумом, он стал веселей. Мы написали об этом и прочих событиях несколько шуточных стихотворений. Сестра читает Достоевского и плачет. У неё на лице отражение всех её внутренних состояний. До поздней ночи говорили. Она мне очень интересна, она тонка, умна.  Помогает мне. Я внутренне моложе её. Я чувствую себя ниже её. Всё больше люблю её.

Тоска в глазах Володи пронзительна. Я стала тихой.

Мама Володи плохо говорила с ним, он ушёл в сарай, я пошла к нему, поговорила с ним о матери. Мир снизошёл мне в сердце. Володя открылся мне глубже. Он несколько раз был ранен людьми, от природы он имеет ясный ум и мудрость, совестлив, думает о том, чтобы быть готовым к смерти, иметь чистую совесть. Он понял, что доверять никому нельзя, привязываться ни к кому не надо. Он любит природу, ею дышит, с ней разговаривает.

Он наблюдателен, знает цену словам, ко всем людям старается иметь уважение.  Извиняется, если кого-нибудь нечаянно обижает. Его мечта построить дом, который был бы приютом для людей. У него добрая и щедрая душа. Он говорит, что надо знать, что ты – один и сам отвечаешь за всё. Не надо ни от кого ждать помощи,  надо рассчитывать только на свои силы. Он говорит, что мало интересуется людьми, ему всё даёт природа.

Мы долго разговаривали с ним вдвоём, потом втроём. Я счастлива оттого, что знаю этого человека. Он глубокий и чистый родник.

Я полюбила Володю. Хочу ничего не желать. Пусть будут доброта, верность, свет.
 
Некоторые сложности с Володиной мамой. Володи долго не было, потом он появился, сказал, что переживает за нас. Он выпил. Мне стало очень грустно. Я была молчалива, потом вышла в сад. Он тоже вышел и положил руки мне на плечи. Его руки – руки ребёнка. Невыразимая нежность у меня к нему. Его руки – на душе моей.
 
Мои рыдания в поле слушают Земля, трава, камни.

Сестра несколько раз говорила о своей любви ко мне. Я стараюсь не внимать. Мне не слова о любви нужны.

Володя Самородский  очень обаятелен. Он говорит, что умеет отключаться – не чувствует раскалённых предметов, холодной воды в проруби и физической боли. Он меня приближает к природе своей любовью к ней. Он обогащает любовью к нему, к тому, что он любит мою душу. Я говорю его интонациями, его фразами, словами иногда. Мне кажется, что я так никого не любила - с такой чистотой нежностью и трепетностью. Он мой Аленький цветочек.

Сижу на камне у красивого жёлтого, благоухающего цветка – и так мне хорошо. В день своих именин Володя сказал о нас с Леной Коле: “Это мои пустосмешки”. Он быстр во всём, решителен.

Иногда в присутствии Володи чувствую блоковское сердцебиение. То, что полно света и нежности – от Бога. Волны боли, тоски, подавленности – надо всё это освятить верой.

Увы, привязываюсь к Володе всё больше. Он удивителен. Сестра спросила Володю: “Где Галя?” Он ответил, что я за них в церкви молюсь. То, что происходит сейчас со мной – это разъединение сердца и ума. Ум наблюдает за сердцем, воля стремится преодолеть боль.

Смотрели Володины картины, они нравятся мне. Володя спросил мою сестру, как я к нему отношусь. Она ответила: “Когда члены семьи живут вместе и любят друг друга, вот так Галя любит тебя”. Володя говорит, что глаза у меня – далёкие. Что когда я рядом, кажется, что меня нет.

В лесу мы с Володей сидели на скамье, разговаривали, увиделиота.  Володю волнует мысль о смерти. Ещё год назад к нему у меня было какое-то святое чувство любви.  Но я спокойно решаю – одиночество.

Сестра сказала Володе: “Ты обольщен мною и не видишь бриллианта - Галю”. Она изумляет меня: как умна, как зорка.

Володя сказал Ольге Николаевне: “Людей, которые меня воспитывали доброжелательно - не было”. Нам он сказал вчера: “Я не хочу вас терять. Я вас люблю”. Сегодня: “Я уже думал, что не увижу вас. Я вас нашёл бы под землею, под водою. Для меня нет препятствий”.

Володя сказал мне: “Душа радуется, когда я увидел, что ты идёшь... Грустно без вас”. Я зашла по дороге из храма на работу к Володе. Он перекрестил меня. Он  мне говорит то "Вы", то "ты".

Вечером несколько человек собралось в палатке на берегу Сороти. Мы довольно долго все сидели молча. Катались на лодке, я пела арию Баха “Старую трубку”.  Иногда церковные песнопения звучат во мне. Иногда, когда я сижу рядом с Володей, во мне начинается сердцебиение,  как в храме. Страшно. Все эти дни я узнавала его с разных сторон. Вчера он был молчалив, и тайна была в нём.

Я ухожу от тебя к Богу, и тебя уношу с собой. Я хочу быть с тобой после того,  как мы умрём. Я окунаюсь с головой в реку плача.

7/VIII День смерти А. Блока.

Иллюстрация: Художница Алла Дербина рисовала меня в Михайловском.


Рецензии
Прочитала и как будто бы попала в позапрошлый век. Так воспринимается мною, написанное вами.

Ирина Некрасова   23.11.2012 21:45     Заявить о нарушении
Ирочка, примите мою благодарность за Вашу чуткость. Всего Вам доброго!

Галина Ларская   24.11.2012 01:36   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.