Плюс ваучеризация всей страны!

Смотрите прикольный фильм пародию про Штирлица и Мюллера

https://www.youtube.com/watch?v=lik5eJg-Jd8




В 1992 году Борис Ельцин подписал Указ о ваучерной приватизации, сказав, что стране нужны миллионы собственников, а не горстка миллионеров, и в этой новой экономике у нас будут равные возможности. «Каждый гражданин России, каждая семья получат свободу выбора. Приватизационный ваучер - это билет в мир свободной экономики», - так сказал Первый Президент России.
И вот каждый из нас получил по ваучеру. Красивая, лощеная (гознаковская) «бумага» олицетворяла часть российской собственности и будоражила воображение: «А вдруг правда?» Нам обещали, что, если умно вложить эту ценность, то можно обогатиться. Как обещал Анатолий Чубайс - автор ваучеризации всей страны – ваучер гарантировал каждому россиянину, как минимум, два автомобиля «Волга».
Куда вкладывали свои ваучеры уфимцы?
Вот что рассказали в Комиссии РБ по рынку ценных бумаг.
- Чаще всего люди вкладывали ваучеры в акции тех предприятий, где они работали. Предприятия в 90-е годы активно акционировались. Часть акций работники имели право выкупать ваучерами, то есть совсем бесплатно. Кстати, в Башкортостане ваучер стоил не 10 тысяч рублей, а 40 тысяч рублей. Указом Президента РБ его номинальная стоимость в нашей республике была повышена. Кроме того, люди несли ваучеры в ЧИФы, (Чековые инвестиционные фонды), которые появились в большом количестве – «Восток», «Народный», «Берлек» и другие. ЧИФы были созданы, чтобы аккумулировать пакеты акций акционерных обществ и распорядиться ими таким образом, чтобы получить прибыль. Но большинство из них не сумело это сделать.
Сейчас вкладчики 468 российских компаний получают от государства компенсацию, причем количество таких компаний с каждым годом увеличивается. В республике это компании «Аполлон», Башкирская специализированная товарно-сырьевая биржа, «Алмаз», «Миф». Государство взяло на себя ответственность за эти компании. Кстати, суммы компенсаций значительные. (Компенсации выплачиваются по тем компаниям, где состоялись судебные решения в пользу пострадавших вкладчиков).
«Где ты, «Народный»?
Помню, как мама советовалась с соседкой - куда вложить ваучеры? Решили, что верить можно только ЧИФу с демократическим названием «Народный». Вот справка о нем, полученная в Комиссии РБ по рынку ценных бумаг. ЧИФ «Народный», преобразованный в ОАО «Фонд «Народный», в настоящее время  ОАО «Мой банк. Ипотека» является правопреемником ОАО «Фонд Народный». Реестродержателем является «Волжско-Урало-Сибирский Регистратор». В настоящее время его название «Регистраторское общество «СТАТУС». Находится в Уфе. ( А толку от этой информации? Денег как не было так и нет).
Почему же он не выплачивает дивиденды? Ответ прост. Все решает собрание акционеров, именно там принимается решение об их выплатите. Информация же о созыве собрания акционеров регулярно приходит владельцам акций. Отчего же одни платят, другие – нет? Главная причина – отсутствие чистой прибыли, реальное или мнимое. Дивиденды начисляются с чистой прибыли. А что взять с того, кто на ладан дышит? Просто брать с них нечего.
Рассказывает бывшая сотрудница банка «Восток» Людмила И-ва.(Мы когда-то вместе работали, и я помню,  какой энтузиазм вызывала у нас возможность купить акции банка «Восток». Потом наши пути разошлись, так как банк «лопнул». И вот через много лет я ей позвонила, чтобы написать эту статью. Вот что она рассказала. Однажды Л.И. поехала со знакомыми погостить в загородный дом, проще говоря, в сад, и одна из женщин (банковская работница «Ур….ба») стала говорить о том, как здорово их выручил ЧИФ «Восток», если бы не эти деньги, банк просто  бы лопнул. В свое время ЧИФ «Восток» собрал солидный «багаж», где были и акции «Газпрома», и весьма перспективных промпредприятий, но мы не сумели это «раскрутить». Настали смутные, переломные времена, и средства ЧИФа поглотил известный банк, которому именно эти средства помогли выжить в период сильнейшего кризиса, но владельцам акций дивиденды не выплачиваются до сих пор».
К сожалению, ваучеры не оправдали надежды многих людей. Вот еще одна грустная история. «В те времена я решила свой ваучер отнести на  Башкирскую специализированную товарно-сырьевую биржу (БСТСБ), которой тогда руководил небезызвестный Борис Малядский, - рассказывает Светлана Иб-ва, - биржу очень хвалили, обещали горы золотые. Потом Борис Малядский исчез, вернее, собрав наши денежки, сбежал за границу. Правда, его нашли и наказали. Это было громкое дело». Вот официальная справка Комиссии РБ по рынку ценных бумаг. «Башкирская специализированная товарно-сырьевая биржа, выпустившая срочные контракты «Башкирский бензин», прекратила существование. Руководитель Борис Малядский был привлечен к уголовной ответственности за хищение у вкладчиков 74 млрд. неденоминированных рублей и приговорен Орджоникидзевским районным судом города Уфы к 4 годам лишения свободы». К слову сказать, сейчас пострадавшим вкладчикам выплачивают компенсации.
Заманчивая пирамида
Ваучеры были в ходу весь 1992-й и 1993 годы. Один или два - ценности не представляли. И многие уфимцы начали собирать ваучеры, чтобы обменять их на акции и отнести в различные фонды, даже не подозревая, что пакеты акций могли в те времена запросто исчезнуть. 90-е годы не зря считались золотым временем для разного рода финансовых аферистов. Как грибы после дождя стали появляться  финансовые пирамиды – «МММ», «Хопер-инвест», Русский Дом Селенга» и тому подобные. Они-то и «съели» кровные сбережения обычных россиян, которые в большинстве своем не знали, куда вкладывать свою законную часть от общего пирога и чаще всего попадали пальцем в небо. Но некоторым все-таки повезло. Например, тем, кто обменял свой ваучер на акции «Газпрома». Эти счастливчики через десяток лет получили-таки свои дивиденды! Хотя многие, конечно, не вытерпели и при резком росте цен на акции подобных предприятий (на бирже такие называют «голубыми фишками») продали их за весьма, кстати, большие деньги. А как же – пенсия – в одну или две тысячи, а тут сразу пятилетнюю пенсию вдруг предлагают! Некоторым и на автомобиль хватило.
«Куплю ваучер!»
«В 90-е годы я был безработным, – рассказывает уфимец П.Николаев, - но жить как-то надо было, и я решил заняться скупкой ваучеров, благо, желающих продать хватало. Покупал их на Центральном рынке или возле универмага «Уфа». Так я пополнил ряды личностей с плакатами, где от руки крупно было написано – «Куплю ваучер!» Покупал ваучеры по дешевке, находил сберкассу, где ваучеры скупали уже официально. У меня получалась неплохая сумма, правда, этого хватало только на еду». Впрочем, заработать на ваучерах удавалось далеко не всем. У некоторых они просто пылились в серванте. «Я помню эти бумажки, - рассказывает Ангелина Б-тина, - я тогда была совсем ребенком и часто играла с ними, рассматривала их. Мама терпеливо забирала их у меня и снова клала в сервант, но они были всегда доступны, значит, она не сильно о них беспокоилась. Однажды в наш поселок забрели цыгане, они продавали всякую одежду. Тогда все было в дефиците, и мама обменяла эти бумажки на одежду для меня. У меня появились новые кофточки и платья».
Взгляд изнутри
Удалось мне найти и человека, в те годы работавшего в одном из инвестиционных фондов. Андрей рассказал мне, что, скажем, тысяча таких бумажек могла принести солидный доход. Если, конечно, знать, где, как и что с ними сделать. По большому счёту Чубайс почти не врал, ведь именно на ваучерах поднялись все современные олигархи. Чубайс всего лишь лукавил. «Технология, которую вовремя узнали лишь самые ушлые, – говорит Андрей, – была проста: большой пакет (то есть сотни и тысячи) скупленных акций, предъявленных на аукционе, оценивался уже из расчёта 10 тысяч за один ваучер. Если сильно упрощать, то можно объяснить так: пусть завод стоит миллион, тогда за него надо было предложить не меньше ста 10-тысячных ваучеров (купленных на рынках и возле универмагов, как мы помним, всего за 6 – 7 тысяч рублей). Кто давал больше, тот и становился собственником завода за миллион. И вовсе не рублей, а долларов – ведь реальную оценку госимущества тогда ещё никто не делал. Понятно, что вокруг всего этого было много махинаций. Но где же капитализм зарождался без этого?» А ещё мой информатор сообщил мне, что свой личный ваучер он вложил в торгующую ГСМ (горюче-смазочными материалами) компанию. И не промахнулся. Но не всем же так повезло.
Кстати, после 31 декабря 1993 года ваучеры стали просто бумажками. Андрей показал мне целую пачку их, не успевших доехать до аукциона. Но у коллекционеров они неплохо стоят: на одном из сайтов Интернета за хорошо сохранившуюся такую «бумажку» просят от 500 до тысячи рубликов.


Рецензии