Возраст и ум

Незыблемым критерием превосходства пожилого человека над более молодым является возраст. Опираясь на эти прожитые годы, он считает себя опытнее, умнее, дальновиднее, вправе отдавать приказы, руководить. Эта точка зрения прочно утвердилась в нашей психологии. Начнём с того, что прожитый опыт ничего не стоит (не падайте в обморок!). Решающим является то, насколько много было принято правильных решений и совершено ошибок, % выводов из этих ошибок и отсутствия их повторения впредь. Человек, наступающий на те же самые грабли, не может претендовать на то, что он обладает каким-либо опытом. Да, прожив жизнь, данный индивидуум усвоил тот или иной % полезных навыков, которых он может применить. Сделаем сноску в сторону человеческой памяти - сколько она теряет с возрастом. Но поживший представитель человеческой расы претендует на то, что он много знает, умеет, всегда может дать умный (с чего вы взяли?) совет. Сколько он в жизни ошибался, человек разумеется, умалчивает, сколько садился в лужу, разумеется, тоже. Но психологически ему хочется быть выше молодого представителя человеческого рода. Это неистребимое качество человека - быть выше другого, хотя бы в своих собственных глазах. Итак, сейчас в этом аспекте выступает возраст. Вы старше, поэтому  умнее. Кто вам это сказал?.. Вы прочли много книг?.. Какие вы сделали выводы?.. Какой последовал анализ для себя лично в применении к собственной жизни?.. Мы этого не знаем. Вы сталкивались со множеством жизненных ситуаций. В скольких случаях вы поступали правильно, сколько ошибались?.. Были ли  выводы и анализ, не повторялись ли ошибки впредь?.. Сказать более молодому слушателю, а вот у меня было то-то и то-то, недостаточно, мы с вами не знаем, правильным ли было принятое решение, насколько оно повлияло на события в дальнейшем будущем. Даже семилетний ребёнок может дать правильное решение в запутанной ситуации, в то время как почтенные 90-летние старцы в неимоверных усилиях пытаются найти правильный выход. Вы прожили жизнь и, разумеется, считаете, что правильно её прожили (кто вам сказал?), использовали ли вы хотя бы на 70% предоставленные вам жизнью возможности, сделали ли вы карьеру, как вы её сделали, победа бывает разной, с допингом и без, однако многие считают, что цель оправдывает средства. Каков результат вашей жизни, чтобы учить внуков?.. Вы что-то создали, дав новый импульс в развитии человечества или жили для себя, пользуясь достижениями других?.. Конечно, вы довольны (на словах) прожитой жизнью, а насколько больше у вас было возможностей, чтобы получить больше и стать сильнее?.. Чему же вы учите?.. Не повторять своих ошибок?.. А, жить правильно. А что, альтернативные варианты вашей жизни были менее правильными, и вели к более высоким результатам?.. Конечно, вы чему-то можете научить в практической жизни. Безусловно. Но будьте не столь авторитарны, помните, что и вы тоже ошибались и трудно подвести итог верно или неверно вы поступили в той или иной ситуации. Конечно, вам хочется быть наставником. Но будьте мудрым советчиком, как говорил, кажется, Андре Моруа, помогая расти растущей молодёжи, а не завистливым конкурентом, следя за тем, чтобы у неё не получилось лучше, чем у вас. Пусть вас окружает благодарная толпа учеников, а не молодые люди, с трудом выслушивающие нудные наставления. Удачи вам и долгих лет жизни!.. 14.06.09 г.


Рецензии