Механизм образования и лечения психотравмы

Рассмотрим в качестве примера мой личный опыт. Мне шесть лет. Я живу вдвоем с мамой в небольшой снимаемой комнатушке. Мама все время на работе, а я предоставлен сам себе. Самое главное в жизни любого ребенка, это чувство защищенности, без которого не могут полноценно реализовываться желания. Для этого в голове выстраивается целая крепость, в которой можно было бы спрятаться и защититься от угроз, с которыми невозможно справиться напрямую. Защита, в большинстве случаев, бутафорная и при столкновении с реальностью легко ломается, но иллюзия защищенности позволяет снизить количество страхов и относительно комфортно себя чувствовать…. За стенкой, в другом дворе, живут кацапы. Очень неприятные из-за их сурового вида, но в окошко они ночью пролезть не смогут, потому что окошко слишком маленькое. Значит, с этой стороны опасности можно не ожидать, что дает возможность расслабиться. Далее - входная дверь. Она запирается на большой железный крючок. Но, если за ручку двери сильно  дернуть, то крючок соскакивает. Значит, со стороны двери я не защищен. Но, ближе к двери, спит мама, значит, она первая сможет отразить нападение «страшных» людей, если они вдруг ворвутся. Есть еще железный засов в горнице, который снаружи не открыть. Хозяйка его на ночь запирает, но не всегда. Когда он заперт, можно спать спокойно. Есть еще злая дворовая собака, которую спускают на ночь бегать по проволоке до калитки. И саму калитку тоже запирают. Поэтому ночью можно спать спокойно, ничего не боясь, а днем все видно и не так страшно. И строгая хозяйка почти всегда дома. С этим разобрался. Надо просмотреть, чего еще я боюсь и выработать способы защиты, чтобы всегда быть готовым к любым угрозам…. Есть у хозяйки петух, который не дает мне проходу. Прыгает прямо на грудь и норовит клюнуть в лицо. Приспособился перебегать из дома к калитке и обратно, когда он в другом конце двора, или когда заперт в курятнике. Собака…. Она днем на привязи, а цепь крепкая, толстая – не порвет. Правда, иногда она обрывает ошейник, так что надо быть очень осторожным. Теперь – улица. Кого там можно бояться? В чужие кварталы я не хожу, а на своем квартале всех изучил, и бояться, вроде, некого. С взрослым Борей и парнем Степкой я иногда играю в шашки, которые они приносят на завалинку возле забора, чтобы поиграть со мной от скуки (играть в шашки научил Боря), поэтому они ничего плохого мне сделать не могут. А вдруг Степка захочет меня обидеть? Самому мне с ним не справиться. Тогда пожалуюсь Боре. А если Боря захочет сделать то же самое? Скажу дяде Мите – соседу. Он – серьезный, работает на грузовике, и сильней Бори. А если дядя Митя? Тогда от него защитит мама. Мама вообще от всех защитит. Другого защитника у меня просто нет.  Вроде, со всех сторон защищен, и теперь на улицу можно выходить спокойно. В случае опасности, у меня всегда есть вариант защиты…. Но однажды, придя домой с улицы, я увидел всю заплаканную маму. Из ее слов я понял, что она за что-то сделала замечание Степке, он ворвался во двор, не побоявшись собаки, и грубо оскорбил маму. Я начал ее успокаивать, говорить, что когда вырасту, обязательно набью Степку, на что мама мне ответила, что мстить и драться нельзя, от «плохого» человека надо просто уйти и не связываться с ним. В голове у меня начался хаос. Вся «надежная» защита, благодаря которой мне удавалось справляться со страхом, рухнула в одночасье. Я еще продолжал цепляться за нее…. Скажу Боре или дяде Мите, и они набьют Степку. Но тут же понимал, что никто из-за меня, а тем более из-за мамы, бить Степку не будет. А если Степка захочет набить меня? Я пришел  ужас от этой мысли. Не от самого наказания, а от невозможности защититься. Он взрослый парень, и раздавит меня, как таракана. И мама, на которой  я выстраивал всю свою защиту от любых угроз, не в состоянии меня защитить ни от кого. Какие только варианты я не выстраивал, чтобы восстановить защиту, ничего не получалось. Я замкнулся на страхе, который травмировал меня и днем и ночью. Я стал бояться спать. И мама была напугана, хотя старалась не подавать вида. Ей было чего бояться, она тоже была беззащитна перед подобным хамом, ее саму тоже некому было защитить. Страх изматывал, истощал, делал жизнь невыносимой. Надо было найти какой-то выход, чтобы снова начать жить полноценной жизнью. А то стал бояться выходить на улицу, а если и выходил, то следил за тем, чтобы Степки на ней не было. Измотав себя окончательно, я вдруг вспомнил мамины слова, что «драться нехорошо». А что если утвердить эту мысль, как «правильную»? Как здорово! Стоило только утвердиться в этой мысли, как Степка сразу перестал быть «плохим». И я с ним не ссорился, это мама с ним поругалась. Получается, что я не причем. А как же «отомстить за маму»? А мама сама сказала, что мстить нехорошо…. Что я делаю, ведь это неправильно? А если делать «правильно», то жизнь превратится в сплошной кошмар. А так, утвердил себя в мысли, что «драться нехорошо», и что я к конфликту мамы со Степкой не имею никакого отношения, и вновь могу выходить на улицу и общаться с ребятней…. Сломав себя, свой стержень, я стал слабей, трусливей, и при встрече со Степкой заискивал перед ним и униженно улыбался, хотя обманывал себя в том, что ничего особенного не произошло. Произошло. Образовавшаяся психотравма стерла память на травмирующее событие, загналась в подсознание и начала аккумулировать раздражения, минуя сознание. Кроме того, она сильно исказила мировосприятие, и сделала меня зависимым от страха. Несмотря на то, что я, вроде бы, через унижение защитился, ранка продолжала меня травмировать все сильней и сильней. Я начал скитаться по чужим улицам, чтобы спастись от страха, чего раньше панически боялся делать (одна из причин, по которой дети из неблагополучных семей сбегают из дома). И ведь Степка меня не бил и даже не повышал голос, просто охладел ко мне и перестал общаться. Спас меня переезд на другую квартиру в другой конец города, где я еще долго отходил от полученной травмы. В дальнейшем, как я ни пытался стать сильным, смелым, ничего не получалось, потому что этому препятствовала образовавшаяся психотравма. И она возникла не на пустом месте, а на предыдущих психотравмах, идущих из раннего детства, и даже и утробы матери. Все последующие психотравмы нанизывались на один общий стержень подавленного страха. Как разобраться во всем этом и очистить подсознание от накопленного негатива? Ведь замыкание на психотравме ведет  полному истощению перераздраженной ранки, с выхолащиванием всех эмоциональных связей и полной потерей памяти на травмирующие события. И сама ранка никуда не девается, а продолжает травмировать и накапливать раздражения, минуя сознание, разрушая тем самым нервную систему и весь организм. Оказывается, обратный, восстанавливающий нервную систему и лечащий психотравмы процесс, возможен. Эту задачу успешно решает глубокий сон и направленные усилия на обретение устойчивого внимания, которое нормализует все процессы. Во время глубокого сна, при «нуле притока раздражений», возбуждение ускоренно устремляется в верхнюю правую область головы, стремясь вернуть мозгу утерянные позиции видения (фотографического восприятия реальности). Идет перенаправление энергетических потоков из «правых нижних пульсаров» (очагов раздражения), в которых застрял негатив, в идеализирование того, кто раздражает. Сваливание раздражения «вниз» - негатив, поднятие возбуждения «верх» - позитив. Именно идеализация, переживания за человека, на которого было раздражение, лишает раздражение сверх значимости и снижает его раздражимость. Пока идет отнятие инициативы у правостороннего раздражения позитивом, левая половина головы просматривает весь жизненный путь с сильных, «объективных» позиций. Укрепляется сильное «Я», и меняется отношение к прошлым событиям. Это касается не только данной травмы, а всей вертикальной цепочки, вплоть до первотравмы, выстроенной «неправильным» образом. Я меняюсь и становлюсь совершенно другим. Любыми способами я буду стараться сохранять свое сильное «Я», которое не позволяет мне сломаться. Когда сильное «Я» укрепляет свои позиции, уходит травмирующий момент, и память, но уже не травмирующая, восстанавливается в полном объеме. В тоже время, укрепление позиций «Я» не означает, что я стану сильным и категоричным в отстаивании своих интересов. Любовь, человечность тоже нельзя ломать, иначе разрушишь свою душу. Поэтому, происходит чередование активности двух половин мозга и идет поиск компромисса. В итоге, человечность поднимается на очень высокий уровень, и укрепление силы направляется на усиление человечности. Нельзя из одной крайности, ударяться в другую. С восстановлением равновесия, приходит любовь, сила, доброжелательность понимание, компромисс. Сила заключается в сбалансированности всех сил. И уходят психотравмы, годами отравлявшие жизнь. Раздражения не исчезают «раз и навсегда». Позволите себе нарушить равновесие, пойдете на поводу у раздражения, как все снова вернется на круги своя. А не позволят сваливаться в крайности устойчивое внимание (видение), именно оно держит противоположности в узде. Если возникла проблема, сконцентрируйте на ней свое внимание, тогда избежите односторонней ее оценки, и не пропустите травмирующий удар. Это бывает не просто, но зато, приложив усилия для видения, вы сохраните здоровье, и быстро решите проблему. Сложно не использовать самообман, особенно в любви, но уж если пропустили удар, знайте, что любая психотравма, через осмысление, поддается лечению, и чувствам может возвращаться их первозданность.                30.09.2010.


Рецензии