Литература

                Эрих Мария Ремарк
                «На западном фронте без перемен»
                «Возвращение»

Читать и понимать Ремарка очень просто. Ситуации, в которые он ставит читателя ужасные, просто невозможные. Иногда что-то от режиссера Балабанова. Ад на земле. Автор словно проводит читателя по коридору, за каждой дверью которого показывает все более страшные ужасы. Уже после первых глав, кажется, что бОльшего накала событий и придумать нельзя, но сюжет раскручивается и раскручивается. Порой кажется, что этот ужас вообще движешься по замкнутому кругу, выхода из которого нет. Но именно в этом и есть волшебство Ремарка. Выходя из каждой такой комнаты ужаса, читатель берет с собой что-то хорошее. Где он его там нашел, непонятно. Откуда оно там взялось непонятно, но вскоре этого хорошего: веры, благородства, дружбы, преданности, честности набирается очень и очень много. И сразу же жить, выживать становится легче. Мысль идет по прямой, дорога становится чище и тд.
Удивительно! Как это работает, не понятно, но работает! В отличии, кстати, от того же Балабанова. Ведь после его «Груза 200» жить вообще не хочется. А в «Западном фронте», где погибают все герои и вообще смерть-главный герой, такое ощущение, что все действие с Земли уже давно переместилось куда-то на небеса. Герои, словно древние греки в царстве Аида. Как только Зевс их не гоняет по земле, они все равно остаются людьми и поэтому побеждают. Потрясающе!
Вот это для меня открытие. Может быть «секрет» в военной тематике? Не знаю.
Однажды даже пришла такая мысль: «А не променял ли Ремарк свою душу какому-нибудь военно-полевому Черту?»

Порой, не успеваешь удивляться как быстро и глубоко ты можешь мыслить. Мысль бежит просто со скоростью света! Все происходит настолько быстро. Мистика, какая-то. Просто поражаешься. Нет ни одной страницы, с которой бы не прозвучала хотя бы одна глубокая мысль, а то и несколько. Ни одной страницы!
Так не бывает. У русских писателей одна мысль может быть беспощадно размазана на несколько страниц и обсосана так, что становится уже неприлично и/или скучно.

Слов, чтобы описать, про что романы Ремарка просто нет, как невозможно описать мир, человека. Кратко изложить описание его романов тоже пошлость. Это все равно, что объяснять слепому про небо, цветы, бабочку... впрочем, такие люди есть.

Конечно, можно сказать, что мир давно изменился, став циничней, но про цинизм Ремарк тоже написал. Про что он вообще не написал? Про цинизм, кстати, больше всего и написал. Может быть назначая своими героями такие понятия, как смерть, цинизм … он не дает читателю выбора, как только следовать герою и поддерживать его во всем. Не знаю, пока.

Ну, и, в конце концов, мало найдется писателей, способных держать в ТАКОМ БЕШЕНОМ напряжении ТАК ДОЛГО. Порой казалось, что все, сейчас это закончится, но на следующей станице все закручивалось еще сильней.
Вот яркий пример, как можно создать длинное произведение и не просто не надоесть читателю, не просто держать его в напряжении, а еще и умудряться все время идти по нарастающей. Практически нет ни одного провала. Так тоже не бывает!
Конечно, основное это тема. Чем важней тема, тем больше простора для писателя. В этом плане, серьезней, чем война найти тему сложно. Про религию, кстати, у Ремарка вообще ни слова. Священнослужители встречаются, но явно не они герои Ремарка. Они как-то растворены среди людей, их словно нет. Выйдут из тени, скажут что-то непотребное, и снова уйдут, «куда-то в бок». Стопроцентный атеизм и пацифизм Ремарка делает его в глазах читателя (повествование от первого лица) очень сильным. Очень!
Искать в этом мире правды и находить ее без помощи религии, государства и прочих иллюзий может только человек сильный, независимый и обязательно добрый.
Это черты героя, которого не хватает во все времена.


Рецензии