Рижский Икар
Он разбился совсем молодым и сведений о жизни пилота сохранилось немного. Отец его ра-
ботал на знаменитом заводе "Руссо-Балт". В то время Рига была чуть ли ни цетром развития
авиации. До 1913 года в Риге было изготовлено более 30 самолётов, среди них и первый в
стране самолёт-амфибия "Гаккель".
Смит не сразу заболел авиацией. Ведь на "Руссо-Балте" построили первый в России
танк, собирали первые автомобили, выпускали трамваи, железнодорожные вагоны, сельхоз-
технику. Смита - ученика слесаря - сначала привлекли автомобили. Научился вождению. А вот
когда в Риге начали выпускать самолёты, Смит решил выучиться новому делу - искусству ави-
атора. Меккой обучения тогда считался Париж, и Смита направили на берега Сены, в школу
авиации Соммера. После нескольких лет обучения, молодой человек вернулся в Ригу и со-
вершил несколько показательных полётов.
Ему принадлежали два рижских рекорда - по продолжительности полёта и высоте.
Соответственно - 13 минут 17 секунд и 170 метров. Смешно? Но тогда это было не только
вершиной мастерства, но и примером бесстрашия. Первые авиаторы часто погибали. Риск ог-
ромный, а получали гроши. Смит настоял на том, чтобы на "Руссо-Балте" начался выпуск
аэропланов системы "Соммер". Сам их же испытывал. Мечтал участвовать в воздушном состя-
зании - перелёте Петербург-Москва, о котором тогда писали газеты. Но прежде предстоял
демонстрационный полёт в столице - на Комендатском аэродроме Петербурга. Он состоялся
в мае 1911 года.
В первый же день второй недели, 14 мая 1911 года, на глазах у тысяч зрителей
Владимир Смит трагически погиб. Он поднялся в небо так высоко, что из всех ангаров
высыпали лётчики и механики, любуясь отчаянным полётом "Соммера". Большинство даже
отказывалось верить, что молодой авиатор рискнёт подняться так высоко! Причём красивый
полёт Смита длился 40 минут. При приземлении авиатору не удалось правильно рассчитать
траекторию. У стартовой линии он пролетел на стометровой высоте, так, что ему пришлось
пойти на новый круг, который и стал роковым.
Падение произошло далеко от трибун, никто даже сразу и не сообразил, что про-
изошла авария. К месту катастрофы бросились лишь механики, а затем доктор и авиаторы.
Взорам предстала тяжёлая картина: летательный аппарат разлетелся на мелкие части, от
пропеллера на земле образовалась большая воронка, а бензиновый бак при падении накрыл
Смита. Виднелись только ноги лётчика. Врач был бессилен: "Всё кончено! Шапки долой!"
Про трагическую смерть Смита не напоминает ничего. Похоронили первого рижского
авиатора в Петербурге на тогдашнем Тенетелевском кладбище, впоследствии - Митрофаниев-
ском. В последний путь его провожали зрители и все участники соревнований. К сожалению,
сегодня имя бесстрашного авиатора забыто и в Петербурге и в Риге. А на месте кладбища
сегодня - промышленная зона. Смиту было 24 года. За восемь дней до гибели он женился...
Источник: выдержки статьи Ильи Дименштейна "Прерванный полёт".
Свидетельство о публикации №210100101082
Хорошо,что Вы написали о нем,поскольку ничего не осталось даже на месте гибели,никакого памятного знака.
Я живу в Санкт-Петербурге,в районе Комендантского аэродрома,совсем недалеко от скверика имени Льва Мациевича,первого погибшего в 1910 году русского авиатора.На месте гибели в 1912 году установлен памятник по проекту Фомина.Он поставлен не народные деньги.
Этот скверик никак не оставлят в покое,на его месте в лихие 2000 годы собирались построить дом,даже успели забить сваи.Но жители соседнего дома,которы дал трещины,отстояли скверик.
Потом его благоустроили,казалось бы,все хорошо.
Но сейчас опять над сквериком нависла угроза.В очередной раз его хотят благоустроить,хотя там и так все нормально,в прошлом году провели уличное освещение.Так вот хотят поставить фонари в стиле ретро,новые скамейки.Все это было бы неплохо,но...
Приезжала какая-то комиссия.И в народе пошли слухи,что памятник собираются переносить!Потрясающе! Ведь он стоит именно на месте гибели
авиатора.Но если перенесут памятник,тогда и скверику не быть.
И это вместо того,чтобы увековечить память героев авиации и поставить памятник на месте гибели Смита,или как-то отметить памятным знаком,ведь погиб он совсем недалеко.
Чудны дела твои...
Нина Ершова 19.09.2013 18:02 Заявить о нарушении
Я уже ничему не удивляюсь. В прибалтийских странах реалии таковы, что на памятниках павшим героям в Великую Отечественную войну сегодня можно встретить нарисованную краской свастику. Вандализм на кладбищах... вандализм в душах и сердцах! Что тут скажешь?...
Анжела Стальная 20.09.2013 10:03 Заявить о нарушении
Но все же...Я написала о памятнике, установленном еще до революции на народные средства.
И только из-за того,что понадобился клочок земли из-за строительства очередного "доходного" дома,его готовы тронуть.Это святотатство!
Верить этому приходится,к сожалению,ведь его почти убрали один раз.
Отстояли люди старшего поколения,которым не все равно,но их становится все меньше и меньше.
Молодежи это все безразлично,к сожалению.
Нина Ершова 20.09.2013 10:36 Заявить о нарушении
Анжела Стальная 20.09.2013 12:56 Заявить о нарушении