Подаяние императору

Великорусские князья пытались помочь Константинополю, особенно когда император обратился к ним за милостыней. Большую поддержку империи оказали Иван Калита (Батый) и Семион Гордый (Александр Невский), выделив немалые средства на реконструкцию храма Святой Софии. Однако казна Царьгорода была разорена выплатой жалованья турецким наёмникам, которые размножались как тараканы, заселяли всё побережье Босфора.
Так, намечавшийся ремонт оседающих стен храма, то есть возведение быков (контрфорсов), был заброшен, а деньги ушли на поддержание хилой императорской власти. Думаю, тут будет уместно сказать, что вид храма Святой Софии был несколько иной, чем сейчас, без привычного для нас огромного купола, якобы возведённого в VI веке при императоре Юстиниане.
На сохранившихся старинных изображениях города Константинополя, как ни странно, виден храм св. Софии, построенный в готическом стиле. На книжной иллюстрации 1455 года я даже стрелочкой указал на надпись - Св. София.
В изображении Константинополя, по крайней мере, четверых художников того времени, подобного сооружения с круглым куполом не существовало, а не заметить его они не могли.
Выходит, глубокую реконструкцию Софийский собор получил после 1453 года, следовательно, и мозаичные изображения святых на большой высоте появились уже при османах, где и молились султаны Иисусу Христу и Божьей Матери.
Я бы сказал, в честь победы восточной церкви, при поддержке османов, над латинянами. Здесь налицо удревнение истории более чем на тысячу лет. Значит, только в XVI веке ислам окончательно укоренился не только среди турок, но и далее - на многих покоренных ими территориях. Видимо строить купол св.Софии из лёгкой пемза действительно додумались в XVI веке. Кто же мог стать вторым Микеланджело в Стамбуле и Адрианополе, уступая флорентинцу в изяществе. Если Адрианопольский купол не скрывает автора Ибн Абд эл-Синана (1489-1576 гг.), то наслоение веков укоренившееся в легендах, этого инженера и архитектора разработавшего стиль возведения мечетей с большими куполами, замалчивается.
Из истории архитектуры мы знаем о первом центрально-купольном здании подобного размера, построенного во Флоренции по проекту величайшего зодчего Филиппо Брунеллески в 1434 году - это собор Санта-Мария дель Фьоре. Казалось бы, бери и строй, но это кажущееся явление и без расчётов не осуществимо, как не старались, а без Аристотеля Фиорованти (ок.1420-ок. 1486) и его железных связей, на Руси не могли построить центрально-купольный Успенскй собор в1479 году.
Бог с ним, с храмом, надеюсь, мы ещё сюда вернёмся. Но вот на старой картине, изображающей штурм Константинополя, я вижу скачущих воинов, один из них крепко держит знамя с изображением Святого Георгия. Идёт осада царствующего града со стороны Балкан. Сжимается блокадное кольцо вокруг византийской столицы.
Основную оборону держат генуэзцы, они последними и покинули блокадный город на своих кораблях. Так ведь и взяли столицу не со стороны моря, а с суши. Кто же сыграл одну из главных ролей в крушении Константинополя?
Не казаки ли?
Московское государство поддерживало османов, так как разрушение столицы вероотступников-греков им было близко по духу. Казаки принимали участие во многих военных походах вместе с турками. Одним из последних, наиболее крупных совместных действий была осада Вены в 1529 году. Венский музей хранит турецкое знамя 1684 года, на котором есть изображение пушки, прозванной казаками «серафимой», то есть огнедышащей.
Сохранилась надпись на лафете серафимы, извергающей греческий огонь с раскалёнными каменными ядрами: «МЫ даровали тебе явную победу, чтобы Аллах простил тебе то, что предшествовало из твоих грехов и что было позже, и чтобы завершил свою милость КАЗАКАМ». Странно, но на вершине шпиля собора Святого Стефана (Степана Пермского?-Е.К.), главного здания Вены, вместо само собой разумеющегося христианского креста, оказывается, красовался полумесяц с семиконечной звездой, и это не вызывало ни у кого раздражения или возмущения. У маркграфа на одежде в 1500 году А. Дюрер изобразил полумесяц со звездой, значит, нравилась такая символика.
До 1685 года принявшие шариат, полвека в христианском соборе молились мусульмане и только после освобождения Вены мусульманские символы мирно сменились на императорские символы власти.


Рецензии