Скучная история Бондаренко

    Скучная ИСТОРИЯ Бондаренко.
   "Дамы и господа! Позвольте представиться! Я- Николай Степанович такой- то, заслуженный профессор России, тайный советник , кавалер многих орденов и прочее,  прочее, прочее., короче, дамы и господа, я НИКОЛАЙ СТЕПАНОВИЧ ТАКОЙ-ТО из «СКУЧНОЙ ИСТОРИИ»  Антона Павловича Чехова пришел на юбилей писателя Бондаренко.
    Конечно, у вас возникает законный вопрос:
    Что же  может быть общего у меня- ТАЙНОГО СОВЕТНИКА И КАВАЛЕРА…с вышеназванным юбиляром.? А общим у нас является то, что мы оба пережили уже четыре юбилея. И должен отметить, господа, а также дамы, что юбилей дело труднопереносимое и лично, у меня уже после третьего юбилея ослабла память и часто, когда я начинаю свою речь, то    не помню с чего  начинал…Итак?    Что же еще общего у нас с юбиляром, которого мы можем здесь, сегодня, так сказать, лицезреть? А общее у нас с ним- неразлучная наша спутница-бессонница. Поскольку мы оба страдаем бессонницей, то в долгие зимние ночи мы сидим с ним в его рабочем кабинете и беседуем о прожитой жизни, о погоде, о женщинах и о других как атмосферных, так и неатмосферных явлениях…   
    Познакомились мы очень давно, когда наш юбиляр еще не был никаким юбиляром, а был просто студентом  филологического факультета Ростовского  университета. Наш юбиляр имел дурную привычку читать книги не
только те, которые были обозначены в программе, но и просто те, которые попадались ему на глаза. Так, прочитав повесть «Скучная история»,которой  не было в программе, наш юбиляр восхитился мной, а точнее образом старого профессора, который был так ловко и складно слеплен Чеховым. А ведь Антон Павловичу в ту пору было всего 29 лет. А восхитился наш юбиляр еще потому, что уже в студенческие годы  страдал «писательским зудом».
   Естественно, Вы можете у меня спросить: А почему наш юбиляр выходил за «рамки» рекомендованной литературы и читал , так сказать,что попало.. Это признак его « радения» или «нерадения» в изучении филологических наук.?
      Все дело в том, что наш юбиляр не был «испорчен» систематическим школьным образованием, а если говорить «научным языком», то он в  свое время не получил систематического школьного образования и на то были свои причины.  Почему же наш юбиляр  не получил систематического образования??? Тут мы подходим к самой трудной и грустной части биографии   нашего юбиляра и когда я говорю об этом периоде его жизни, то я волнуюсь и волнуется, мой подзащитный, поэтому я рекомендую тем, кто интересуется этим вопросом, обратиться к ВИКИПЕДИИ. Но коротко  я скажу вам, что на его долю выпала война. Большая война! Она  крепко « зацепила» нашего юбиляра и был у него еще –фронт! А  конкретно-2-ой Белорусский… Но ,слава Богу,все когда-нибудь заканчиается.Закончилась и война , и наш юбиляр из Германии вместе  со 2-ой Ударной армией, где он служил, поехал на формирование Архангельского военного округа. И место службы ему выпала -Онега на Белом море. Совсем  неподалеку от знаменитого Соловецкого монастыря.
    Надо отметить, что в армии тогда никакой дедовщины не было. Наш юбиляр, получая увольнительные в город, успевал не только на танцплощадке  выделывать ногами разные «кренделя»,но и посещал учительниц,которые «наставляли» его  математике, физике и химии. Молодые выпускницы  Архангельского педагогического института делали это совершенно бесплатно. Это может показаться сегодня странным и даже  неправдоподобным и даже в какой-то степени - диким. Но это  было так на самом деле… Правда, может, этим молодым учительницам чем-то был симпатичен наш юбиляр?…Может, им нравился его высокий рост? ..А ,может, танковые эмблемы на его погонах? Но как бы там ни было, когда срок его службы  подошел к концу, наш юбиляр вернулся в родной Таганрог, пришел в гимназию, которая носит имя моего создателя Чехова, и заявил, что желает сдать экзамены экстерном за курс средней школы.  Директор школы встретил его с симпатией. Возможно ,и директору была симпатична солдатская форма, которая ладно сидела на юноше. Но когда  директор узнал, что юбиляр перед войной окончил всего шесть классов, то, возможно, загрустил и подумал: «Плакали» 200 рублей, которые сдал юбиляр в школьную кассу за экзамены.» Но директор «грустил» напрасно. Наш юбиляр все экзамены сдал и в то же лето поступил в Ростовский  университет, где мы с ним и познакомились, о чем я ,кажется, уже говорил.
     В университете наш юбиляр ,в основном,  играл волейбол и соблазнял девушек…Нет! Вы не подумайте чего-нибудь такого?!…Он соблазнял их исключительно- письмами. Какие письма он писал, неизвестно, но судя по тому, что в одном из писем от девушки есть такие строчки: « А после вашего письма ,которое можно переложить на музыку, я еще поверила в Вас…»-мы можем судить, что в эпистолярном жанре он уже тогда достиг  немалых  успехов.
    В эпистолярном жанре наш юбиляр, можно сказать, работал поневоле, так как одна его пассия училась в Ленинграде, а другая -в Москве. Вот ту, которая училась в Москве, он все-таки «соблазнил», и она стала его женой!
     Между игрой в волейбол и писанием эпистол наш юбиляр сдавал какие-то  экзамены и зачеты и умудрился получить красный университетский диплом.   Положив  диплом и томик Чехова со «Скучной историей» в тощий пустой  чемоданчик, купленный на подъемные, наш юбиляр отправился к месту будущей  работы в поселок Балыкчи на высокогорном озере Иссык-Куль в Киргизии.   В Балыкчи наш юбиляр развил кипучую деятельность, и хотя его ученики, киргизы и киргизки-дети гор- не знали русского языка ,он ухитрился им преподавать не только литературу, но и автодело, и его выпускники «выходили»  из школы  с аттестатом зрелости и правами водителя-профессионала. А так как Иссык-Кульская область связана с внешним миром только одной автомобильной дорогой, то СЛАВА  нашего юбиляра тогда в Иссык-Кульской области была примерно так же велика, как слава Романа Абрамовича сегодня на Чукотке.
   Юбиляра даже хотели сделать директором школы. Но  разряженный горный воздух плохо отразился на здоровье его супруги нашего ,и он вынужден был подать заявление об увольнении. По собственному желанию. Заведуюший районо товарищ  Ибрагимов не хотел его отпускать  и сказал юбиляру:» Зачем тебе одна больная старая жена?…Ты будешь  директором школы, а в жены возьми девочек из 8 класса, так как по нашим  обычаям девочки из 9 и 10 классов уже считаются перестарками. Конечно, предложение было заманчивым, но наш юбиляр вспомнил, что к нему на днях из Таганрога за 7 тысяч километров уже приехала одна теща,
а  если их будет десять…то, как он сможет  их разместить  в маленьком глинобитном флигеле, который снимал?…
    Итак, высокие стороны не договорились! Наш юбиляр взял «старую» жену и тещу   и вернулся в Таганрог. Но в Таганроге место учителя ему не нашлось. В поисках удачи он поехал в Ростов. В Ростове он совершенно  случайно  зашел в редакцию журнала  «Дон»,совершенно случайно увидел главного  редактора, тот совершенно случано прочитал его рассказик, побеседовал с ним .И после месячного испытательного срока его взяли на работу в редакцию- фоторетушером, так  как другой вакантной должности в штатном расписании не было..
    И тут началась эта скучная история: днем он работал в редакции , а  по ночам писал свои творения, чем и заработал себе стойкую бессонницу. Все последующие годы были бедны и однообразны. Он работал, писал, печатался, снова работал и снова печатался и допечатался до того, что ни одно  известное издательство в России не прошло мимо творений нашего юбиляра и тираж его книг перепрыгнул отметку  в 2 с половиной миллиона  экземпляров.
    Кроме «писания», юбиляр еще продвигался по служебной лестнице. Не буду перечислять все его чины и звания,  но если я- заслуженный профессор России, кавалер многих орденов и тайный советник и прочее сегодня выступаю перед вами, то вы сами можете догадаться, каких высот он достиг!
    И вот, когда нашему юбиляру стукнуло 69 лет, и мы сидели с ним ночью в его рабочем кабинете в Ростове, я сказал ему: А не пора нам, батенька ,вернуться, так сказать, к своим Пенатам, то бишь в Таганрог, и в покое, и в мирных беседах прожить остаток своих дней.? Мои слова на юбиляра произвели  большое впечатление и буквально на следующий день он заявил, что он оставляет пост Председателя Правления Ростовской областной
писательской организации, бросает свое собственное издательство, собственный журнал и даже квартиру в элитном доме на Грибоедовском, в центре Ростова на Театральном спуске и переезжает в Таганрог. Сначала ему никто не поверил. Нонсенс! Но я-то знал, что он это сделает, и он это сделал.
    И вот сегодня, в этот торжественный день, я обращаюсь к вам, дамы ,а также господа,  будьте милосердны к нашему юбиляру. Я уже вам говорил, что юбилеи- дело трудно  переносимое и что четыре юбилея- это уже очень много! Поэтому нижайшая просьба к Вам: Больше  никаких юбилеев.! Никаких круглых или полукруглых дат..
И тогда, даст Бог, наш юбиляр еще, может, какое-то время ПОМУЧАЕТСЯ на нашей грешной земле, чего мы ему искренне желаем…
    Остаюсь в совершеннейшем к Вам почтении- тайный советник, заслуженный профессор , кавалер... и прочее, прочее, прочее.


Рецензии