Помогите культуре стать культурной
«Не следует путать два очень близких понятия «культурные навыки» и «культуру». Именно в этом смысле мы не можем признать у конкретного человека подлинную культурность в силу одного только обладания всевозможными знаниями, виртуозными навыками и всякого рода утончениями. Если все эти знания и утончения действуют лишь в качестве, так сказать, довесков, происходящих из внешней для самой его личности (и остающейся для нее внешней в конечном итоге) системы ценностей. В этом случае человек действительно обладает культурными навыками, однако сам он некультурен». (Георг Зиммель.)
* * *
Журналист Игорь Семенов спрашивает в статье «Создающие праздник» («ШП» 17 декабря.) «Но как культура может помочь выжить цивилизации»?
Мне уже приходилось говорить о том, что культура - путь души к себе самой, сквозь столкновения с другими душами и обстоятельствами вещного мира? Из этого следует, что культура возникает там и только там где есть столкновение духовных ценностей.
Тогда творческий дух пытается выразить сам себя через сопротивление всего противостоящего ему. В том числе и в первую очередь, вне положенных ему духовных ценностей. Парадокс? Да нет – творческая трагедия, а без неё немыслима культура.
Об этой трагедии писатель Лион Фейхтвангер, говорит следующее:
«…переживания драматурга - более сильные, более бурные чем у кого бы то ни было. (…) …и согласно холодному, враждебному закону искусства, он вынужден убивать эту жизнь, чтобы творить ее, и снова творить жизнь, чтобы убивать ее».
Но это верно также и для любого вида культурной деятельности. Вот почему подлинный художник всегда недоволен тем, что и как сделал.
Культура – это вечное противопоставление и такое же вечное преодоление этих противопоставлений. Дух культуры – это конфликт, драма, а не праздник и развлечение с песнями и плясками. Где нет конфликта - там нет и культуры. В этом смысле цель культуры - сама культура и никакой иной цели у неё нет и быть не может.
То же самое касается и искусства, как способа (формы) существования культуры. Об этом хорошо сказал еще в позапрошлом веке английский поэт Оскар Уайльд: "Всякое искусство абсолютно бесцельно и потому спрашивать о смысле его, искать этот смысл, занятие пустое и в то же время равное по своему величию и неразрешимости вопросу о смысле жизни".
Из этого тезиса о бесцельности искусства, который был неоднократно подтвержден человеческим гением, следует, что творческий дух выражает сам себя и это самовыражение и есть его конечная цель.
Но в том-то все и дело! Самовыражаясь - творческий дух, создает адекватный ему окружающий мир. Если творческий дух выражает себя через низменное, животное что есть в человеке, то стоит ли удивляться тем мерзостям, которые нас окружают?
Как сказал немецкий философ Георг Зиммель: «Дух производит бесчисленные порождения, которые продолжают свое собственное, самостоятельное существование, независимое как от души, их сотворившей, так и от любой другой воспринимающей или же отклоняющей их души».
Журналист Игорь Семенов говорит о том, что культура наравне с политикой, финансами и вооруженными силами «была изобретена». Но разве мы можем сказать, что окультуренное растение было изобретено, точно так же как изобретен анкерный ход часов, или электромотор? Можно ли сказать что роман Льва Толстого «Война и мир» был изобретен? Нет, мы скажем, что роман был сотворен! Сотворчество – это ведь творчество с кем-то, или с чем-то еще помимо автора! С Богом? С дьяволом?
Культурный процесс только высвобождает потенцию живого духа, как в человеке-творце, так и в обществе, или мертвит его в случае контркультуры. В механизмах, то есть изобретениях, живого духа нет и, следовательно, тут нечему «высвобождаться».
В человеческом обществе: политика и все что с ней связано (финансы, армия и так далее) есть не изобретение, а порождения (формы) освобожденного творческого духа народа, объединившегося в государство.
Процесс тот же самый, какой происходит при окультуривании, скажем, дикой яблони или пшеницы – высвобождается скрытая в геноме потенция, признанная человеком полезной. Это же касается воспитания ребенка. Окультуривание - это процесс со-творческий, соединенный в единство с духом владеющим душой творца, а не изобретательский, связанный с бездушной материей.
Не следует забывать, что понятие культура и культ одного корня и, следовательно, религиозное сознание является основой культуры. При этом не важно, какого рода религия – любой культ порождает соответствующую ему культуру. Культ силы порождает культуру насилия в обществе, культ разврата – культуру распущенности и так далее.
Либерализм в его самой отвязанной форме – либертаризма, открыл художнику путь ко вседозволенности эстетического воображения. Идеология либертаризма – самое низменное, что есть в человеке и потому, что оно есть в человеке, по логике либертаризма - достойно эстетизации.
«Сдерживать художника, - по мнению профессора высшей духовной академии М.М. Дунаева, - может лишь нравственное, а ещё вернее — религиозное чувство. Иначе эманации любого бездуховного состояния смогут оказаться запёчатлёнными в совершенном по воплощению произведении. История искусства готова предоставить немало тому подтверждений начиная с эпохи "серебряного века" русской культуры (начало XX в.) и далее. («Вера в горниле сомнения».)
Таким образом, цивилизация есть плод культуры, а не наоборот. Каков творческий дух народа, такова и цивилизация им созданная. Так что «спасение цивилизации» зависит от состояния духа, творящего её культуру. Сделайте культуру духовней («окультуренной») чем она есть, и вы тем самым спасете цивилизацию.
Каков же творящий дух современности? Это становится ясно из последующего интервью Игоря Дьяконова, руководителя управления по культуре Прокопьевска. Эту часть статьи Семенова оставляю без комментариев. По определенным далеко отстоящим от темы соображениям.
Свидетельство о публикации №210100100236