Любовь Небесная. Душа и тело. Продолжение

               О любом деле можно сказать, что оно само по себе не бывает ни прекрасным, ни безобразным. Например, все, что мы делаем сейчас, пьем ли, поем ли или беседуем, прекрасно не само по себе, а смотря по тому, как это делается, как происходит: если дело делается прекрасно и правильно, оно становится прекрасным, а если неправильно, то наоборот, безобразным. То же самое и с любовью; не всякий Эрот прекрасен и достоин похвал, а лишь тот, который побуждает прекрасно любить.
                Так вот, Эрот Афродиты пошлой поистине пошл и способен на что угодно, это как раз та любовь, которой любят люди заурядные. А такие люди любят, во-первых, женщин не меньше, чем юношей; во-вторых, они любят своих любимых больше ради их тела, и, наконец, любят они тех, кто поглупее, заботясь только об удовлетворении своей похоти и не задумываясь прекрасно ли это. Вот почему они и способны на что угодно – на хорошее и на дурное в одинаковой степени.
                …Если поклонника, как бы рабски ни служил он по своей воле предмету любви, никто не упрекнет в угодничестве, то и другой стороне остается одна непозорная разновидность добровольного рабства, а именно рабство во имя совершенствования…
                Таков Эрот богини небесной: небесный и сам, он очень ценен и для государства, и для отдельного человека, поскольку требует от любящего и от любимой великой заботы о нравственном совершенстве.
               
                …Все люди беременны как телесно, так и духовно, и, когда они достигают известного возраста, природа наша требует разрешения от бремени. Разрешиться же она может только в прекрасном, но не в безобразном. Соитие мужчины и женщины есть такое разрешение. А дело это божественное, ибо зачатие и рождение суть проявления бессмертного начала в существе смертном.

                Любовь… исходит скорее от дружбы, чем от чувственного влечения. Но если больше всего от дружбы, то дружба и есть цель любви. Следовательно, чувственное влечение или вообще не есть цель, или оно есть ради дружбы.

                Мужу и жене дружбы, по-видимому, дана от природы, ибо от природы человек склонен образовывать, скорее,  пары, а не государства – настолько же, насколько семья первичнее и необходимее государства…
                Аристотель

                Стыдно смотреть на тех, кто ликует, дорвавшись до Венериных утех, мерзко – на тех, кто еще только рвется к ним воспаленным желанием. Такой порыв обычно называется «любовью» ( и я, право же, не могу подобрать ему другого имени), - и в нем видна такая слабость духа, которую и сравнить не с чем.

                Цицерон

                … Мы не должны допускать, чтобы над нами  взяла верх  страсть бурная и необузданная, сама себя ставящая ни во что и отдающаяся во власть другому. Взглянут на нас благосклонно – мы пуще распаляемся от доброты; отвернутся – нас раззадоривает надменность. Вредна и легкая любовь, и трудная: легкостью она берет нас в плен, с трудностями заставляет бороться. Так что лучше нас остаться в покое, зная нашу слабость. Нестойкую душу нельзя вверять ни вину, ни красоте, ни лести, ни другим соблазнительным приманкам.

                Сенека


                АПОСТОЛ ПАВЕЛ

                Из Первого послания к Коринфянам
                Г л а в а  7

                1.А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины.
                2.Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа.
                3.Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу.
                4.Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена.
                5.Не уклоняйтесь друг от друга,  разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а  п о т о м  опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим.
                6.Впрочем, это сказано мною как позволение, а не к5ак повеление.
                7.Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе…
                27.Соединен ли ты с женой? Не ищи развода. Остался ли без жены? Не ищи жены.
                28.Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит. Но таковые будут  иметь скорби по плоти; а мне вас жаль…

                32.А я хочу, чтобы вы были без забот. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу;
                33. А женатый заботится о мирском, как угодить жене. Есть разность между замужнею и девицею;
                34.Незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы стать святой и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу.

                Г л а в а  13

                1.Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая и кимвал звучащий.
                2.Если имею  д а р  пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое послание и все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что  м о г у  и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто.
                3.И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.
                4.Любовь долго терпит,  милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, любовь не гордится,
                5.не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла,
                6.не радуется неправде, а сорадуется истине,
                7.все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.
                8.Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится…
                9.Ибо мы отчасти знаем и отчасти пророчествуем;
                10.когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится…
                13.А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше.


                Из послания к Ефесянам

                25.Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал себя за нее,
                26.чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова…
                28.Так должны мужья любить своих жен, как свои тела;  любящий свою жену любит самого себя.
                29.Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как Господь Церковь.
                30.потому что мы члены тела его, от плоти Его и от костей Его.
                31.Посему оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть.
                32. Тайна сия велика; я говорю по отношению к Христу и к Церкви.
                33.Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится мужа своего


Рецензии