Познавательные способности у девиантных подростков

Глава 1. Познавательные процессы у делинквентных личностей.

     Личность – в отечественной психологии это: 1) субъект социальных отно-шений и сознательной деятельности, носитель психосоциальных свойств человека; 2) системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении.(6, с. 197)
В широком понимании личность есть некое организованное и организующее целое (структура) относительно постоянных свойств  (черт), динамически развивающихся из врожденных задатков индивида во взаимодействии с жизненной средой (Конечный Р., Боухал М. 1983)[12, с.328].
В факторной теории личности Р.Б. Кетелла, который считал что ядро личностной структуры образовано 35 устойчивыми первичными чертами (факторами). Из них 23 являются характеристиками  нормальных людей, а 12 относятся к патологическим отклонениям. Из нормальных черт наиболее изученными являются 16 личностных факторов. [12, с 331]. Мы предполагаем, что у делинквентов эти 12 устойчивых патологических черт личности доминируют над остальными.
К.К. Платонов выделил несколько типов личностей делинквентов, которые характеризуются рядом параметров:
1. соответствующими взглядами и привычками, внутренней тягой к повторным преступлениям;
2. неустойчивость внутреннего мира, склонностью совершать преступления под влиянием сложившихся обстоятельств или окружающих лиц;
3. высоким уровнем правосознания, но пассивным отношением к другим нарушителям правовых норм;
4. не только высоким уровнем правосознания, но и активным противодействием или попыткам противодействия при нарушении правовых норм;
5. возможностью только случайного преступления.
К группе лиц с делинквентным поведением относят представителей второй, третьей и пятой групп. У них в рамках волевого сознательного действия в силу индивидуально-психологических особенностей нарушается или блокируется процесс предвосхищения будущего результата деликта (проступка). Такие индивиды легкомысленно, часто под влиянием внешней провокации, совершают противоправное действие, не представляя его последствий. Сила побудительного мотива к определенному действию тормозит анализ отрицательных (в том числе и для самого человека) его последствий. Нередко делинквентные действия опосредуются ситуационно-импульсивными или аффективными мотивами.
В основе ситуационно-импульсивных преступных действий лежит тенденция к разрешению внутреннего конфликта, под которым понимается наличие неудовлетворенной потребности (А.С. Арсентьев). Реализуются ситуационно импульсные мотивы, как правило, без этапа предварительного планирования и выбора адекватных объектов, целей, способов и программы действия для удовлетворения актуальной потребности.
Различие делинквентного и криминального поведения коренится не в возрасте, с которого наступает уголовная ответственность (деликты могут совершать и взрослые, и даже пожилые люди), а в степени осознания индивидом своих противоправных поступков и действий, их социальной значимости и вредоносных последствий для окружающих.
Основой делинквентного поведения взрослого и пожилого человека является психический инфантилизм с комплексом характерных признаков: неумением разводить идеальные и реальные цели несоответствующей возрасту наивностью и прямодушием, детской восторженностью, эгоцентризмом, формально-обязательном выполнением долга и подчиняемостью, нежеланием  и неумением прогнозировать возможные будущие нежелательные события (антиципационной несостоятельностью), повышенной обидчивостью, потребностью в утешении и опеке, склонностью к резким колебаниям настроения и выраженным аффективным реакциям.[11, с. 77-78]
 Делинквентная личность – личность с нарушениями личностных образований, проявляющаяся в проступочном поведении. Согласно теории дифференциальной ассоциации «человек становится делинквентом в следствии перевеса благоприятствующих нарушению закона определений над неблагоприятствующими по мере того, как они усваиваются из окружающей культуры»[14, c.113].
Взгляд на природу человека в теориях делинквентности.
В основе любой делинквентности лежит определенная модель человеческого поведения. Три из них могут быть выделены в качестве главных. Те, которые придерживаются теории конформизма (конформизм [от лат. conformis – подобный], не критическое принятие и следование господствующим социальным стандартам, стереотипам массового сознания (6 с 184), считают, что каждый человек изначально является конформистом и стремиться поступать «правильно». В значительной степени это предположение лежит в основе гуманистических теорий в психологии. Люди в основе своей «хорошие» и стремятся реализовать в жизни все заложенные в них возможности, подходящим примером конформистского подхода в делинквентности является теория напряжения К. Мертона. В соответствии с этой теорией, люди по своей природе являются конформистами, на которых сильно влияют ценности и установки (аттитюды) общества, в котором они живут. Представители этой теории напряжения считают, что люди, являющиеся в своей основе конформистами, с готовностью усваивают такую позицию, но возможности и средства для достижения этих целей доступны им не в одинаковой степени. Некоторым в достижении этих целей помогают образование, сеть социальных связей, личные контакты и влияние семьи. Однако у социально  и экономически ограниченных людей нет подобных преимуществ для достижения материального, экономического или по-литического благополучия. Таким образом, теория напряжения предсказывает, что делинквентное поведение имеют место тогда, когда, когда наблюдается осознанное несоответствие между меркантильными ценностями и целями, которые пропагандируются и высоко ценятся в обществе, с одной стороны, и доступностью законных средств для достижения этих целей – с другой. В этом случае развивается напряжение между целью достичь богатства и власти и средствами для их достижения. Группы и отдельные люди, испытывающие подобное напряжение, вынуждены решать, нарушать ли нормы и законы, чтобы достичь частицы столь желанных богатства и власти, или отказаться от мечты и либо имитировать движение к ней. Либо отвергнуть её или активно против неё протестовать.
В соответствии с другой моделью – нонкомформистической – человек по своей природе создание недисциплинированное и при отсутствии ограничений и правил, принятых в данном обществе, легко пренебрег бы общественными соглашениями и без разбора совершал преступления. Сторонники этой точки зрения считают, что человек является по сути «незаконопослушным», и если ему будет позволено делать то, что он захочет, проявит склонность к девиантному (отклоняющемуся) поведению. Хорошими примерами подобных взглядов являются нейробиологические теории, например теория социального контроля Тренвиса Хирши, который утверждает, что правонарушения (делинквентность) имеют место тогда, когда тяготение человека к общепринятому порядку или нормативным стандартам ослабевают или в значительной степени отсутствует. Другими словами, социализация, которая обычно удерживает основную человеческую природу под контролем, у делинквентов незавершенна или осуществлялась неправильно. С этой позиции человеческой природе изначально присущи врожденные «плохие» или «антиобщественные» тенденции, которые должны контролироваться обществом.
Третью точку зрения представляют теории научения, в соответствии с которыми человек от рождения нейтрален (не склонен ни к комфортному, ни к делинквентности). Эти теории стремится доказать, что фактически все формы поведения, его убеждения и тенденции усваиваются им из социальной среды в процессе научения. Наиболее всесторонне такой взгляд иллюстрируется социальной теорией научения Павлова, Утсона и Скиннера и теорией дифференциальных ассоциаций Эдвина Сазерленда. Теория дифференциальных ассоциаций – яркая иллюстрация этой – точки зрения. Согласно этой теории, делинквентное поведение усваивается, как и любое другое социальное поведение, через социальное взаимодействия с другими людьми. Оно не является результатом ни психического заболевания, ни нарушений эмоционального развития, ни реализации врожденных представлений о «добре» и «зле». Люди становятся делинквентами в результате научения, под воздействием сигналов, полученных от других людей, которые в свою очередь «научились» быть делинквентами. сле-довательно, господство «сигналов», способствующих нарушению закона, над сигналами, препятствующими этому, приводит к формированию преступного поведения. Житейская мудрость, гласящая, что дурная компания провоцирует дурное поведение, с точки зрения теории дифференциальных ассоциаций является справедливой [9, c.13-14].


Рецензии