Подросток о себе по Ф. Райс, К. Долджин

        Я-концепция  - это сумма определений и образов себя. Я-концепция  также состоит из мнений о различных аспектах Я, таких как социальные навыки, спортивные качества и моральность. Подростки собирают доказательства, которые помогают им оценивать себя. Они сравнивают себя со своими идеалами и идеалами других. Важно, чтобы подростки имели точное представление о себе. У всех людей есть шесть различных Я: то, кем они являются; кем им кажется, они являются; то , какими их представляют другие люди; то как им кажется, их представляют другие люди; то, кем они станут, как им кажется; и то, как им кажется, какими другие хотят, чтобы они стали. Я-концепции могут в какой-то степени соответствовать либо не соответствовать реальности, и они постоянно изменяются, особенно в детстве и подростковом возрасте. Стренг (Strang, 1957) вывел четыре основных измерения Я.
«Во первых, существует общая, основная Я-концепция, которая является видением подростка своей личности и представлением о своих способностях, статусах и ролях во внешнем мире.
Во-вторых, временная, или переходная, Я-концепция. На данное представление о себе оказывает влияние настроения в данный момент либо недавний или продолжающий опыт. Недавно полученная низкая оценка по экзамену может временно заставить человека считать себя бестолковым, а критическое замечание со стороны взрослых может спровоцировать временное чувство своего униженного достоинства.
В-третьих, существует социальное Я. Это то Я, которое, как ему кажется, видят другие, что, в свою очередь, влияет на то, как воспринимает себя индивидуум. Если подростку кажется, что другие считают его тупым и социально неприемлемым, то он и сам склонен думать о себе так же. Его представления о мнениях других раскрашиваю его видение себя (Harter,  Stocker, and Robison, 1996).  Часть Я-концепции формируется при взаимодействии Я с другими: в близких отношениях, при групповом взаимодействии, сотрудничестве и конкуренции. Она развивается в социальном взаимодействии, приводящем к неразрывности Я, а также к отождествлению себя с чем-либо за рамками Я.   Частью Я-концепции является ощущение своего социального статуса в настоящем и будущем.
В-четвертых – это идеальное Я, т.е. человек, которым подросток хотел бы быть. Его либо её стремления могут быть реалистичными, слишком заниженными либо слишком высокими. Слишком низкое идеальное Я препятствует прогрессу, слишком высокое может при-вести к разочарованию и падению самооценки. Реалистичная Я-концепция приводит к признанию самого себя, умственному здоровью и достижению реалистичных целей.
Важность хорошей Я-концепции.
Я-концепция важна, поскольку она обуславливает и руководит чьим-либо поведением. В своем рассмотрении связи между мотивацией и Я-концепции Ойсерман и Маркус (Oyserman, and Markus, 1990)  концентрируются на возможных Я. Это люди, которыми он/она могут однажды стать.  Возможное Я относится к будущему, а не к настоящему. Каждый из нас имеет Я в моих надеждах –  это люди, которыми мы хотели бы стать. Также мы имеем ожидаемое Я – это люди, которыми мы, скорее всего, станем. И мы имеем нежелательное Я – это люди, которыми мы боимся стать. Подростки, у которых отсутствует позитивное ожидаемое Я, обращаются к непродуктивному, антисоциальному (делинквентному) поведению. Складывается впечатление, что если кто-то надеется только на плохое, то он предпочтёт самодеструктивные действия. Сбалансированный набор нежелательных Я может также побудить к ответственному поведению. Осознание того, что может произойти что-то очень плохое, заставляет активно действовать, а мысли о негативных последствиях могут помочь избежать антисоциального (делинквентного) поведения. Исследования показали, что возможные Я могут повлиять на то, станет ли человек преступником (делинквентом) (Aloise- Youg,2001).
Самооценка.
Имея представление то себе, подростки должны считаться с самооценкой, которую они себе дают.  Появление чувства собственного достоинства только возможно при соответствии Я-концепции подростка   с его Я идеальным.  Большинство подростков  к позднему периоду  уже разобрались с собой, определили, кем они могут быть в самом идеальном варианте, и объединили свои стремления в свои идеальные Я.  Карл Роджерс (1961) описывал конечный этап развития личности как основополагающую согласованность между объективной реальностью и чьим-либо представлением о самом себе. Такой результат  дает свободу о внутренних конфликтов и тревожности. Когда люди понимают то,  кем они себе кажутся, и хотят это объединить, тогда они могут принять себя, избегая всяких противоречий. Их восприятие самих себя и отношения с другими приводит к принятию себя и принятию собственной самооценки.  Психологическое несоответствие появляется тогда, когда существует расхождение между тем Я, которым индивидуум является по отношению к другим, и тем, каким   он себя представляет либо хочет стать.


Рецензии
Большинство подростков при помощи взрослых разобрались с собой, определили, кем они хотят стать и объединили свои стремления в свои идеальные "Я" имеющую согласованность между объективной реальностью и чьим-либо представлением о самом себе.Пусть всё сбудется у них..и рядом с ними будут добрые искренние люди..

Дмитрий Полторацкий - Фонарики любви горят на Земле там и тут..

http://www.proshkolu.ru/user/kuchina57/file/858464/

Таисия Кучина   22.12.2010 07:13     Заявить о нарушении