Великовский Шимон

В 1997 году издательством "Феникс" (Ростов-на-Дону) выпущена книга израильского писателя Ионы Дегена " Иммануил Великовский", посвящённая одному из  выдающихся учёных 20 века, имя которого, широко известное на Западе, было мало знакомо до недавнего времени русскоязычному читателю  как в России ,так и в Израиле.
Эта публикация познакомила нас также с жизнью и деятельностью  его отца,  Шимона  Великовского, оказавшего огромное влияние на  формирование личности  знаменитого  учёного.
Шимон Великовский  известен как видный деятель сионистского движения. Родился он  в 1860 году в небольшом провинциальном городке Мстиславль, расположенном на востоке Могилёвской области Белоруссии. Родословная Шимона по материнской линии восходила к библейскому Езре Коэну, священнику-книжнику, который в V в. до н. э. вывел евреев из Вавилонского плена  . Отец  Ш. Великовского - Яков, дед - Шимон, прадед Иегуда и прапрадед- Айзик  были известными учёными-талмудистами. Их мудрые  книги  долго хранились в семейной  библиотеке и сгорели во время знаменитого мстиславского пожара 1859 года. В своих воспоминаниях, изданных на иврите, Шимон Великовский с большой теплотой пишет о своих предках.               
 Шимон учился в хедере, где подружился со своим сверстником Шимоном  Дубновым  , будущим знаменитым историком еврейского народа. Оба Шимона  были самыми примерными учениками в школе. Все в семье Великовских  стремились к образованию. В доме строго соблюдалась суббота, и все изучали иврит. Отец Шимона Яков, по субботам говорил только на иврите и приглашал к себе на шабатный  обед бедных евреев, хотя и для членов своей семьи  не всегда хватало еды. Летом 1874 года Шимон сбежал из дома и стал учиться в знаменитой ешиве (еврейском религиозном учебном заведении) , находившейся в местечке Мир. И здесь он был одним из лучших учеников.  Своих успехов он достигал не только за счёт  незаурядных способностей , но и, главным образом, благодаря поразительному усердию, занимаясь по 12- 18 часов в день. Глава ешивы даже приглашал Шимона на субботу в свой дом, что считалось для учащихся высшей степенью отличия. Через полтора года Шимон прервал учение и вернулся домой в связи с тем, что  получил повестку о призыве в армию. Однако  от воинской повинности он был освобождён по  возрасту, но в ешиву уже не вернулся. Он помогал отцу в его поездках за товарами  в другие города. В Мстиславле он опять сблизился с Шимоном Дубновым и стал по его примеру изучать русский язык, читал классическую литературу,  сочинения известных российских сионистов и  революционные книги. В это время произошла его размолвка с отцом по чисто идеологическим соображениям  . Отец был недоволен увлечением сына   левыми течениями ,а когда увидел дома запрещённую революционную литературу на русском языке и журнал на языке иврит "а-Шахар" ("Заря"), то  в гневе разорвал их. После этой ссоры Шимон стал искать работу в  Могилёве, Киеве, а затем в  Смоленске. Там он  увлёкся сионистскими идеями. В связи с пребыванием вне черты оседлости он был арестован и отправлен в Могилёв. В 1882 году, не имея вида на жительство, он всё же уехал в Москву, самое запретное для еврея место. Здесь он проявил большие коммерческие способности  и  сумел получить солидные кредиты от торговых домов и банков, что позволило поставить оптовую торговлю на широкую ногу.
 В Москве расширяется  и его сионистская деятельность.  Шимон руководит московским сионистским центром и  на его деньги издаётся журнал "СФАТЕЙН". В доме Великовских встречались посланцы сионистских организаций, проводились собрания. Шимон руководил сбором средств на покупку земли в Палестине для  евреев-переселенцев из России. В 1884 году он направляет туда своего посланца и в пустыне Негев был куплен участок для одной из первых сельскохозяйственных станций, которой Шимон дал имя "РУХАМА" , что означает "помилованная", "удостоившаяся милосердия", "возлюбленная". Впоследствии на этом месте возник киббуц с одноименным названием.  На покупку земли Шимон Великовский   пожертвовал  огромную по тем временам сумму - полтора килограмма чистого золота. Великовский и в дальнейшем принимал активное участие в поселенческом движении не только в Негеве , но и в Галилее, и в районе будущего Тель- Авива, сотрудничая с Артуром Рупиным, выдающимся общественным деятелем и инициатором создания еврейских сельскохозяйственных поселений в период, предшествовавший созданию государства Израиль.
Шимон Великовский  был человеком сдержанным и деликатным в отношениях с людьми. Десятки евреев обращались к нему за помощью и советом.  И он всегда старался помочь им  или подсказать направление действий. Жить в Москве  без официального права на жительство было опасно. Кроме того, его материальное положение  к этому времени позволяло создать семью. В 1889 году он женится и переселяется в Витебск. В молодой семье появляются дети. Сначала  Даниил, затем Александр, а 12 июня 1895года родился третийсын-Иммануил.               
В Витебске сионистская деятельность Шимона Великовского продолжается. Отсюда он  был направлен в Швейцарию на Первый сионистский конгресс, где встречался с  Теодором  Герцлем и Максом Нордау.   
   В 1900 году семья Великовских покидает Витебск и переезжает в Москву, где Шимон , как купец первой гильдии, уже имел право  на жительство. Здесь он становится одним из виднейших и наиболее уважаемых оптовых торговцев. Дети в семье Великовских получали одинаковое и светское и религиозное сионистское образование. Все её члены ,включая самого Шимона, изучали иврит под руководством специального преподавателя. Французскому и немецкому языку  детей обучала мать и этими языками они владели также свободно , как русским.    Среди молодого поколения Великовских не было единодушия по поводу участия евреев в решении политического будущего    России. Даниил и Александр колебались между необходимостью социальных реформ и активными действиями и в результате пришли к выводу ,что только социалистическая революция  может решить проблемы евреев. Иммануил   же считал, что дело евреев - исход в Эрец- Исраэль и построение там своего суверенного государства. В 1917 году, накануне двух революций И.Великовский  публикует брошюру "Третий исход" с призывом к евреям возродить потерянную родину в Палестине. Он и сам, разумеется ,собирался туда же, как только получит образование. Шимон Великовский позволил каждому из детей выбрать свой путь. Сам же на всю жизнь, как и его младший сын, остался сионистом и пришёл к выводу, что евреи не должны иметь ничего общего с левыми движениями. В 1912 году он направляет Иммануила в Эрец - Исраэль для оказания помощи в  организации там сельскохозяйственного поселения на купленной московскими евреями земле в пустыне Негев. Там уже в 1911году были распаханы земли и  задача заключалась в том ,чтобы найти руководителя хозяйства, определить наиболее приемлемые и рентабельные культуры ,составить необходимые сметы и решить многие другие сложные организационные и бытовые проблемы.
После октябрьской революции в России начались гонения на  сионистов. В феврале 1918 года в Москве была арестована группа московских сионистов , в том числе  и технический секретарь организации, при обыске у  которого был обнаружен список жертвователей на покупку земли в Палестине. Шимона Великовского успели предупредить об опасности . Он не вернулся домой ,оставил всё своё годами накопленное имущество и с большим трудом выбрался из Москвы вместе с женой и младшим сыном Иммануилом. Три года семья скиталась по России, пытаясь выбраться за границу. И только весной 1921 года они с трудом  покинули пределы страны.
Размышляя о будущем еврейского государства, Шимон Великовский мечтал собрать там цвет научного  мира и организовать Еврейский университет. Но начать следовало с создания многоотраслевого научного журнала , в котором будут публиковаться работы виднейших учёных-евреев. С этой целью после выезда из России он направил Иммануила в Берлин, а сам вместе с женой поехал в Эрец-Исраэль. Первые годы пребывания    Ш. Великовского  в Эрец- Исраэль были связаны с огорчениями и неприятностями, вызванными тем ,что некоторые московские евреи,  внесшие деньги на покупку земли в Негеве,  после революции ,оказавшись в Эрец- Исраэль, потребовали у  Шимона возвратить свой вклад . Они не хотели ждать пока  киббуц  станет рентабельным и сможет вернуть им деньги.
     Помимо поселенческой деятельности  Ш. Великовский уделял много сил и энергии работе, проводимой совместно с известным лингвистом профессором Кляйзнером и  связанной  с совершенствованием и развитием языка иврит, продолжая дело создателя разговорного языка  Бен - Игуды, ушедшего из жизни в 1922 году. При этом особое внимание уделялось обоснованию создания новых слов и сопоставлению их с подобными словами , имевшимися в других и, в первую очередь , европейских, языках.
Шимон Великовский скончался в  декабре 1937 года . Похоронен он на  старом тель-авивском кладбище, где ему установлено скромное надгробье. На этом кладбище, оказавшемся сейчас в самом центре современного города, похоронены Бялик, Дизенгоф и другие знаменитые евреи.
В посвящении ,приведённом в книге "Века в хаосе,"И.Великовский  писал:      
"Этот труд посвящается памяти моего покойного отца. Я хочу в нескольких словах рассказать ,кто был Шимон Ихиель Великовский. Со дня, когда в тринадцатилетнем возрасте он оставил дом своих родителей и пешком пошёл в один из центров талмудического учения в России, до дня, когда в декабре 1937 года в семидесятивосьмилетнем возрасте он почил в земле Израиль, он посвятил свою жизнь, свою судьбу, своё спокойствие духа, всё, чем он владел, реализации единой цели - возрождению еврейского народа в своей древней стране. Он способствовал возрождению языка Библии, развитию современного иврита, опубликовав (под редакцией доктора И Клаузнера) коллективный труд по ивритской филологии, и возрождению еврейской научной мысли; публикация основанной им Scripta Universitatis, в чём содействовали учёные многих стран, послужила основанием для Еврейского университета в Иерусалиме. Он первый, выкупивший землю в Негеве, доме патриархов; он организовал там коллективное поселение, названное им Рухама; сейчас это самое большое агрикультурное призводство в северном Негеве. Я не знаю ,кого мне благодарить за интеллектуальную подготовку к этой  реконструкции древней истории, если не моего покойного отца."
По разному сложились судьбы потомков Шимона Великовского. Его старшие сыновья стали известными химиками и проживали в Советском Союзе. Связь с ними потеряна и известно лишь то ,что одна из внучек  Шимона погибла под Москвой  во время войны.
Его младший сын Иммануил  стал известнейшим врачом, учёным и писателем. Он унаследовал от отца деловые способности и сионистские увлечения. Прерванное революцией и гражданской войной образование он завершил в 1921 году и сразу же по поручению отца выехал в Европу. В Берлине Иммануил Великовский сумел организовать  на деньги отца издание  многоотраслевого научного  журнала "Scripta," предназначенного помочь созданию Еврейского университета в Иерусалиме, со статьями многих выдающихся учёных мира: Эйнштейна, Бора, Адамара, Ландау, Френкеля,  печатавшихся как на языке автора, так и на иврите. Альберт Эйнштейн стал также редактором выпуска      " Математика и физика". Уже в конце зимы 1923 года  первый выпуск "Scripta"был направлен в адрес 237 университетов и академий. В ответ со всех концов мира в библиотеку ещё несуществующего Еврейского университета в Иерусалиме пришли тысячи томов научной литературы. При этом Иммануил Великовский проявил такие выдающиеся организационные способности, что ему было даже предложено возглавить будущий университет в качестве ректора,  но молодой учёный отказался от этой чести.
С 1923 года он живёт в Палестине и  практикует как врач-психоаналитик.  В 1939 году  он переехал в США, где   работал обозревателем американской печати  по ближневосточным   проблемам ,преподавал в университетах и увлечённо работал над своими знаменитыми книгами: «Миры в столкновениях», «Земля в конвульсиях», «Века в хаосе» , «Человечество в амнезии» , «Рамзес Второй и его время» ,«Эдип и Эхнатон» , «Люди моря» .  В этих произведениях изложена разработанная им оригинальная историко-космическая теория, приобретшая всемирную известность после подтверждения ряда высказанных в этих книгах предсказаний новейшими астрономическими исследованиями. Его теории подверглись сначала замалчиванию, а  затем уничтожающей критике со стороны американской и международной научной общественности. Спорят о них и сейчас. Умер учёный в 1979 году и похоронен в Принстоне.
В США  вместе с семьёй проживает младшая внучка  Шимона -Рут (дочь Иммануила) . Второе имя её- Рухама . Дочь Рухамы названа близким всем израильтянам именем  Кармель.
 А в Израиле живёт  его старшая внучка  -  Шуламит  с мужем Авраамом Коганом  . У Шуламит и Авраама большая и дружная семья. У них двое детей, Меир и  Ривка ,и  девятнадцать внуков. Есть уже и правнуки.  Уделяя много времени своей семье, Авраам и Шуламит  несмотря на свой почтенный возраст, продолжают активную творческую деятельность.  Авраам  Коган работает в институте им. Вейцмана. Он известный физик, профессор, специалист по использованию солнечной энергии. Шуламит сейчас переводит  на иврит  и  уже издала  несколько книг своего знаменитого отца , которые ранее были изданы на английском и русском языках.
Киббуц  "Рухама" ,созданный по инициативе и в значительной степени на средства Шимона Великовского, прошёл суровые испытания, но выдержал их и вырос в большое многоотраслевое хозяйство с развитым полеводством, плодоводством, птицеводством и  животноводством.
После своего основания поселение было дважды атаковано арабами в 1913 году и полностью разрушено в 1-ю мировую войну. В 1920 году сюда пришли новые поселенцы, однако, они были вынуждены эвакуироваться во время арабских беспорядков 1929 года. Некоторые из них вернулись в 1932 г., но новые беспорядки, произошедшие 1936-39г.г. заставили их вновь оставить обжитую землю. Нынешний киббуц был основан в 1944 году группой выходцев из Польши и Румынии, которые начали устройство на месте  с мелиорации почв . Киббуц служил тренировочной базой организаций еврейской самообороны в подмандатной Палестине. В Войну за независимость "Рухама" была основным опорным пунктом Негевской бригады.
К сожалению, заслуги отца и сына Великовских в создании Еврейского университета и его библиотеки, организации и строительстве первых поселений в Негеве не оценены  в Израиле по достоинству. Нет имени Великовских  даже в Еврейской Энциклопедии.


Рецензии